5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристика и описание патологии

Характеристика основных видов патологии

В разные периоды детского возраста

Основные формы патологии грудного и раннего детского возраста

В эти возрастные периоды (соответственно колеблющиеся от 1 месяца до 1 года и от 1 года до 3 лет), наиболее часто развиваются следующие виды патологии: рахит, спазмофилия, гипервитаминоз Д, острые расстройства пищеварения, хронические нарушения питания.

Рахит заболевание обмена веществ (главным образом, фосфатов и кальция), сопровождающееся расстройствами костного скелета, а также деятельности сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем. Начинает развиваться обычно в первые месяцы жизни ребенка. В этиологии рахита ведущее место принадлежит недостаточному поступлению в организм кормящей матери как с растительной, так и животной пищей витамина D, фосфатов и кальция, снижению их всасывания в кишках, а также дефициту инсоляции, микроэлементов (Mg , Zn), полноценных белков, витаминов группы А и В. Это, главным образом, возникает в связи с неправильным как естественным, так и искусственным вскармливанием, недоношенностью детей и плохими условиями жизни и уходом за ребенком. В развитии болезни выделяют три стадии (начальная, разгара болезни, реконвалесценции). Различают острое, подострое и рецидивирующее течение, а также три степени тяжести (легкая — I степень, средней тяжести — II степень, тяжелая — III степень).

Спазмофилия —заболевание, характеризующееся наклонностью ребенка первых 6-18 месяцев жизни к спастическим состояниям и судорогам. Чаще развивается как следствие рахита, особенно у мальчиков, ранней весной и при повышенной инсоляции.

В этиологии спазмофилии важное место принадлежит остро развивающейся гипокальциемии (как следствие лечения витамином D), особенно на фоне алкалоза и электролитного дисбаланса (снижения Mg +2 , Na + , хлоридов) и недостатка витаминов В1 и В6.

В патогенезе большое значение имеет гиперпродукция активной формы метаболита витамина D (1,25-ОН2-D), которая подавляет функцию паращитовидных желез, нарушает всасывание солей кальция и фосфора в кишечнике и реабсорбцию последних вместе с аминокислотами в канальцах почек.

Среди клинических форм особо важное значение имеют развивающиеся ларингоспазм (острое сужение голосовой щели) и эклампсия (приступ клонико-тонических судорог как скелетных, так и гладких мышц).

Гипервитаминоз D — заболевание, обусловленное гиперкальциемией вследствие передозировки солей кальция, витамина D, повышенной чувствительности организма к нему (особенно при надпочечниковой недостаточности и на фоне избыточного ультрафиолетового облучения).

В патогенезе важное место отводится патогенному действию избытка витамина D и его метаболитов, в частности прямому токсическому их действию на организм (особенно печень), нарушению функции эндокринных органов, усилению всасывания кальция в кишках и резорбции костной ткани. Это сопровождается гиперкальциурией и гиперкальциемией, усилением продукции паратгормона, развитием гиперфосфатурии и гипофосфатемии, нарушений различных видов обмена веществ, формированием дистрофических, дегенеративных и склеротических изменений в тканях, особенно в почках и сердце.

Острые расстройства пищеварения— наиболее часто встречающаяся после респираторных заболеваний патология детей первого года жизни.

Ведущими клиническими их формами являются: — диспепсии (простая, кишечная и парентеральная), — дискинезии (пилороспазм, атония разных отделов пищевого канала, спастический запор и др.), — заболевания инфекционного происхождения (дизентерия микробного происхождения, сальмонеллез и др.).

Простая диспепсия — острое функциональное расстройство, проявляющееся рвотой или поносом без существенных нарушений общего состояния ребенка.

Токсическая (кишечная) диспепсия — тяжелая форма функционального расстройства пищеварения, сопровождающаяся эксикозом (обезвоживанием организма), токсикозом (интоксикацией организма), ацидозом и другими глубокими нарушениями обмена веществ. Особое значение в ее развитии имеет инфекционный фактор (сальмонеллы, стафилококк, вирусы, кишечная палочка, протей, клебсиелла и др.). К факторам риска данной формы диспепсии относятся недоношенность, гипотрофия, искусственное вскармливание и др.

Хронические расстройства питания (дистрофии) характеризуются нарушениями усвоения питательных веществ клетками и тканями ребенка.

Различают гипотрофию (отставание массы от роста), паратрофию (преобладание массы тела над ростом или равномерно избыточные как масса, так и рост тела), гипостатуру (равномерное отставание от нормального и массы, и роста тела). Эти нарушения питания могут быть как врожденными, так и приобретенными в различные сроки постнатального периода.

Основные формы патологии дошкольного и младшего

Школьного возраста

В дошкольном и в младшем школьном возрасте, также как в раннем детском возрасте, самыми распространенными являются респираторные заболевания (острые как простые, так и обструктивные бронхиты и бронхиолиты; рецидивирующие бронхиты; пневмонии; бронхиальная астма). Почти треть детей, лечащихся стационарно, и половина детей, лечащихся амбулаторно, больны тем или иным респираторным заболеванием.

Острые бронхиты — наиболее частая респираторная патология, характеризующая воспалением стенок бронхов. Возникают под влиянием самых различных вирусов (особенно парагриппов, респираторно-септициального, аденовируса, гриппа) и бактерий (особенно гемофильной палочки, пневмококка, стафилококка и стрептококка).

Простой острый бронхит сопровождается воспалением бронхов без признаков обструкции дыхательных путей.

Острый обструктивный бронхит — с признаками обструкции бронхов (за счет бронхоспазма, отека слизистой и гиперсекреции слизи).

Острый бронхиолит — с признаками обструкции, как мелких бронхов, так и бронхиол, сопровождающихся развитием дыхательной недостаточности.

Рецидивирующий бронхит — часто (три и более раз в год) повторяющийся, затяжной (двух и более недельный) бронхит без признаков бронхоспазма, склеротических и необратимых изменений в бронхолегочной системе.

Острая пневмония, встречающаяся в 1-3 % случаев, представляет острое воспалительное заболевание, характеризующееся инфильтративными изменениями легочной ткани, приводящими к дыхательной недостаточности. Наиболее частыми возбудителями данного заболевания являются пневмококки, гемофильная палочка, энтеробактерии, стафилококки и условно патогенная микрофлора, а также микоплазмы и вирусы (парагриппа, аденовирусы, респираторно-синти- циальные вирусы, цитомегаловирусы и др.) и даже хламидии.

Факторами риска развития пневмоний являются рахит, гипотрофия, анемии, первичные дефекты иммунитета, искусственное вскармливание, нарушения обмена веществ и др.

Острые пневмонии обусловлены особенностями как анатомии и физиологии органов внешнего дыхания, так и строения и функционирования иммунной системы (недостаточный синтез интерферона и секреторного IgА в слизистой дыхательных путей). В частности, в этом возрасте отмечаются более широкие и короткие трахеи и крупные бронхи, более узкие и мелкие бронхи и бронхиолы, которые содержат мало мышечных и соединительнотканных волокон, что способствует их спадению и обтурации; неравномерная степень дифференцировки бронхов и альвеол в разных сегментах легких; недостаточное содержание сурфактанта и эластичных волокон в альвеолах, что способствует развитию ателектазов и эмфиземы.

Ведущими патогенетическими факторами детских пневмоний являются отечно-воспалительная обструкция дыхательных путей, процессы неспецифического воспаления, активизация процессов свободно-радикального окисления, расстройства механизмов регуляции внешнего дыхания, недостаточность дыхательных и недыхательных функций легких, метаболические и функциональные расстройства других органов и систем.

Детская бронхиальная астма (БА) — заболевание, развивающееся на основе хронического аллергического воспаления бронхов, их гиперреактивности и характеризующееся периодически возникающими приступами затруднения дыхания или удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной бронхоконстрикцией, гиперсекрецией слизи, отеком стенок бронхов.

БА у детей первых 5 лет жизни встречается несколько чаще (5-10 % населения), чем у взрослых (4-6 % населения), причем мальчиков, больных БА, примерно в 2 раза больше, чем девочек. Наибольшая смертность от БА (до 80 %) отмечается у детей препубертатного и пубертатного возраста (11-16 лет).

Факторами риска развития БА являются аллергические заболевания, атопии, гиперактивность бронхов, наследственность. У больных БА аллергические заболевания и атопии встречаются в семейном анамнезе у 80-90 % детей. Причем неинфекционные аллергены (особенно домашняя пыль, постельные клещи, пыльца растений, пищевые продукты, перхоть и шерсть животных, лекарства) занимают ведущее положение (до 80 %), а инфекционные аллергены отмечаются примерно в 20 % случаев. У детей, как правило, возникает поливалентная аллергия.

Различают несколько патогенетических вариантов течения БА у детей:

— атопический (самый распространенный), — иммунокомплексный, — паторецепторный, — дисметаболический.

Выделяют три основных степени БА у детей: легкая, среднетяжелая, тяжелая. Приступы БА чаще всего возникают в связи с рецидивирующими инфекционными бронхолегочными заболеваниями или респираторными аллергозами, (особенно с ОРВИ), а также с психоэмоциональными стрессами.

Читать еще:  Что такое аденовирусный конъюнктивит у детей

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

1.2. Основные общепатологические понятия

Термин общая нозология происходит от греч. nosos — болезнь и logos – учение и означает или общее учение о болезни включает:

основные понятия и категории патологии (здоровье, предпатология, предболезнь, болезнь), их сущность;

классификацию и номенклатуру болезней;

некоторые социальные вопросы патологии;

общую этиологию (виды и свойства патогенных факторов и условий, их роль в возникновении болезней и других форм патологии; принципы этиотропной профилактики и лечения различных видов патологии);

общий патогенез (общие механизмы устойчивости к действию патогенных факторов; общие механизмы возникновения, развития и исхода болезней и других видов патологии; принципы патогенетического лечения;

общий саногенез (общие механизмы выздоровления больного организма); принципы саногенетического лечения болезни и других форм патологии;

понятия, виды и сущность наследственности, конституции, реактивности и резистентности организма и их роль в развитии болезней и других видов патологии;

учение о повреждении клеток и тканей.

Типовые патологические процессы — это такие эволюционно сформированные процессы, которые имеют сходные проявления и механизмы развития, хотя вызываются разнообразными причинами и существенно не зависят от локализации повреждения и вида организма. К типовым патологическим процессам относят местные нарушения кровообращения, воспаление, ответ острой фазы, лихорадка, гипер- и гипотермия, гипоксия, гипероксия и многие другие.

Типовые нарушения жизненно важных органов (сердца, печени, почек), исполнительных физиологических систем (дыхания, крови, кровообращения пищеварения и др.) и регуляторных (иммунной, эндокринной, нервной) систем организма.

Следует отметить, что широко используемые в официальной и народной медицине понятия патология и нозология не являются синонимами. Несмотря на то, что между этими понятиями имеются черты сходства, они существенно отличаются друг от друга. Понятие нозология более узкое, чем понятие патология. Нозология как составная часть, входит в патологию. Нозология изучает болезнь как определенное состояние человека, характеризующееся нарушением не только биологических, но и социальных его функций.

1.3. Объекты предмета патологии и их характеритика

Объектами предмета патология являются: патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние, предпатология, предболезнь, болезнь, здоровье.

Патологическая реакцияэто реакция какого-либо уровня организации живой структуры [субклеточного, клеточного, тканевого, органного, системного (физиологического и функционального), целостного организма], неадекватная силе, длительности действия и характеру раздражителя. Патологическую реакцию обычно рассматривают как элементарный, краткосрочный, биологически нецелесообразный ответ живой структуры на обычный (физиологический) или на чрезвычайный патогенный раздражитель. Эта реакция выходит по интенсивности, длительности и характеру (качеству) за пределы колебаний, свойственных для данной реакции в условиях нормальной деятельности организма.

Патологической реакцией может быть чрезмерное повышение, снижение или извращение сосудистого, зрачкового, сердечного и др. рефлексов на обычный раздражитель (вследствие изменения чувствительности метаболических процессов и функций рецепторов, нейронов, центра). Например, при ярком свете зрачки суживаются слабо, либо не изменяют своего размера, либо даже расширяются; больной отказывается от обычной, естественной пищи, но съедает штукатурку, бумагу, фекалии и т.д.

Патологические реакции ослабляют адаптацию и резистентность организма в целом или его составляющих частей, т.е. являются по сути своей дезадаптирующими.

Патологический процесс представляет возникающий на повреждение комплекс различного сочетания патологических и защитно-компенсаторно-приспособительных реакций при той или иной патологии (болезни).

Патологический процесс может быть представлен в виде следующий схемы (схема 1).

Патологический процесс развивается в ответ на действие разных патогенных факторов и всегда сопровождается повреждениями разнообразных клеточно-тканевых структур организма, нарушениями их функций, а также различными по характеру и интенсивности защитными, компенсаторными и приспособительными реакциями. Защитные реакции защищают организм от действия повреждающих факторов. Компенсаторные реакции замещают сниженные или утраченные функции. Приспособительные реакции приспосабливают организм к новым,

патологическим условиям существования.

Патологический процесс развивается, как правило, относительно быстро, но может развиваться и довольно медленно (в течение длительного времени).

Примерами патологических процессов являются расстройства местного кровообращения, воспаление, кровотечение, стресс, коллапс, шок, интоксикация, пищевое голодание, гипоксия и др.

Патологическое состояние — обычно это очень медленно развивающийся патологический процесс. Его можно рассматривать и как следствие различных патологических процессов (послеоперационный рубец, рубец в коже после глубокого ожога и др.). Патологическое состояние отличается от патологического процесса не только стабильностью и медлительностью течения, но и слабо выраженными (иногда вплоть до отсутствия) защитно-компенсаторно-приспособительными реакциями.

Примерами патологических состояний являются мозоли, соединительно-тканные рубцы, состояния после ампутации части или целой конечности и др.

К другим основным категориям патологии относятся: предпатология, предболезнь, болезнь и здоровье.

Предпатология — это такое состояние организма, для которого, в силу сложившихся неблагоприятных внешних и внутренних условий, характерно, во-первых, некоторое ослабление адаптивно-компенсаторных механизмов, во-вторых, снижение порога резистентности организма к различным неблагоприятным воздействиям, способных приводить к развитию патологических процессов.

Выяснение состояния предпатологии крайне важно для своевременной разработки соответствующих эффективных социальных и медицинских мероприятий и средств по предупреждению возможности развития тех или иных видов патологии (предболезни и даже болезни).

Предболезнь или преморбидное состояние (согласно энциклопедическому словарю медицинских терминов) – это состояние организма на грани здоровья и болезни, могущее либо перейти в выраженную форму какой-либо болезни, либо через некоторое время закончиться нормализацией функций организма.

Предболезнь можно рассматривать также как состояние организма, которое в ответ на действие разных патогенных (для определенного организма) факторов характеризуется развитием неспецифических патологических изменений (повреждений) тех или иных структур системы. Последние возникают в силу недостаточной активизации адаптивных реакций и механизмов, но компенсируемых (замещаемых) усиленной деятельностью других систем и выявляемых до возникновения нарушений социальных функций человека. Проявляется наличием в организме патологического процесса.

При предболезни на фоне в целом сохраненного здоровья организма, как правило, выявляются изменения его реактивности (повышение или снижение чувствительности к холоду, физическим нагрузкам, свету, лекарствам и т.д.) и резистентности (некоторое ослабление активизации защитных и приспособительных механизмов, ответственных за обеспечение гомеостаза).

Своевременное выявление состояния предболезни позволяет врачу, социологу и психологу ограничить генерализацию патологических изменений в частично поврежденном организме, оптимизировать адаптивные и компенсаторные реакции и механизмы, а значит — предупредить, замедлить или существенно ослабить развитие болезни.

Болезнь (от лат. morbus) — главное понятие нозологии и патологии. Данный термин используется в двояком смысле: в узком — для обозначения отдельных конкретных заболеваний (нозологических единиц); в широком — в качестве категории, обозначающей определенное биологическое явление и особую форму жизнедеятельности организма.

Различными учеными (клиницистами, патологами, патофизиологами, философами) давались различные определения болезни.

В частности, болезнь рассматривалась ими как:

жизнь, стесненная в своей свободе (К. Маркс);

нарушение нормальной жизни человека условиями его существования в среде (А.А. Остроумов);

нарушение нормальной жизнедеятельности организма при воздействие на него повреждающих агентов, в результате чего понижаются его приспособительные возможности (Н.Н. Зайко);

нарушение равновесия организма с внешний средой или реакция организма на вредно действующие на него влияния внешний среды (С.П. Боткин и др.);

отклонение от нормы как результат повреждения клеток (Р. Вирхов);

нарушение оптимального как функционирования составных частей тела, так и равновесия, гармонии между теми или иными составными частями тела (К. Бернар, А.В. Репрев, В.В. Подвысоцкий, А.А. Богомолец);

жизнь поврежденного организма при участии процессов компенсации нарушенных функций, сопровождающаяся снижением трудоспособности организма и являющаяся качественно новым процессом (А.Д. Адо);

качественно новый процесс жизнедеятельности, возникающий в результате воздействия на организм чрезвычайного раздражителя, характеризующийся, с одной стороны, нарушением функций отдельных звеньев нервно-регуляторного аппарата, а с другой рефлекторным включением защитно-приспособительных механизмов, направленных на выздоровление (С.М. Павленко);

Читать еще:  Что такое близорукость

сложная реакция организма на действие болезнетворного агента, качественно новый процесс, возникающий в результате расстройства взаимоотношения организма с окружающей средой и характеризующийся нарушением его функций и приспособляемости, ограничением работоспособности и социально полезной деятельности (Д.Е. Альперн);

особый вид страдания, вызванный поражением организма, отдельных его систем различными повреждающими факторами, характеризующийся нарушением системы регуляции и адаптации и снижением трудоспособности (ВОЗ).

Подытоживая выше изложенные известные в литературе взгляды, можно заключить: «Болезнь — это возникающие в ответ на действие патогенных факторов нарушение нормальной (оптимальной) жизнедеятельности, работоспособности, социально полезной деятельности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов».

Болезнь следует рассматривать как качественно новую форму жизнедеятельности организма, возникающую в ответ на действие чрезвычайного раздражителя и характеризующуюся расстройствами его взаимодействия с окружающей средой вследствие нарушений определенных структур, метаболических и физиологических процессов и механизмов их регуляции, а также сопровождающуюся снижением приспособляемости, работоспособности и социально полезной деятельности. Именно социальный (а не биологический, физический и химический) аспект существенно отличают болезни людей от болезней различных животных. Более того, роль неблагоприятных социальных факторов (особенностей жизнедеятельности людей, их труда, быта, общения друг с другом) постепенно или быстро возрастает в современном обществе. Это, несмотря на усилия врачей, психологов и педагогов, приводит в большинстве стран мира к росту заболеваний сердечно-сосудистой (разные формы ишемической болезни сердца, гипертонической болезни и др.), дыхательной (бронхиальной астмы, пневмонии и др.), пищеварительной (воспалению и язвообразованию слизистой), иммунной (аллергия, иммунодефициты), эндокринной (различные виды эндокринопатии), нервной (неврозы, психозы и др.) и других систем.

Таким образом, болезнь всегда сопровождается качественными и количественными, специфическими и неспецифическими, патологическими и защитно-компенсаторно-приспособитель-ными, общими и местными, структурными, метаболическими и функциональными изменениями.

Болезнь — это одна из важнейших форм жизни организма, осуществляющиеся в новых (измененных) условиях. В биологическом плане болезнь является формой приспособления организма к изменившимся условиям жизни. При болезни в организме постоянно происходит борьба двух противоположных тенденций: с одной стороны, повреждения (полома), нарушающего гомеостаз, с другой стороны, защиты, компенсации, приспособления, восстанавливающих нарушенный гомеостаз.

В эволюции различных взглядов на болезнь имеется много противоречивых суждений (представлений). Последние зависит от разных

методологических (материалистических: механистических или диалектических; идеалистических: субъективных или объективных) подходов;

взглядов на причину (этиологию), сущность (патогенез), классификацию и лечение болезни;

взглядов на понятие болезни, рассматриваемых либо с общих позиций (общепатологических, общебиологических, социальных, философских), либо с частных позиций (точки зрения различных специалистов, как клиницистов, так и теоретиков);

подходов и возможностей изучения уровня организации больного организма (субклеточного, клеточного, тканевого, органного, системного, организменного).

Различия между болезнями определяются многими моментами.

Среди них наибольшее значение имеют:

специфические (качественно новые) изменения, обусловленные действием патогенного фактора;

разнообразные, в том числе стандартные (неспецифические) количественные, временные и пространственные изменения;

преимущественная локализация, интенсивность и характер повреждения.

Общая характеристика наследственных патологий

Клиническая картина наследственных заболеваний разнообразна, однако можно выделить их общие признаки, которые дают основания утверждать или отрицать наличие патологии у обследуемого человека. Основой формирования общих клинических характеристик различных форм наследственных патологий является генетический контроль ключевых звеньев обмена веществ и морфогенного процессов.

Генные мутации и нарушения структуры или числа хромосом становятся первичным звеном течения наследственных патологий. Особенности патогенеза наследственных заболеваний, как правило, определяются следующими факторами: характером повреждения наследственных структур, генетически определенными морфо-физиологическими особенностями организма и влиянием окружающей среды. Они обусловливают индивидуальный характер течения патологических процессов в каждом конкретном организме.

Основные свойства наследственных патологий

Наследственные заболевания, как и любые другие, имеют характерные признаки, однако ни одну из них можно рассматривать как абсолютную, так как только их наличие в совокупности позволяет прогнозировать наследственную патологию у пациента.

Генные патологии.

Мутационная изменение нуклеотидной последовательности в молекуле ДНК является причиной таких наследственных болезней. Специфика патогенеза моногенных заболеваний обусловлена особенностями химической природы первичного продукта гена, обусловленными конкретной мутацией, и ролью, которую продукт играет в жизнедеятельности организма. В случае мутаций, обусловливающих полное отсутствие необходимой организму вещества (например, соматотропного гормона или цитохрома-450), нормальное развитие затруднен или невозможен. Других мутаций, приводящих к дефициту биологически активного вещества или структурного белка, возникают заболевания, которые вызывают расстройство структуры и функций определенных тканей, органов или физиологических систем.

Варианты патогенеза моногенных (менделирующих) заболеваний разнообразны, что обусловлено значительным количеством нарушений биохимических реакций, которые происходят в организме. Несмотря на это, выделены некоторые общие закономерности развития моногенных форм патологии. Например, о многих наследственных болезней обмена веществ установлено наличие прямой связи между мутантным геном и нарушенной биохимической реакцией.

На данный момент открыто и подробно описано сотни видов наследственных аномалий метаболизма, вызванных мутацией одного гена. Обусловлена мутацией гена аномалия аминокислотной последовательности полипептидной цепи существенно нарушает активность ферментов. Большинство случаев наследственных патологий обмена веществ связаны именно с изменением активности ферментов, что приводит к расстройству или остановки реакций в цепи метаболизма, что влечет развитие определенной болезни. При этом заболевание может возникать по следующим причинам:

1) накопление субстрата (избытка) вещества (например, цереброзида при болезни Гоше), подлежащей действия фермента;

2) увеличение содержания вещества-предшественника (например, метионина при цистатионинурии)

3) недостаточное образование вещества (прежде всего дефицит цитидинтрифосфату при Оротовая ацидурии)

4) увеличение концентрации токсических продуктов метаболизма (например, фенил ацетил глютамина, фенил -уксусной, фенилпировиноградной кислоты и других фенил кетоновых производных при фенилкетонурии).

Однако даже в случае сходства вида нарушений, например при накоплении субстрата, механизмы развития различных заболеваний будут неодинаковыми. В одном случае субстрат (например, высокомолекулярное вещество при амавротичнои идиотии Тея — Сакса), что накапливается, может откладываться в клетках, постепенно приводя к их гибели. При других условиях избыток низкомолекулярного растворимого вещества обуславливает ее высокую концентрацию в биологических жидкостях организма. Например, при галактоземии (вследствие недостаточности галактозо-1-фосфат-уридилтрансферазы) происходит накопление глюкозо-1-фосфата, токсические концентрации которого поражают различные ткани, вызывая цирроз печени, катаракту, повреждение почек, нейронов головного мозга.

Хромосомные патологии.

Особенностью патогенеза хромосомных болезней является раннее нарушение морфогенеза. Оно проявляется расстройством разделения и созревания клеток, их миграции и дифференциации, что приводит к возникновению множественных аномалий формирования различных органов и тканей. Основой этих явлений является несбалансированность генома.

Различают такие типы эффектов в процессе развития хромосомных болезней:

— Специфические эффекты, зависящие от изменения количества структурных генов (уникальных для любой хромосомы), которые кодируют синтез определенного белка. При трисомиях количество их увеличивается, а при Моносомия — уменьшается;

— Напивспецифични эффекты, обусловленные изменением количества генов, представленных в геноме многочисленными копиями (например, гены рибосомных, гистонов, сократительных белков и т.д.);

— Неспецифические проявления при хромосомных аберраций, которые может вызывать изменение структуры гетерохроматина (генетически инертных участков хромосом), что играет важную роль в процессах клеточного деления, роста и тому подобное.

В случае хромосомных аберраций проявление отклонения от нормального развития, как правило, коррелирует со степенью хромосомного дисбаланса. Чем больше хромосомного материала привлечены к аберрации, тем раньше заболевания проявится в онтогенезе и значительным будет нарушение физического и психического развития человека. При этом избыток хромосомного материала меньше влияет на клиническую картину болезни, чем его потеря. Например, потеря одной из аутосом препятствует имплантации яйцеклетки в стенку матки. Однако известны хромосомные синдромы, обусловленные трисомиями различных хромосом.

Читать еще:  Варикоз наследственное заболевание

Избыток или недостаток гетерохроматиновых участков хромосом может и не иметь клинических последствий, но потеря еухроматинових (генетически активных) участков хромосом всегда приводит к потере уникальных генов и развития тяжелых патологий.

Патология — это болезнь или что-то другое?

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Норма – это установленный стандарт, эталон в определённых сферах жизни человека. Это понятие используют такие науки, как терапия, гигиена, психология, социология и т.д.

Норма нужна для того, чтобы описать качественный уровень условий проживания, состояния тела и психики. Но на человека всегда действуют внешние и внутреннее факторы, поэтому сложно постоянно сохранять и поддерживать эталон на протяжении всей жизни.

Как результат, появляются болезни как соматические, так и психические, неудовлетворённость условиями. Какое к этому имеет отношение патология и что это вообще такое? Давайте разбираться вместе.

Что это такое и история зарождения патологии

Слово патология происходит от греческого παθος («страдание», «боль», «болезнь») и λογος («слово», «понятие», «учение»). По сути, это изучение болезней и их влияния на организм человека.

Ещё древние люди размышляли о том, почему в какое-то время они начинают себя плохо чувствовать, с чем это связано. Причина возникновения недуга оставалась тайной. Часто она объяснялась со стороны религии, будто данную особу прокляли боги, поэтому её тело и психика страдает от недуга.

Гиппократ – учёный Греции и Древнего Рима – вот кто ввёл научный подход к изучению заболеваний. Именно он впервые описал различные заболевания и травмы. Конечно, это было на поверхностном уровне, поскольку не делалось вскрытие трупов для более детального исследования.

Гиппократ утверждал, что в теле есть 4 жидкости: жёлтая и чёрная жёлчь, флегма и кровь. Если они правильно сбалансированы в организме, то человек будет здоровым. Если же есть какие-то отклонения от закономерности, то это вызовет патологию (немного напоминает остеопатию).

Только в эпоху Возрождения трупы начали вскрывать и делать из них пособия для тщательного исследования. Везалий – учёный, который наградил мир своими первыми рисунками анатомического устройства человеческого тела, а также – зарисовками патологий, которые могут развиваться у человека.

После этого разные специалисты в разное время рассматривали и изучали физическую оболочку человека. Дополняли новой информацией через записи, зарисовки. Создавалось общее представление о болезнях. Но все данные не находились в какой-то одной базе, а представляли из себя разрозненные очерки, которые описали ту, или иную патологию.

Шлейден и Шванн уже использовали микроскоп и открыли миру информацию о том, что весь наш организм создан из клеток, которые способны делиться и образовывать новые. После этого учёный Вирхов опроверг мистическое объяснение болезням и сформировал свой взгляд на патологию, основываясь на исследованиях.

Вирхов заявил, что в теле человека не только клетки являются живыми, но и есть чужеродные бактерии и вирусы. Именно они являются причиной воспаления. Также представил информацию о патологическом росте клеток опухоли. Это были данные, которые совершили революцию в мире учёных-патологоанатомов.

Патология — это медицинская наука

Патология – это раздел медицинской науки, изучающий причину возникновения болезней, как они протекают, к чему приводят. Термин также используется, как синоним к процессу проистекания заболевания.

Как любая наука, патология основывается на двух методах изучения:

Патология в современном мире базируется на вскрытиях трупов (патологоанатомы этим занимаются). Учёные смотрят на тело, которое было подвержено болезням, изучают системы органов, как они изменились.

Полученную информацию сравнивают с нормой и эталоном здорового тела. После чего устанавливают причинно-следственную связь между вирусом или бактерией, и результатом их жизнедеятельности в организме человека (патологией).

Не всегда удаётся с первого взгляда установить причину и механизм воздействия. Тогда приходит на помощь другой метод исследования болезней – экспериментальный. Для этого используют животных.

Берут фактор, который считают, что именно он вызвал определённую патологию. Воспроизводят данный фактор в организме крысы, например. И смотрят, как она отреагирует.

Если симптомы похожи или одинаковые, тогда такой эксперимент доказывает, что именно эта причина вызвала в человеке ту или иную болезнь. Если же нет – ищут другие возможные факторы и их воспроизводят на животных.

Для того, чтобы оценить важность такого метода (все же страдают невинные животные), давайте снова вернёмся к истории.

На сегодняшний день всем известна такая болезнь, как туберкулёз, и чем она вызывается. Но раньше учёные были в замешательстве. Хотя было много трудов и описаний этой болезни, никто не мог понять, что вызывает похожую патологию в разных системах органов. И действительно ли это та самая болезнь, а не разная.

Поэтому учёный Кох выделил возбудитель из клеток пациента, больного на туберкулёз. Ввёл его животным. И определил, что бактерия вызывает ту же болезнь в разных органах, как и у человека.

После этого снова выделили возбудитель из клетки, но уже у этого животного. И оказалась, что это одна и та же бактерия. В честь учёного была названа палочка Коха – бактерия туберкулёза. После этого эксперимента медицина стала активно разрабатывать лекарства, уже зная врага в лицо.

Виды патологии, составляющие дисциплины и диагностика

Патология делится на две части в зависимости от объекта и ситуации:

Общая патология занимается тем, что изучает связь между причиной и следствием болезней, которые присущие человеку. Для того, чтобы пополнить новой информацией общие сведения во всем мире.

Поскольку не все патологии идеально изучены на сегодняшний день: появляются методы и аппаратура, с помощью которой можно дополнить пробелы из прошлого столетия. К тому же вирусам и бактериям свойственно мутировать, становится более сильными. Поэтому есть потребность в постоянном исследовании, чтобы подбирать действенные лекарства.

Кроме этого, из-за современных негативных факторов среды возникают патологии, которых раньше вовсе не было. Например, выхлопные газы или фастфуд делают свое черное дело.

К частной патологии относится установление диагноза конкретного пациента, который умер от болезни в больнице. Его тело везут на вскрытие; изучают органы, которые были подвержены патологическим изменениям.

Патологоанатомы описывают то, что видят при вскрытии, а также отправляют частички органов для лабораторного исследования. После осмотра тканей под микроскопом делают заключение о причине смерти, ставят диагноз.

Также патологию органов изучают у пациентов, которые находятся в больнице, чтобы установить причину болезни и приписать правильное лечение.

Исследуют такие вещества, как:

  1. бактериологическое анализы;
  2. изучение функции определённых органов;
  3. исследования на наличие грибков и паразитов.

Для того, чтобы создать полную картину патологии человека, используют такие дисциплины:

  1. патологическая анатомия и гистология – изучают органы и ткани;
  2. патологическая физиология – нарушения функционирования органов и их систем;
  3. биохимия – дисфункция на уровне молекул и веществ;
  4. микробиология и вирусология – организмы, которые влияют на возникновение болезни;
  5. генетика – причина патологии на уровне ДНК, врождённый фактор.

Краткое резюме

Человеческий организм – это очень сложная система.

Только объединив разные методы исследования, дисциплины, проводя эксперименты, учёные могут приблизиться в полной информации о патологиях (отклонениях от нормы — болезнях). Чтобы вовремя их профилактировать и изобрести лекарства с высокой эффективностью.

Автор статьи: Марина Домасенко

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector