40 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Этиология дефекта зрения

Этиология дефекта зрения

Центр, специалисты, услуги

Хрестоматийные материалы

Лаборатория картографии

Инструментарий мастеров

Архив полезных ресурсов

Форум Блог Обратная связь

Последние действия на сайте

3485 дн. с момента
открытия on-line центра

3. Этиология и классификации нарушений зрительной функции у детей

Причины нарушений зрения (этиология)

  • Анализ причин нарушений зрения показывает, что
    • в 92% случаев слабовидение и
    • в 88 % случаев слепота
      имеют врожденный характер.

  • При этом среди причин детской слепоты
    заметна тенденция возрастания частоты
    врожденных аномалий
    развития зрительного анализатора:
    • в 1964 г. — 60,9% таких аномалий
      (данные М. И. Земцовой, Л. И.Солнцевой);
    • в 1979 г. — 75% (А. И. Каштан);
    • в 1991 г. — 91,3% (Л. И. Кириллова);
    • в 1992 г. — 92% (А. В. Хватова).
  • Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих факторов.

    • Примерно 30% из них наследственной природы:
      • врожденная глаукома,
      • атрофия зрительного нерва,
      • миопия 1 .
    • В качестве генетических факторов
      нарушения зрительной функции могут выступить:
      • нарушение обмена веществ,
        проявляющееся в виде альбинизма,
      • наследственные заболевания,
        приводящие к нарушению развития глазного яблока
        (врожденный анофтальм 2 ),
      • микрофтальм 3 ,
      • наследственная патология сосудистой оболочки,
      • заболевания роговой оболочки глаза,
      • врожденные катаракты 4 ,
      • отдельные формы патологии сетчатки.

    • Аномалии зрения также могут возникнуть в результате
      внешних и внутренних отрицательных воздействий,
      имевших место в период беременности.
      На развитии плода могут сказаться
      • патологическое течение беременности,
      • перенесенные матерью вирусные заболевания,
      • токсоплазмоз,
      • краснуха и др.

    А. Г. Литвак пишет, что на психическое развитие слепых и слабовидящих оказывает влияние «совокупность биологических, аномальных и социальных факторов, находящихся в сложных взаимоотношениях» 5 .

    Пед. разделение по степени нарушения зрительной функции

    • В современной педагогической практике во многих странах
      в зависимости от степени нарушения зрительной функции
      используют простое деление на
      • слепых «blind» и
      • слабовидящих «low vision» (лиц с ослабленным зрением).

    Определение степени нарушения зрительной функции (остроты)

    • Степень нарушения зрительной функции определяется
      по уровню снижения остроты зрения —
      способности глаза видеть две светящиеся точки
      при минимальном расстоянии между ними
      .

    За нормальную остроту зрения равную единице — 1,0,
    принимается способность человека различать буквы или знаки
    10-ой строки
    специальной таблицы на расстоянии 5 м.

    Разница в способности различать знаки
    между последующей и предыдущей строками
    означает разницу в остроте зрения на 0,1
    .
    Соответственно человек способный различить наиболее
    крупные знаки первой сверху строки, имеет остроту зрения — 0,1,
    четвертой — 0,4 и т.п.

  • Для определения остроты зрения ниже 0,1
    используется пересчет пальцев
    .
    Способность к пересчету раздвинутых пальцев руки на расстоянии:
    • 5 м соответствует остроте зрения в 0,09;
    • 2 м — 0,04;
    • 0,5 м — 0,01;
    • 30 см — 0,005.

    Способность к различению света от тьмы
    соответствует остроте зрения на уровне светоощущения.

    Неспособность к различению света от тьмы означает,
    что острота зрения равна 0.

    Этиология нарушений зрения

    Причины возникновения зрительных нарушений бывают врожденными, приобретенными и наследственными. Анализ причин нарушений зрения показывает, что в 92 % случаев слабовидение и в 88% случаев слепота имеют врожденный характер.

    Причинами врожденной зрительной патологии у ребенка могут быть такие эндогенные (внутренние) факторы, как нарушение обмена веществ и воспалительные процессы у матери в период беременности, инфекционные заболевания беременной женщины (краснуха, токсоплазмоз и пр.). В ряде случаев отрицательное влияние на здоровье ребенка, включая зрение, оказывают экзогенные (внешние) факторы: травмы, химические вещества, повышенный радиационный фон, асфиксия во время родов и др.

    Наследственные заболевания называют также генетическими, потому что они связаны с наличием определенных генов в генетическом аппарате детей, которые получены ими от родителей. По наследству могут передаваться грубые структурные изменения глаз, катаракта, глаукома, астигматизм и др.

    Приобретенные заболевания зрительной системы у ребенка также вызываются различного рода эндогенными и экзогенными факторами, касающимися уже непосредственно самого ребенка. К эндогенным факторам можно отнести кровоизлияния, осложнения после ряда инфекционных и других заболеваний. Экзогенные факторы, которые могут оказать отрицательное влияние после рождения ребенка – это травмы, химические вещества (например, неправильная дозировка кислорода при доращивании недоношенных детей), повышенный радиационный фон и др.

    Врожденные и приобретенные нарушения зрения (заболевания сетчатки, зрительного нерва, поражения зрительных зон мозга и т. д.) относятся к первичным соматическим нарушениям. Эти нарушения в свою очередь вызывают вторичные функциональные отклонения (снижение остроты зрения, сужение или выпадение частей поля зрения, нарушения свето- и цветоощущения), которые оказывают отрицательное влияние на развитие ряда психических процессов: ощущений, восприятий, представлений и т. д.

    Таким образом, вторичные нарушения представляют собой целую цепь отклонений, в которой одно функциональное нарушение (например, снижение остроты зрения) влечет за собой другой (отклонения в процессе восприятия), а это приводит к нарушениям в области представлений и т. д.

    Сенсорный дефект.Проблема отражения при сужении сенсорной сферы

    Сенсорный дефект — недостаток одного из органов чувств.

    Отражательная деятельность каждого из нас характеризуется активностью, является процессом, в ходе которого человек идёт ко все более полному, глубокому и всестороннему знанию, преломляя а призме своей индивидуальности внешние воздействия. Характеризуя психику в целом, следует сказать, что это адекватное, хотя и несущее в себе элементы субъективности, отражение объективного мира. Эта «приблизительная верность» отражения обусловлена объективными причинами, определяющими некоторое расхождение между отображением и отображаемым (например, угол зрения, уровень освещённости и пр.), а также субъективностью отражаемой деятельности.

    Кроме того, психическое отражение есть результат приспособления человека к условиям жизни на Земле, что было подмечено ещё Л.Фейербахом, который утверждал, что человек имеет именно столько чувств, сколько необходимо для того, чтобы воспринимать мир в его целостности.

    Изучение психической деятельности лиц с нарушениями зрения или слуха и комбинированными нарушениями (слепоглухих) показало, что даже при таких сложных нарушениях способность адекватно отражать мир сохраняется. Утрачивается она лишь при выпадении всех трёх гностических (познавательных) чувств: зрения, слуха и осязания. Возможность адекватного отражения внешнего мира при сужении сенсорной сферы обусловлена, во-первых, наличием замещения ощущений, то есть замены выпавших или нарушенных функций функциями сохранных анализаторов, и, во-вторых, тем, что отражение осуществляется не только непосредственно, на уровне чувственного познания, но и опосредствованно, при помощи мышления.

    Разумеется, полная замена выпавших зрительных впечатлений невозможна. Однако специфика отражения при слепоте и слабовидении не может быть сведена лишь к количественным различиям, к тому, что лица с нарушениями зрения отражают меньше непосредственно воспринимаемых свойств и признаков предметов и явлений, и преобладанию образов других модальностей по сравнению с нормально видящими. Наряду с количественными различиями в объёме и характере информации, получаемой слепыми, слабовидящими и зрячими, существуют определённые качественные отличия, заключающиеся в снижении целостности, полноты, дифференцированности образов, скорости их возникновения.

    Отмечая существование количественных и качественных различий в образах слепых, слабовидящих и нормально видящих, следует помнить, что отражение важнейших параметров (свойств, признаков, дающих характеристику объекта) внешнего мира предполагает сохранность хотя бы одного из видов гностических ощущений – зрительных или кожно-мышечных.

    В психологической литературе И.М. Сеченова много раз отмечалось сходство зрительных и осязательных впечатлений, обусловленное способностью руки и глаза отражать одни и те же категории признаков предметов, а также характером их поведения в процессе восприятия. Иными словами, информация об одних и тех же свойствах, признаках объектов, поступающая в мозг по различным каналам (зрительному, осязательному и т.д.), оценивается однозначно.

    Из сказанного следует, что, несмотря на некоторое различия в объёме получаемой информации и преобладание у слепых и слабовидящих ощущений других модальностей, образы отображаемых ими объектов относительно соответствуют оригиналам. Следовательно, никаких принципиальных различий в представлениях лиц с нарушением зрения и нормально видящих об окружающем мире не существует.

    Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха

    Теория Л. С. Выготского об основных закономерностях аномалий развития была наиболее полно развита и наполнена конкретным содержанием в отечественной дефектологии, накопившей фундаментальные знания о закономерностях психического формирования детей с патологией зрения и слуха.

    Этиология дефектов слуха и зрения может быть связана как с экзогенными, так и эндогенными факторами.

    В происхождении экзогенных форм нарушения слуха у детей большую роль играют инфекционные заболевания во время беременности, особенно в первые месяцы: краснуха, корь, грипп; а также врожденные сифилис, токсоплазмоз и др. Среди постнатальных инфекций, способствующих поражению слуха, определенная роль отводится кори, скарлатине, эпидемическому паротиту. Большое значение имеют менингиты и менингоэнцефалиты. Одной из важнейших причин нарушения слуха (чаще тугоухости) у детей считаются отиты.

    В последние годы ведущая роль придается генетическим факторам, большей частью связанным с наследственной патологией. Более 50% случаев глухоты и тугоухости считаются наследственно обусловленными. Показано, что в возникновении глухоты даже после перенесенной инфекции большое место принадлежит наследственному предрасположению (А. Г. Московкина, 1982), Особенно актуальна эта закономерность при глухоте, связываемой с медикаментозным лечением. Генетическая недостаточностьоргана слуха делает его уязвимым при применении ряда антибиотиков.

    Аналогичные соотношения характерны и для поражения зрения. Имеют значение различные экзогенные воздействия на плод в период беременности (такие инфекции, как туберкулез, токсоплазмоз, сифилис, вирусные заболевания, болезни обмена веществ, интоксикации беременной матери алкоголем, лекарственными препаратами — гормональными, снотворными и т. д.). Нередкой причиной является патология родов. Среди постнатальных заболеваний основное место занимают острые и хронические инфекции, реже — менингиты и опухоли мозга.

    Наследственным факторам в происхождении патологии зрения отводится от 15 до 17%. Исследования отечественных дефектологов Р. М. Боскис, Ф. Ф: Рау, Т. А. Власовой, Р. Е, Левиной, Л. В. Занкова, И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Н. Г. Морозовой, М. С. Певзнер, М. И. Земцевой, Т. В. Розановой, А. П. Гозовой, Л. И. Солнцевой, К. Г. Коровина и др. выявили особенности формирования клинико-психологической структуры дефекта, типичной для развития детей с различной патологией в сенсорной сфере. ;

    Эти исследования более иллюстративно, чем при других аномалиях развития, подтвердили и развили ряд положений учения Л. С. Выготского о закономерностях аномального развития.

    Сюда, прежде всего, относятся данные о соотношениях различных параметров первичного дефекта (его модальности, времени возникновения, тяжести выраженности) и особенностей образования вторичных дефектов.

    Огромное значение для возникновения вторичных нарушений развития имеет степень выраженности сенсорного дефекта.

    Так, небольшой дефект слуха предполагает ту или иную возможность самостоятельного овладения речью. В речи такого ребенка будут наблюдаться негрубые отклонения: смазанность артикуляции, слабая модулированность голоса, смешение глухих звуков со звонкими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими; бедность речевого запаса, ошибочное употребление слов, близких по ситуации или звучанию, аграмматизмы (Р. М. Боскис, 1963; Л. И. Тигранова, 1978 и др.). Полное же выпадение слуха при отсутствии специального обучения приводит, как указывалось, к немоте ребенка.

    То же касается и нарушений зрения. На уровне слабовидения зрительное восприятие ограничивается замедленностью, узостью обзора, недостаточностью четкости и яркости, нередко искаженностью предметов. Поэтому при слабовидении будут сохраняться значительно большие потенциальные возможности нервно-психического развития, чем при слепоте.

    Характер и степень вторичных отклонений развития в свою очередь в значительной мере зависят от времени возникновения дефекта слуха и зрения.

    Психическое развитие глухих детей различно в зависимости от того, является ли его глухота врожденной, потерял ли он слух на ранних этапах онтогенеза, или нарушение произошло в более позднем возрасте (Р. М. Боскис, 1965 и др.). Врожденная или ранняя потеря слуха приводит к отсутствию речи (немоте) либо ее грубому недоразвитию. Недостаточность вестибулярного аппарата обусловливает нарушения развития, связанные с задержкой формирования прямостояния, недоразвитие пространственной ориентировки. При нарушении же слуха после трехлетнего возраста недоразвитие локомоторных функций выражено меньше. Успевает сформироваться фразовая речь, нарушения словарного запаса и грамматического строя нередко выражены менее грубо. При поражении слуха в школьном возрасте речь грамматически сформирована; имеются лишь некоторые недостатки произношения: смазанность артикуляции, оглушение звонких согласных и т. д. (Л. И. Тигранова, 1978 и др.).

    Сходные закономерности связаны с временем поражения зрения. При заболевании с рождения ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений. Затруднения в возникновении вертикального положения тела, боязнь пространства и новых предметов ведут к задержке в освоении пространства и предметной деятельности. Первые специализированные манипуляции и отдельные функциональные действия с предметом появляются у слепых детей после двух лет. Грубое недоразвитие пространственной ориентации обусловливает недоразвитие походки, тормозит формирование схемы тела (Л. И. Солнцева, .1978 и др.). Нарушение зрения в раннем возрасте даже на уровне слабовидения вызывает и недоразвитие психомоторной сферы: отмечается слабость акта хватания, запаздывает дифференциация движений, наблюдаются застывания с предметом либо, наоборот, ненужные стереотипные движения головы и рук. Совсем по-иному складывается развитие ребенка, потерявшего зрение в более старшем возрасте. Имеющийся прошлый опыт зрительных впечатлений облегчает развитие моторики, предметной деятельности, образование представлений и понятий.

    Естественно, большое значение для прогноза психического развития ребенка будут иметь и индивидуальные особенности интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка в целом, а также своевременное начало специального обучения.

    Систематика нарушений сенсорной сферы учитывает критерии времени и степени поражения.

    Среди детей с недостаточностью слуха выделяются:

    а) рано оглохшие,

    б) поздно оглохшие;

    а) с относительно сохранной речью,

    б) с глубоким недоразвитием речи.

    Среди детей с недостаточностью зрения Н. Г. Морозова выделяет:

    а) тотально слепых,

    б) частично видящих,

    Сложные вторичные нарушения характерны для формирования других психических процессов, эмоциональной сферы, деятельности в целом.

    Так, у глухих детей из-за речевых нарушений задерживается общение, обеспечивающее совместную со взрослым деятельность с предметами.

    Затруднения в овладении речью приводят и к отставанию формирования перцептивных обобщений, трудностям выделения и фиксации отдельных свойств предметов. Вследствие этого страдает формирование предметных представлений (Т. В. Розанова, 1978). Слабость закрепления предметов в словах в свою очередь приводит к тому, что ребенок не может свободно оперировать представлениями, возникают трудности в их актуализации (Т. В. Розанова, 1978). Задержка речевого развития затрудняет включение восприятия в более широкий круг деятельности.

    В то же время введение слова без опоры на сенсорный опыт, как это имеет место у слепых детей, ведет либо к размыванию и непомерной генерализации значения слова, либо, наоборот, закреплению за словом более узкого круга понятий, сужающего развитие уровня обобщения.

    Большое значение имеет специфическое нарушение развития эмоциональной сферы. Так, у. слепого ребенка недоразвитие эмоциональной сферы связано с ограничением либо невозможностью восприятия таких выразительных средств, как взгляд, жест, мимика. Это в свою очередь усугубляет недоразвитие форм общения на ранних этапах развития ребенка. У глухих детей в связи с отсутствием воздействия речи взрослого, ее эмоционального тона формы эмоционального общения недоразвиваются уже с самых ранних этапов жизни. У них часто отсутствует «комплекс оживления», значительно позднее происходит дифференциация близких и чужих. В более старшем возрасте проявляется, определенный дефект эмоциональной ориентировки, в значительной степени связанный с отсутствием восприятия интонационной стороны речи.

    Вышеприведенные данные подтверждают положение Л. С. Выготского о механизмах влияния первичного дефекта на возникновение сложного иерархического ряда вторичных нарушений, определяющих развитие ребенка в целом.

    На модели сенсорного дефекта показателен и обратный тип зависимости, возникающий в пределах аномального развития, а именно влияние уровня культурального развития на первичный биологический дефект (Р. М. Боскис, 1963; Т. А. Власова, 1972 и др.). Так, если при неполной потере слуха ребенок не научается говорить, то дефект слуха усугубляется в связи с ограниченным опытом его использования. И наоборот, максимальное стимулирование речи способствует уменьшению первичного дефекта и оказывает развивающее влияние на слух.

    Исследование патологии сенсорной сферы подтвердило и другое предположение Л. С. Выготского о неравномерности развития аномального ребенка. Если у здорового ребенка гетерохрония является стимулом к образованию новых функциональных систем, то у ребенка с аномалией в сенсорной сфере наблюдается несоответствие в развитии отдельных систем, тормозящее общее развитие.

    Так, характерная неравномерность развития имеется и у слепого ребенка. Если у здорового ребенка в основе игровых действий лежат хорошо знакомые конкретные предметные действия, готовые в любую минуту стать развернутыми, то у слепого, по данным Л. И. Солнцевой (1978), глобальные игровые действия не несут в себе информации о конкретном предмете. Бедность практического опыта, слабое развитие предметной моторики при относительно сохранной речи создают своеобразие игровой деятельности слепого ребенка, которая протекает в виде примитивных манипуляций и однообразно повторяемых движений, но при этом сопровождается значительно более высоким уровнем протекания словесного действия. Максимально бедный моторный компонент игры сосуществует с гораздо более сложной и по существу изолированной вербальной продукцией. Разрыв между речью и действием не сокращается без специального обучения (Г. Л. Выготская, 1960). Это явление представляет яркий пример асинхронии развития, при которой страдает нормальная последовательность в развитии иерархии высших психических функций.

    Для понимания значения вторичных образований требуется анализ не только отрицательных проявлений, но и способов приспособления личности ребенка к тому или иному дефекту. Ряд вторичных образований должен рассматриваться не только с негативной стороны, но и как проявление своеобразного поступательного хода развития того или иного психического процесса (Р. М. Боскис, 1965; М. И. Земцова, 1965; Ю. А. Кулагин, 1969; Т. А. Власова, 1972 и др.). Наряду с вторичными отрицательными симптомами имеют место и симптомы компенсаторные, возникающие в результате приспособления аномального ребенка к требованиям среды. В зависимости от характера сенсорного дефекта у аномальных детей возникают различного рода функциональные перестройки, в основе которых лежат мобилизация резервных возможностей центральной нервной системы и высокая пластичность в формировании высших корковых функций, совершенствующаяся в процессе специального обучения.

    Так, у глухих при отсутствии словесной речи формой компенсации становится жестовая речь. Известно о развитии «шестого чувства» у слепых: способности улавливать наличие приближающихся предметов даже при полном отсутствии зрения. Широко известна и утонченная способность слепых при помощи осязания различать размеры, форму и фактуру предмета.

    И наконец, общим для недостаточности сенсорной сферы — как зрения, так и слуха — является определенная специфика аномального развития личности, наблюдаемого в неблагоприятных условиях воспитания и неадекватности педагогической коррекции. Причинами патологического формирования личности дефицитарного типа, связываемого В. В. Ковалевым, как указывалось, с дефектами сенсорной и моторной сферы, инвалидизирующими соматическими заболеваниями, считаются как реакция личности на хроническую психотравмирующую ситуацию, обусловленную осознанием своей несостоятельности, так и ограничение возможностей контактов вследствие сенсорной, моторной либо соматической депривации.

    Изменения личности у детей с дефектами зрения и слуха описаны Л. С. Выготским (1924), Т. П. Симеон (1935), Г. Штутте (1960), В. Майер-Гроссом с сотр. (1960), Г. В. Козловской (1971), В. Ф. Матвеевым и Л. М. Барденштейном (1976). Клинико-психологическая структура такого дефицитарного типа развития личности включает ряд общих признаков. К ним относятся пониженный фон настроения, астенические черты, нередко с явлениями ипохондричности, тенденция к аутизации как следствие объективных затруднений контактов, связанных с основным дефектом, так и гиперкомпенсаторного ухода во внутренний мир, нередко в мир фантазий. Такое стремление к аутизации, а также формирование невротических, иногда истериформных свойств личности нередко усугубляется неправильным воспитанием ребенка в виде гиперопеки (Г. Е. Сухарева, 1959), инфантилизирующей его личность, еще более тормозящей формирование социальных установок. Следует, однако, отметить, что эти эмоциональные и личностные расстройства, как правило, формируются у таких детей, если они находятся в неадекватных условиях обучения и воспитания.

    Среди коррекционных мероприятий большое место принадлежит стимуляции развития остаточных явлений слуха и зрения.

    Существенное значение имеет другой принцип коррекции: опора на сохранные функции, наиболее далеко отстоящие от дефектной. Так, при поражении слуха для формирования восприятия звуков речи используются зрительный, двигательный и тактильный анализаторы. Зрительный анализатор используется и для чтения с губ. Для выработки представлений у слепых компенсация идет по пути сочетания слухового восприятия с контактным тактильным осязанием, опирающимся на вибрационную, кожную, температурную чувствительность. Возникновение осязательно-слуховых образов предмета позволяет выделить звук в качестве сигнального признака предмета. При нарушениях зрения возможно воздействие на дефект «сверху вниз»: путь интеллектуализации и вербализации сенсорного опыта. Процесс речевого общения со взрослыми позволяет слепому ребенку быстрее овладеть предметным опытом.

    В отечественной дефектологии получило широкое развитие и другое положение Л. С. Выготского о необходимости наибольшей опоры на те сохранные функции, которые находятся в сензитивном периоде. Так, Л. И. Солнцевой (1978) выделяются отдельные этапы в ранней коррекции слепых детей. На первом этапе компенсации делается опора на двигательно-кинестетический анализатор, на втором — привлекается интенсивно развивающаяся в этот период речь; охотно используя ее для привлечения внимания, ребенок овладевает большим запасом слов, целыми предложениями. Активная опора на сензитивный период развития речи способствует образованию предметных действий, освоению представлений об окружающем, развитию мышления.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Гиперметропический астигматизм у детей

    Что делать, если после консультации офтальмолога ребенку был выставлен диагноз гиперметропический астигматизм? Как понять, что это такое и какие особенности его проявления могут быть? Сам термин кажется сложным и устрашающим. Если сформулировать более понятно, то это дальнозоркость плюс размытое зрения (отсутствие фокусировки).

    Этиология дефекта зрения

    Как правило, заболевание является врожденным и обусловлено наследственностью. Хотя в некоторых случаях травмы глаза (образование рубцов, деформация хрусталика и пр.), а также оперативное вмешательство могут спровоцировать приобретенный гиперметропический астигматизм у детей.

    Патогенез гиперметропического астигматизма

    Почему глаз малыша видит не так, как положено? Для ответа на этот вопрос, нужно рассмотреть механизм зрительного восприятия. Итак, луч света отражается от предмета, и, проходя через хрусталик глаза, фокусируется на сетчатке в виде точки.

    Но бывает так, что роговица имеет неправильную форму, и тогда точка смещается за неё. В этом случае можно говорить о дальнозорком астигматизме. Также неправильное преломление света (рефракция) может быть вызвано кривизной хрусталика. Изображение фокусируется не там, где нужно.

    Виды заболевания

    В зависимости от того, насколько сильно снижено зрение, болезнь условно делиться на три степени тяжести.

    В легкой форме астигматизм наблюдается у многих. Зачастую взрослые не догадываются о его наличии. Такой дефект проходит примерно к десяти годам и не влечет за собой никаких нежелательных последствий.

    Но бывают ситуации, когда вмешательство специалиста необходимо:

    • Простой гиперметропический астигматизм у ребенка подразумевает под собой наличие патологии в одном глазу. Если изображение искажено не сильно, то восприятие компенсируется за счет второго, здорового органа.

    Такой дефект может пройти сам. Если зрение снижено сильно, коррекция нужна обязательно. Когда два глаза видят по-разному, может появляться головная боль, дезориентация. Или же здоровый орган принимает на себя основную нагрузку, что приводит к переутомлению одного и снижению работоспособности другого.

    • Сложный гиперметропический астигматизм обоих глаз у детей – заболевание, которое ощутимо понижает зрение. Нередко осложняется косоглазием. В этом случае, нельзя надеяться, что перерастет.

    Только своевременное лечение спасёт от осложнений. Патология снижает уровень жизни ребенка, ведь у него могут возникать трудности с просмотром мультфильмов, изучением книжек, прогулок. Все это, при отсутствии поддержки взрослых тормозит интеллектуальное развитие малыша.

    • Тяжелая форма недуга – смешанный астигматизм. Это дальнозоркость и близорукость одновременно. Такой диагноз иногда приводит к инвалидности.

    Симптомы заболевания

    В случае с врожденными дефектами зрения, распознать их в раннем возрасте без помощи врача крайне сложно. Все дело в том, что ребенок изначально видит плохо, и считает, что так и должно быть поэтому не жалуется. Только чуткое и внимательное отношение позволит заподозрить неладное. К специалисту нужно обратиться, если ребенок:

    • Щурится, присматривается,
    • Спотыкается, часто падает,
    • Жалуется на головную боль,
    • Быстро утомляется,
    • Трет глаза, жалуется на рези и неприятные ощущения.

    В раннем возрасте невозможно полностью избавиться от астигматизма. Но коррекция при помощи очков, значительно облегчит жизнь малышу и его родителям.

    Возможные осложнения

    Если гиперметропический астигматизм не лечить, то, как и любое другое заболевание, он может прогрессировать. Острота зрения падает и в дальнейшем, сложнее поддается коррекции. Также может произойти отслойка сетчатки.

    Еще одно последствие дальнозоркого астигматизма, сходящееся косоглазие. Для его устранения часто используется операция. Но если не исправить зрение, болезнь может вернуться снова.

    Если один глаз видит лучше другого, он начинает работать за обоих. Это приводит к тому, что больной орган теряет свои функции, зрение на нем падает, что приводит даже к полной его атрофии. Такое осложнение называется амблиопия.

    Вернуться к оглавлению

    Диагностика

    Клинические исследования

    Обследование начинается с похода к офтальмологу. И первая, стандартная процедура – проверка зрения. По-научному называется она визиометрия. Медсестра показывает на таблице буквы (рисунки) и в зависимости от того, сколько строк видит пациент, определяется процент зрения.

    Далее производят подбор линз с нужной диоптрией. Единственный нюанс, детей по этим таблицам проверяют с четырехлетнего возраста. Даже если он неплохо разговаривает и может называть предметы, специалисты отказываются применять таблицы в раннем возрасте, чтобы исключить ошибки, вызванные баловством или неправильным пониманием ребенка.

    Также обычной процедурой является скиаскопия (осмотр в темной комнате). Нужна она для того, чтобы изучить, как преломляется свет, при прохождении через зрачок пациента. Вероятно, что это обследование проходил каждый читатель, поэтому не будем останавливаться на нем слишком долго.

    В случае если проблемы со зрением были обнаружены, нужно продолжить диагностику. Благо сейчас есть достаточное количество медицинских офтальмологических центров как частных, так и государственных. Для уточнения диагноза, определения тактики лечения рекомендованы нижеперечисленные исследования.

    Биомикроскопия

    Это тщательное изучение глаза под микроскопом. Как правило, процедура не вызывает дискомфорта. Болезненные ощущения могут быть у людей со светобоязнью.

    Пациент ставит подбородок на специальную подставку, затем упершись лбом в верхнюю часть прибора, широко открывает глаза. Офтальмолог направляет луч света на глазное яблоко, и при помощи многократного увеличения рассматривает орган, ища причину патологии.

    Рефрактометрия

    Изучается рефракция (способность правильно преломлять свет). К обследованию нужно готовиться заранее. В течение трех дней применять специальные капли атропин. Важно помнить, что дозировка зависит от возраста и особенностей человека, поэтому назначать их должен только врач. И еще не менее важный момент: средство расширяет зрачки, поэтому следует избегать зрительных нагрузок (чтение, компьютер телевизор и пр.). После подготовительного этапа, сама процедура занимает несколько минут. Голова пациента фиксируется на специальной подставке, после чего врач направляет инфракрасный луч света на сетчатку. Полученные результаты обрабатываются компьютером.

    Офтальмоскопия

    Изучение сетчатки, глазного дна, зрительного нерва. Также процедура дает возможность исследовать состояние сосудов в органе. Перед проведением врач проводит расширение зрачков при помощи специальных капель. Сам процесс занимает до пяти минут, но результаты помогают диагностировать большое количество патологий.

    Компьютерная кератотопография

    Специальный лазер исследует роговицу и передает данные на компьютер. Получается своеобразная карта с указанием проблемных зон и здоровых участков.

    Вернуться к оглавлению

    Тесты в домашних условиях

    Проверить наличие астигматизма и гиперметропии у взрослых и детей можно и дома. Для этого используют:

    Смысл обследования заключается в том, что ребенок смотрит на специальный рисунок сначала одним, а затем другим глазом. Если изображения он видит по-разному, есть повод заподозрить неладное и записаться на консультацию к офтальмологу.

    Несмотря на популярность и простоту, данные тесты нельзя считать достоверными. Ведь возможны ошибки при проведении, в силу того, что малыш не всегда может адекватно объяснить свои ощущения. Способ больше подходит для взрослых и ребят старше десяти лет.

    Лечение

    Оптическая коррекция

    При этом заболевании очень важный фактор — своевременность. Если вовремя назначить ребенку очки или линзы, то можно добиться значительных результатов и без операции. У взрослых, к сожалению, это менее вероятно. Важно помнить, что очки должен подбирать только офтальмолог. Не стоит покупать их на рынке или в магазине путем обычной примерки. Линзы для каждого пациента с астигматизмом подбираются индивидуально, и в частых случаях изготовляются под заказ.

    Очки или линзы?

    Линзы смотрятся более эстетично. С ними ребенок не будет стесняться. Однако нужно помнить, что бывают случаи непереносимости линз. Кроме того, высока вероятность занести инфекцию, если не соблюдать гигиену во время ношения линз.

    Очки ребенок может отказываться носить. В этом случае подберите стильную оправу. Также покажите ему, сколько знаменитых людей носят очки, которые являются частью их имиджа.

    Хирургическое вмешательство

    Операции разрешено проводить после 18 лет, когда глаза полностью сформированы. Если астигматизм осложнен наличием катаракты, то специалисты могут просто удалить хрусталик.

    Новый хрусталик опять же ставится после совершеннолетия. До этого придется носить очки. Взрослым проводят коррекцию роговицы при помощи лазера. Есть два вида вмешательства подобного рода:

    1. Точечно прижигаются участки роговицы, что позволяет скорректировать ее форму. Это называется лазерная термокератокоагуляция.
    2. С помощью лазера делается надрез, после чего убираются участки на среднем слое роговицы. Метод считается наиболее эффективным.

    Прочие методы лечения

    В качестве вспомогательного лечения можно использовать:

    • Гимнастику для глаз
    • Витамины (препараты Стрикс Форте, Виталюкс Плюс, Миртикам и другие. Так же пить морковные соки и употребялять шпинат)
    • Увлажняющие и поддерживающие капли (Видисик, Корнерегель, Систель и прочее)

    Профилактика

    Так как данное заболевание имеет наследственный характер, и, возникает при рождении, говорить о профилактике довольно сложно. Основная задача избежать осложнений.

    Важно помнить, что главная превентивная мера – соблюдение рекомендаций врача. Некоторые родители, изучив ряд медицинских статей и пообщавшись на форумах, считают, что тактика лечения выбрана неправильно, и они лучше знают, как помочь своему ребенку. Безусловно, важно тщательно подходить к изучению болезни, но если нет доверия к офтальмологу, лучше сменить доктора, но не заниматься самолечением.

    Следующие советы могут служить в качестве профилактики не только астигматизма, но и других проблем с глазами:

    • Снизить до минимума время, проведенное за компьютером,
    • Следить за осанкой во время выполнения домашних заданий,
    • Обеспечить правильное освещение рабочего места ребенка,
    • Сбалансировать питание.

    Консультация у врача офтальмолога хотя бы раз в год, поможет вовремя обнаружить дефект и начать лечение. Астигматизм — это не приговор, главное помнить, что нет ничего дороже, чем здоровье и счастье детей и не пускать болезнь на самотек.

    Читать еще:  Варикоз операция бесплатно
  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector