0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зрительное восприятие слепых

Психокоррекционное развитие компенсаторных форм восприятия незрячих младших школьников с остаточным зрением

Наталия Агальцова
Психокоррекционное развитие компенсаторных форм восприятия незрячих младших школьников с остаточным зрением

Исследования особенностей психического развития слепых и слабовидящих детей в 1980-1990-е гг. опираются на теоретические положения, выдвинутые Л. С. Выготским, А. Р. Лурия, М. И. Земцовой, А. Г. Литваком, А. И. Зотовым, и направлены на осуществление компенсаторного развития детей этой категории в процессе коррекционного обучения и воспитания. Основной проблемой современной тифлопсихологии является выявление потенциальных возможностей развивающегося человека, путей преодоления им отклонений в формировании психических процессов и черт личности, возникающих в результате нарушения зрения (Ю. А. Кулагин, А. Г. Литвак, И. С. Моргулис, Л. И. Солнцева).

Глубина и характер поражения деятельности зрительного анализатора сказываются на развитии сенсорной системы, определяют ведущий тип познания окружающего, его модальность, точность, полноту образов внешнего мира. Психологическая система отражения внешнего мира в связи с этим различна при разных поражениях зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения различаются по способам ознакомления с окружающим, по способам осуществления деятельности, так же как и по способам контроля за ее выполнением.

Как показали многочисленные исследования (М. И. Земцова, В. И. Коваленко, Н. И. Куличева, Л. И. Солнцева и др., что в формировании образов восприятия и представлений незрячего ребенка требует от него привлечение высших форм психической деятельности: мышления и речи.

Особенности восприятия незрячих детей с остаточным зрением.

Процесс формирования образов внешнего мира при нарушениях зрения находится в прямой зависимости от состояния сенсорной системы, глубины и характера поражения зрения.

Нарушение деятельности зрительного анализатора приводит к образованию новых внутри- и межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем и образованию свойственной только слепым или слабовидящим специфической психологической системы. Так, при тотальной слепоте доминирующим в сенсорном отражении предметного мира становится осязание во взаимодействии с другими сенсорными модальностями. Доминирование двигательного компонента в психологической системе незрячего ярко проявилось в исследованиях Л. А. Новиковой, показавшей отсутствие альфа-ритма в затылочной зоне у тотально слепых и усиление, активизацию деятельности теменных областей, обеспечивающих двигательную активность.

Однако, какая бы сенсорная система ни доминировала в познании окружающего мира у лиц с нарушенным зрением, она является сложной организацией, отражающей взаимодействие различных анализаторов и их взаимное влияние в процессе формирования образов, а сам образ является «центром мощного комплекса частно научных психологических понятий.» и представляет собой «знание об окружающем мире, данное в форме ощущений, восприятий, представлений, мыслей.» (И. С. Моргулис [14, с. 285]).

Сенсорная система определяется как система органов чувств, или анализаторов, позволяющая человеку осуществлять чувственное познание, получать информацию об окружающем его мире. Зрение, слух, обоняние и другие виды чувствительности входят в состав чувственного познания в виде ощущений, восприятий, представлений и характеризуют его структуру. Поскольку каждый анализатор, входя в систему, несет на себе влияние деятельности всей системы, то нарушение зрения или полная его потеря изменяет их взаимодействие и межанализаторные связи.

Сравнение процессов обучения абсолютно слепых детей и слепых, имеющих остаточное зрение, коду Брайля показывает, что последние дольше по времени и труднее овладевают осязательным чтением.

Исследование восприятия кода Брайля, проведенное В. М. Ворониным, при тактильном и зрительно-тактильном восприятии показало также, что при сочетании тактильного и зрительного стимулов результаты ниже, чем при одном тактильном. Таким образом, информация, адресованная двум анализаторам, в которой есть сочетание с тактильным восприятием, снижает результативность деятельности по формированию системного образа.

Создание образов предметов внешнего мира на основе остаточного зрения осуществляется слепыми быстрее, легче, точнее и дольше сохра-няется в памяти, что сказывается на улучшении их осязательного узна-вания. Однако, полагаясь на остаточное зрение, дети с глубокими его на-рушениями не используют сохранные анализаторы для восполнения чув-ственной информации.

Именно формирование образа брайлевской буквы показывает системность, комплексность образов, включение в его структуру представлений разных модальностей и разного уровня обобщенности. Это отражается в методиках формирования сенсорного образа брайлевского алфавита: соотнесение формы буквы с реальными предметами (Б. И. Коваленко, Б. Е. Тараканов, сличение с геометрическими эталонами, ознакомление с логикой создания системы Брайля (Б. И. Коваленко, использование цветных увеличенных разборных колодок с опорой на зрение и осязание в активной деятельности по воспроизведению структур брайлевских букв на различных приборах (Брайлевское шеститочие, колодки и т. д.).

Большое значение в сенсорном отражении системы Брайля имеют мыслительные логические операции, позволяющие устанавливать логические связи между элементами системы.

Пути коррекционной работы по развитию восприятия незрячих детей с остаточным зрением.

Длительное время в процессе получения детьми учебной информации использование и развитие остаточного и слабого зрения не осуществлялось, и это было связано с несколькими причинами.

1. Охране нарушенного зрения.

2. Методические материалы и техника, были основаны на опыте обучения слепых и использовании лишь сохранных анализаторов.

3. Слепые дети превалировали в школах для слепых детей.

4. Отсутствовали знания об уникальном аспекте процесса зрительного восприятия нарушенным зрительным анализатором.

В нашей стране Л. П. Григорьевой создана система развития зрительного восприятия у слепых и слабовидящих, включающая в себя как психофизиологические, так и психолого-педагогические методы его развития.

Пять развивающих зрительное восприятие методик, используемых в системе Л. П. Григорьевой, направлены на активизацию зрительных возможностей у детей с нарушением зрения на всех уровнях его развития.

При наличии у детей остаточного зрения практически нельзя исклю-чить восприятие детьми и рельефных бесцветных текстов, и особенно рель-ефных бесцветных рисунков с его помощью. В результате такой работы на уроках дети теряют остатки зрения, снижая свои возможности не только адаптироваться в мире зрячих, но и более полно и адекватно воспринимать окружающие предметы.

Развитие зрительного восприятия на каждом уроке может осуществ-ляться лишь при наличии пособий и учебников, специально подготовленных для слепых с остаточным зрением. К сожалению, стандартные учебники для школ слепых рассчитаны лишь на абсолютно слепых учащихся, т. е. издаются по Брайлю и снабжены бесцветными рельефными рисунками, что не позволяет ученику использовать остаточное зрение для полного просматривания рисунка. Мы считаем, что выпускаемые учебники по Брайлю для учащихся школ III вида должны быть с иллюстрациями, рельефными рисунками, чертежами, схемами, которые сочетали бы не только рельефную печать, но и цветную.

Для печатания книг для слепых учащихся с остаточным зрением можно использовать универсальный принтер Брайля Emprint SpotDot Emprint SpotDot — универсальный принтер, совмещающий Брайль и цветную печать. Технология SpotDot Tiger Braille (самая популярная в мире технология тиснения) + чернила. Отпечатанные документы зрительно идентичны напечатанным на струйном принтере, а тактильно — обладают рельефом и содержат брайлевский текст.

• Создает осязательные цветные рисунки и диаграммы.

• Печатает рельефный текст и математические знаки.

• Переводит и печатает Брайль.

Работа принтера Emprint SpotDot позволяет совмещать тиснение шрифтом Брайля и печать цветными чернилами.

Для работы с документами, которые будут напечатаны на принтере используется программное обеспечение ViewPlus Premier. То, что вы видите на экране отображается на принтер с помощью выпуклых точек.

Решая задачи развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения функционального характера, необходимо исходить, прежде всего, из положения психологии о том, что сенсорно-перцептивная организация ребенка – это «единая система анализаторов всех без исключения модальностей, включенная, в свою очередь, в общую структуру человеческого развития» (Б. Г. Ананьев [1, с. 60]).

Выбор путей для развития компенсаторных форм восприятия связан с положением психологии о том, что восприятие как процесс формирования и функционирования чувственного образа действительности есть сложное сочетание различных образований: функциональных, операционных и мотивационных. Именно это триединство обеспечивает качественное восприятие окружающего.

Читать еще:  Как сделать стрелки на глазах для начинающих

Для развития компенсаторных форм восприятия у слепых младших школьников с остаточным зрением используются различный наглядный материал. Это могут быть как предметы, адаптированные для этой категории лиц, так и материалы природного происхождения, картины как рельефные, так и с различной структурной поверхностью, аудиозаписи. Введение аудиовизуальных средств совершенствует процесс обучения и сокращает время для получения необходимой информации. Однако основными средствами познания становятся слух и осязание. Работа учителя будет эффективнее, если: использовать предметно-практическую деятельность и включать в процесс формирования сохранные слуховые, тактильные и обонятельные формы восприятия получила свое подтверждение.

Консультация для педагогов «Роль воображения в развитии детей с нарушением зрения» Формирование личности с нарушением зрения, её активности, работоспособности является процессом, зависящим от большого количества как внешнего,.

Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.

Восприятие слепых и слабовидящих

Нарушение функций зрения приводит к сокращению и редуциро­ванию (ослаблению) зрительных ощущений у частичнозрячих и слабо­видящих или полному их выпадению у тотально слепых. Изменения в сфере ощущений, т. е. на первой ступени чувственного отражения, неизбежно должны отразиться на следующем его этапе — восприятии.

В норме у большинства людей формируется зрительный тип вос­приятия. Причем доминирование зрения (возникающее как в фило-, так и в онтогенезе) настолько прочно, что даже такие серьезные нарушения его функций, какие наблюдаются у слабовидящих и частичнозрячих, не влекут за собой изменения типа восприятия. Как и в норме, у них наблю­дается зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия. Только при наи­более значительных снижениях остроты зрения (от 0,03—0,02 и ниже) и тотальной слепоте, когда большая часть предметов и явлений не может быть адекватно воспринята визуально, доминирующее положение зани­мают кожно-механический и двигательный анализаторы, лежащие в ос­нове осязательного восприятия.

Независимо от того, какой тип восприятия складывается у слепого или слабовидящего, оно обладает всеми свойствами, известными в об­щей психологии: избирательностью, целостностью, осмысленностью, обобщенностью, апперцепцией и константностью. Разумеется, проявле­ние и развитие этих свойств зависят от того, в каком виде восприятия они проявляются, а также от уровня психического развития индивида в целом. При слепоте и слабовидении наблюдается редуцированность про­явлений некоторых свойств восприятия. Так, избирательность восприя­тия ограничивается сужением круга интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим по сравнению с нормой эмоцио­нальным воздействием объектов внешнего мира; апперцепция проявля­ется слабее, чем в норме, в связи с недостаточным чувственным опытом; осмысление и обобщение образов осложняется недостаточностью чувственного опыта и снижением полноты и точности отображаемого; сокращается зона константного зрительного восприятия; нарушается его целостность.

Как показали исследования Ю.А. Кулагина, нервный корковый ме­ханизм восприятия слепых принципиально идентичен механизму воспри­ятия зрячих, хотя при патологии органов зрения затрудняется либо ста­новится невозможным образование временных нервных связей между мозговыми центрами зрительного и других анализаторов.

Разумеется, и зрительные образы частичнозрячих и слабовидящих, и осязательные образы незрячих не могут быть полностью тождествен­ны образам восприятия нормально видящих, однако, как и последние, они в целом адекватно, правильно отражают окружающий мир во всей его сложности.

Зрительное и осязательное восприятия сходны не только по своим физиологическим механизмам. В образах, возникающих в процессе этих видов перцепции, отражаются многочисленные различные свойства и ка­чества материи, движущейся в пространстве и времени. Причем, и это наиболее важно, зрение и осязание фиксируют целый ряд одних и тех же физических, пространственных и временных характеристик объек­тов. Глаз и рука способны самостоятельно и вполне адекватно отражать следующие категории признаков: форму, величину, направление, уда­ление, телесность, покой, движение. Помимо перечисленных категорий, человек только при помощи зрения различает цвет, а при помощи осяза­ния — сдавливаемость, вес, тепло и холод. Таким образом, зрительное восприятие отражает восемь категорий признаков, а осязательное — одиннадцать.

Движение глаз (конвергенция, дивергенция, аккомодация), благо­даря которым становится возможным отражение многочисленных про­странственных свойств объектов, идентичны движениям ощупывающей руки.

Наиболее полно возможности осязания раскрываются лишь при аб­солютной слепоте, несмотря на то что этот вид восприятия играет важ­нейшую роль в процессах чувственного познания даже при наличии пол­ноценного зрения. Недостаточное развитие осязания, несоответствую­щее его действительным возможностям, объясняется тем, что зрение, контролирующее различные виды человеческой деятельности, тормозит развитие осязательного восприятия не только у нормально видящих, но и у слабовидящих и частичнозрячих, что в высшей степени неблагоп­риятно сказывается на их познавательной и трудовой деятельности.

При наличии остаточного зрения у частичнозрячих и у слабовидя­щих процессы познавательной и трудовой деятельности протекают, а точнее должны протекать, при совместной работе осязания и зрения. Ведущая роль той или иной анализаторной системы в отражении мира и контроля над деятельностью должна при этом определяться состоянием зрительных функций, свойствами отражаемых предметов и характером производимой операции. Только при взаимодействии зрения и осязания, детерминированного объективными условиями, возможно адекватное отражение действительности.

Зрительное восприятие при снижении остроты зрения, нарушении цветоощущения, сужении поля зрения резко отличается от восприятия нормально видящих степенью полноты, точности и скорости отображе­ния, а также сужением и деформацией зрительного поля (зона зритель­ного восприятия).

Нарушения зрения влияют не только на скорость, но и на качество восприятия, его точность и полноту.

Снижение тонкости зрительных дифференцировок отчетливо про­является у частичнозрячих и слабовидящих в процессе зрительного уз­навания объектов, причем полнота и точность восприятия, так же как и скорость, зависят от остроты зрения.

Одним из важнейших условий правильного отражения простран­ственных свойств и отношений объективного мира является бинокуляр­ное зрение. Среди частичнозрячих и слабовидящих довольно часто встре­чаются лица с абсолютной слепотой на один глаз или некорригируемой разницей в остроте зрения правого и левого глаза.

Нарушение бинокулярного зрения затрудняет восприятие перспек­тивы, ухудшает восприятие глубинности пространства.

. Осязание является необходимым компонентом человеческой де­ятельности, а при утрате зрения компенсирует его познавательные и кон­тролирующие функции. И хотя полное возмещение утраченных функ­ций невозможно, так как, во-первых, кожные и мышечно-суставные ощу­щения отражают не все признаки предметов, воспринимаемые зритель­но, во-вторых, осязательное поле ограничено зоной действия рук и вос­приятие протекает более длительно, чем зрительное, осязание дает сле­пому необходимые знания об окружающем мире и достаточно точно регулирует его взаимодействие со средой, а культура осязания являет­ся одним из основных средств компенсации слепоты.

Учитывая роль осязания в деятельности слепых, нужно считать про­тивопоказанными для них операции ручного труда, вредно действующие на осязание. К таким видам труда относятся до недавнего времени рекомендовавшиеся для слепых операции по изготовлению щеток, расщеплению слюды и др., ведущие к микротравмам, механически сти­рающие и огрубляющие кожу рук.

Наряду с непосредственным чувственным отражением существует опосредованное приборное восприятие, при котором между субъектом и объектом отражения помещается некое приспособление, прибор, по­зволяющий отразить непосредственно воспринимаемые свойства и признаки предметов и явлений окружающего мира (микроскоп, рентге­новский аппарат, звуковой локатор и т. п.).

В последнее время в деятельность слепых и слабовидящих все шире внедряются технические средства компенсации дефектов зрения (тифлоприборы). Их назначение заключается в том, чтобы, по возможности, приблизить объем информации, получаемой при нарушенном или от­сутствующем зрении, к объему той информации, которую получает нор­мально видящий.

ВОСПРИЯТИЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ. ВОСПРИЯТИЕ, ЕГО ТИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ЗРЕНИЯ

Восприятие — ЭТО психический процесс отражении предметов или явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта. Поскольку воздействующие на человека объекты обладают комплексом свойств, в процессе восприятия участвуют ощущения различных модальностей,

Читать еще:  Коррекция вен на ногах

Нарушения функций зрения приводят к сокращению и редуцированию (ослаблению) зрительных ощущении у частичнозрячих и слабовидящих или полному их выпадению у тотально слепых. Изменения в сфере ощущений, то есть на первой ступени Чувственного отражения, неизбежно должны отразиться на следующем его этапе — восприятии.

В процессе восприятия обычно принимают участие несколько анализаторов. Во время выполнения различных видов деятельности тот или иной анализатор становится ведущим. В зависимости от условии жизни и характера деятельности один из анализаторов соответственно становится доминирующим. Соответственно этому определяется присущий тому или иному человеку тип восприятия. В норме у большинства люден формируется зрительный тип восприятия. Причем доминирование зрения (возникающее как в фило-, так и в онтогенезе) настолько прочно, что даже такие серьезные нарушения его функции, какие наблюдаются у слабовидящих и частичнозрячих, не влекут за собой изменения типа восприятия как и в норме, у них наблюдается зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия.

Только при наиболее значительных снижениях остроты зрения (от 0,03—0,02 и ниже) и тотальной слепоте, когда большая часть предметов и явлении не может быть адекватно воспринята визуально, доминирующее положение занимают кожно-механический и двигательный анализаторы, лежащие в основе осязательного восприятия; Однако зрительный анализатор в зависимости от уровня остроты зрения и характера деятельности продолжает в той или иной мере принимать участие в процессе восприятия. А в некоторых видах деятельности, не требующих тонкой зрительной дифференцировки, например при ориентировке в большом пространстве, аномальное зрение даже при очень низкой его остроте может занимать ведущее положение.

Полное выпадение зрительных ощущений из процесса восприятия наблюдается только в случаях полной слепоты. В литературе можно встретиться с утверждениями, согласно которым слепым присущ слуховой тип восприятия. Разумеется, слуховой тип восприятия может формироваться у слепых с таким же успехом, как я у нормально видящих, поскольку это зависит не от особенностей строения и функционирования того или иного органа (исключая, конечно, патологические изменения самою слухового анализатора), а от характера деятельности, в которой принимает участие индивид. Но, так как слуховые ощущения и восприятия отражают материальный мир весьма односторонне и более пли менее полное отражение пространственных и физических свойств объектов слепыми осуществляется благодаря информации, получаемой через кожный и двигательный анализаторы, при наиболее серьезных дефектах зрения, как правило, формируется осязательный тип восприятия. Кроме того, формированию осязательного типа восприятия в высшей степени способствует характер учебной и трудовой деятельности слепых, так как овладение навыками чтения и письма, а также всеми трудовыми двигательными навыками происходит на основе осязательною восприятия предметов и орудий деятельности. Развитию этого типа восприятия необходимо всячески способствовать в процессе школьного обучения слепых, широко используя всевозможные наглядные (в данном случае воспринимаемые с помощью осязания) пособия и развивая культуру осязания. Наглядность в обучении слепых должна полностью вытеснить оставшиеся от старой школы словесные методы обучения, основывающиеся на ложном взгляде на слепого кик на слуховой тип.

Независимо от того, какой тип восприятия складывается у слепого или слабовидящего, оно обладает всеми свойствами, известными в общей психологии: избирательностью, осмысленностью, обобщенностью, апперцепцией и константностью. Разумеется, проявление и развитие этих свойств зависит от того, в каком виде восприятия они проявляются, а также от уровня психического развития индивида в целом. При слепоте и слабовидении наблюдается редуцированность проявлений некоторых свойств восприятия. Так, избирательность восприятия ограничивается узким кругом интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим по сравнению с кормой эмоциональным воздействием объектов внешнего мира; апперцепция проявляется слабее, чем в норме, в Связи с недостаточным чувственным опытом; осмысление и обобщение образов осложняется недостаточностью чувственного опыта и снижением полноты и точности отображаемого; сокращается зона константного зрительного восприятия.

Участие в процессе восприятия нескольких анализаторных систем предполагает их совместную деятельность. Совокупная, интегративная деятельность анализаторов, в результате которой под воздействием комплексных раздражителей образуются временные нервные связи, и является физиологическим механизмом восприятия, Комплексная деятельность анализаторов протекает на основе взаимодействия первой и второй сигнальных систем, благодаря чему человеческое восприятие принципиально отличается от восприятия животных своей осмысленностью, обобщенностью и произвольностью. Кроме того, для понимания физиологических механизмов восприятия весьма важным является открытый И. П. Павловым рефлекс на отношение.

Различной Степени нарушения или Полное выпадение функций зрительного анализатора могут лишь нарушить соотношение видов и изменить тип восприятия, но они пив коей мере не отражаются на его физиологическом механизме. Как показали исследования Ю.А. Кулагина, нервный корковый механизм восприятия слепых принципиально идентичен механизму восприятия зрячих.

При патологии органов зрения затрудняется либо становится невозможным образование временных нервных связей между мозговыми центрами зрительного и других анализаторов. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов, широте круга отображаемых предметов и явлений, но не могут изменить сущности процесса возникновения образа. Разумеется, и зрительные образы частичнозрячих и слабовилящих, и осязательные образы незрячих не могут быть полностью тождественны образам восприятия нормально видящих, однако, как и последние, они в целом адекватно, правильно отражают окружающий мир во всей сложности его проявлений.

Адекватность образов слепых и слабовиляших отображаемым объектам подтверждается как практикой лиц с дефектами зрения, в процессе которой они не только познают окружающий мир, но и преобразуют его, так и экспериментально. В этом отношении очень показателен тот факт, что не только правильное отражение совокупности и отношений свойств и качеств объектов, но и их иллюзорное восприятие имеет место при определенных условиях как у нормально видящих, так и у лип с аномалиями функций зрения. Так, оптические иллюзии Мюллера — Лайера, Эббингауза, перспективы, переоценки расстоянии, деформации геометрических фигур и прямых линий наблюдаются у слабовидящих и частичнозрячих. Эти же изображения, будучи выполнены не графически, а рельефно (точечным или линейным рельефом), вызывают соответствующие иллюзии при осязательном восприятии у тотально слепых. Аналогичным образом зрительно-мышечная иллюзия Шарпантье (переоценка веса большего по объему из двух объективно равных по весу и одинаковых По форме предметов, например шаров) возникает у незрячих при осязательном восприятии величины и формы объектов. И хотя величина иллюзорного эффекта у слепых и слабовидящих несколько снижена но сравнению с нормой, его наличие при нарушенном зрительном или осязательном восприятии является еще одним подтверждением принципиальной идентичности коркового нервною механизма у слепых, слабовидящих и зрячих.

Доказанная Ю.А. Кулагиным идентичность нервных механизмов восприятия в норме и при патологии зрения имеет не только теооретическое, но и большое практическое значение; так как, во-первых, обосновывает возможность усвоения слепыми или слабовидящими определенной суммы знаний, умений и навыков, а во-вторых, опровергает измышления тифлопсихологов идеалистического толка о неадекватности отражения слепыми окружающего мира, о принципиальном различии осязательных образов слепых и отельных образов нормально видящих.

ВОСПРИЯТИЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

Нарушение функций зрения приводит к сокращению и редуцированию (ослаблению) зрительных ощущений у частичноэрячих и слабовидящих или полному их выпа­дению у тотально слепых. Изменения в сфере ощущений, т. е. на первой ступени чувственного отражения, неизбеж­но должны отразиться на следующем его этапе — вос­приятии.

В норме у большинства людей формируется зритель­ный тип восприятия. Причем доминирование зрения (воз­никающее как в фило-, так и в онтогенезе) настолько прочно, что даже такие серьезные нарушения его функ­ций, какие наблюдаются у слабовидящих и частичнозря-чих, не влекут за собой изменения типа восприятия. Как и в норме, у них наблюдается зрительно-двигательно-слу-ховой тип восприятия.

Читать еще:  Как снять накладные ресницы самостоятельно

Только при наиболее значительных снижениях остроты зрения (от 0,03—0,02 и ниже) и тотальной слепоте, когда большая часть предметов и явлений не может быть адек­ватно воспринята визуально, доминирующее положение занимают кожно-механический и двигательный анализа­торы, лежащие в основе осязательного восприятия.

Независимо от того, какой тип восприятия складывает­ся у слепого или слабовидящего, оно обладает всеми свой­ствами, известными в общей психологии: избирательностью, целостностью, осмысленностью, обобщенностью, .апперцеп­цией и константностью. Разумеется, проявление и развитие этих свойств зависят от того, в каком виде восприятия они проявляются, а также от уровня психического развития индивида в целом. При слепоте и слабовидении наблюда­ется редуцированность проявлений некоторых свойств вос­приятия. Так, избирательность восприятия ограничивается сужением круга интересов, снижением активности отража­тельной деятельности, меньшим по сравнению с нормой эмоциональным воздействием объектов внешнего мира; апперцепция проявляется слабее, чем в норме, в связи с недостаточным чувственным опытом; осмысление и обоб­щение образов осложняется недостаточностью чувственно­го опыта и снижением полноты и точности отображаемого; сокращается зона, константного зрительного восприятия; нарушается его целостность.

Как показали исследования Ю. А. Кулагина, нервный корковый механизм восприятия слепых принципиально идентичен механизму восприятия зрячих, хотя при патоло гии органов зрения затрудняется либо становится невоз­можным образование временных нервных связей между мозговыми центрами зрительного и других анализаторов.

Разумеется, и зрительные образы чаегичнозрячих и ела-. бовидящих, и осязательные образы незрячих не могут быть полностью тождественны образам восприятия нормально видящих, однако, как и последние, они в целом адекватно, правильно отражают окружающий мир во всей его слож­ности.

Зрительное и осязательное восприятия сходны не толь­ко по своим физиологическим механизмам. В образах, возникающих в процессе этих видов перцепции, отража­ются многочисленные различные свойства и качества ма­терии, движущейся в пространстве и времени. Причем, и это наиболее важно, зрение и осязание фиксируют це лый ряд одних и тех же физических, пространственных и временных характеристик объектов.

Глаз и рука способны самостоятельно и вполне адек­ватно отражать следующие категории признаков: форму, величину, направление, удаление, телесность, покой, дви­жение. Помимо перечисленных категорий, человек только при помощи зрения различает цвет, а при помощи осяза­ния— сдавливаемость, вес, тепло и холод. Таким образом, зрительное восприятие отражает восемь категорий призна­ков, а осязательное — одиннадцать.

Движение глаз (конвергенция, дивергенция, аккомода­ция), благодаря которым становится возможным отраже­ние многочисленных пространственных свойств объектов, идентичны движениям ощупывающей руки.

Существенным является и то обстоятельство, что обра­зы осязательного восприятия, так же как и зрительного, объективируются. Иначе говоря, мы локализуем зритель­ные и осязательные образы не в области воспринимающих нервных механизмов, а в зоне действительного местонахож­дения вызвавшего их объекта, т. е. выносим их наружу.

Наиболее полно возможности осязания раскрываются лишь при абсолютной слепоте, несмотря на то что этот вид восприятия играет важнейшую роль в процессах чув­ственного познания даже при наличии полноценного зре­ния. Недостаточное развитие осязания, несоответствующее его действительным возможностям, объясняется тем, что зрение, контролирующее различные виды человеческой дея­тельности, тормозит развитие осязательного восприятия не только у нормально видящих, но и у слабовидящих и частичнозрячих, что в высшей степени неблагоприятно сказывается на их познавательной и трудовой деятель­ности.

При наличии остаточного зрения у частичнозрячих и у слабовидящих процессы познавательной и трудовой дея­тельности протекают, а точнее должны протекать, при сов­местной работе осязания и зрения. Ведущая роль той или иной анализаторной системы в отражении мира и контроля над деятельностью должна при этом определяться состоя­нием зрительных функций, свойствами отражаемых пред­метов и характером производимой операции. Только при взаимодействии зрения и осязания, детерминированного объективными условиями, возможно, адекватное отражение действительности.

Зрительное восприятие, при снижении остроты зрения, нарушении цветоощущения, сужении поля зрения резко отличается от восприятия нормально видящих степенью

полноты, точности и скорости отображения, а также сужением и деформацией зрительного поля (зона зрительного восприятия).

Скорость и правильность зрительного восприятия частичнозрячих и слабовидящих зависят в первую очередь от остроты зрения.

Скорость зрительного восприятия не является величи­ной постоянной, она изменяется под воздействием много образных факторов — величины и сложности объектов, уровня освещенности, утомления и т. д., что в равной мере относится как к нормально видящим, так и к лицам с де­фектами зрения. Однако у последних скорость зрительно­го восприятия подвержена более резким колебаниям.

Нарушения зрения влияют не только на скорость, но и качество восприятия, его точность и полноту.

Снижение тонкости зрительных дифференцировок от­четливо проявляется у частичнозрячих и слабовидящих в процессе зрительного узнавания объектов, причем пол­нота и точность восприятия, так же как и скорость, зави­сят от остроты зрения.

Одним из важнейших условий правильного отражения пространственных свойств и отношений объективного мира является бинокулярное зрение. Среди частичнозрячих и слабовидящих довольно часто встречаются лица с абсо­лютной слепотой на один глаз или некорригируемой разницей в остроте зрения правого и левого глаза. Наруше­ние бинокулярного зрения затрудняет восприятие перспек­тивы, ухудшает восприятие глубинности пространства.

Активное и инструментальное осязание участвуют во всех, видах деятельности слепых — в игровой, учебной и трудовой, исполняя во многих случаях ведущую роль. Такое значение в деятельности слепых осязание получает в связи с полной или частичной утратой зрения, которое совместно с кожно-мышечным чувством является регуля­тором деятельности. Возможность осязания самостоятель­но контролировать деятельность в различных ее проявле­ниях основано на том, что оно достаточно полно, а в ряде случаев, например при отражении формы, плотности, тем­пературы, шероховатости и некоторых других признаков, полнее и точнее, чем зрение, отражает свойства и качества объектов. Весьма показательно, что даже при наличии зрения осязание в операциях ручного труда выступает как их ближайший регулятор, обеспечивая непрерывность контроля над трудовыми действиями. Примечательно так­же и то, что нарушения осязания делают невозможным трудовые действия.

Таким образом, осязание является необходимым ком­понентом человеческой деятельности, а при утрате зрения компенсирует его познавательные и контролирующие функции. И хотя полное возмещение утраченных функций невозможно, так как, во-первых, кожные и мышечно-суставные ощущения отражают не все признаки предметов, воспринимаемые зрительно, во-вторых, осязательное поле ограничено зоной действия рук и восприятие протекает более длительно, чем зрительное, осязание дает слепому необходимые знания об окружающем мире и достаточно точно регулирует его взаимодействие со средой, а культу­ра осязания является одним из основных средств компен­сации слепоты.

Учитывая роль осязания в деятельности слепых, нужно считать противопоказанными для них операции ручного труда, вредно действующие на осязание. К таким видам труда относятся до недавнего времени рекомендовавшие­ся для слепых операции по изготовлению щеток, расщеп­лению слюды и др., ведущие к микротравмам, механически стирающие и огрубляющие кожу рук.

Наряду с непосредственным чувственным отражением существует опосредованное приборное восприятие, при котором между субъектом и объектом отражения поме­щается некое приспособление, прибор, позволяющий отра­зить непосредственно воспринимаемые свойства и призна­ки предметов и явлений окружающего мира (микроскоп, рентгеновский аппарат, звуковой локатор и т. п.).

В последнее время в деятельность слепых и слабови­дящих все шире внедряются технические средства компен­сации дефектов зрения (тифлоприборы). Их назначение заключается в том, чтобы, по возможности, приблизить объем информации, получаемой при нарушенном или от­сутствующем зрении, к объему той информации, которую получает нормально видящий.

Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 1584 . Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector