1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Возникновение и распространение

Возникновение и распространение ислама

Основные направления, течения и секты в исламе.

Общие черты мусульманского вероучения.

Возникновение и распространение ислама.

Ислам – третья мировая религия.

Лекция 6

Ислам – третья мировая религия. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют 1,5 млрд. человек. В 28 странах ислам признан государственной религией. Среди них: Египет, Кувейт, Иран, Ирак, Афганистан, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и др. Подавляющее большинство мусульман сосредоточено в Северной Африке, Западной, Южной и Юго-Западной Азии. На территории бывшего СССР ислам исповедует большинство коренного населения государств Средней Азии, Азербайджана. В России огромно его влияние в Татарстане, Башкортостане, Дагестане, Чечне, Ингушетии, в других районах и республиках. Ислам имеет немалое распространение в Европе на Балканском полуострове (Албания, некоторые республики бывшей Югославии).

«Ислам» в переводе с арабского означает покорность воле Аллаха. Последователи ислама называются мусульманами (от араб. «муслим» – те, кто покоряется).

Ислам возник в 7 веке н.э. на Аравийском полуострове.

Аравийский полуостров расположен на стыке Азии, Африки и Средиземноморского бассейна. Основная часть территории Аравии – степи, пустыни и полупустыни. Лишь незначительная часть земель была пригодна для занятия земледелием. Большинство населения полуострова составляли кочевники-бедуины, которые называли себя арабами. Слово «араб» означало «лихой наездник». Занятием бедуинов было разведение верблюдов, лошадей, овец и коз. Часть племен проживала оседло в оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей. И кочевникам, и горожанам было трудно в непростых природных условиях, требовавших максимального напряжения сил для того, чтобы выжить. В их отношении к миру было немало сходства. Их жизненными ценностями были активность, предприимчивость и умение отказывать себе во всем.

Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами -Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Караванный путь проходил через Северо-Западную Аравию (Хиджас) из Йемена в Сирию, Палестину, Иран. Вдоль караванного пути появлялись поселения, жители которых охраняли дорогу, снабжали караваны верблюдами и проводниками, занимались ремеслами. Вдоль караванного пути появились такие города, как Таиф, Ясриб, Мекка. Город Мекка стал крупным в Аравии торговым и политическим центром. В Мекке проживало племя курейшитов, занимавшееся торговлей. Таким образом, народы Аравийского полуострова издавна были вовлечены в торговые, политические и культурные связи со странами Востока и Запада. Особое значение имели отношения с Ираном и Византией. В свою очередь каждая из этих монархий учитывала стратегическое значение Аравии и стремилась установить над нею свое господство.

Ирану удалось захватить Йемен и установить свой контроль над транзитной торговлей. Теперь караванный путь стал проходить только через Иран. Это привело к экономическому упадку и разорению многих арабских племен. Потребности времени делали необходимым политическое объединение разрозненных племен и создание арабской государственности.

Каковы же были религиозные представления у древних арабов?

Арабы были язычниками. Каждое племя имело своих богов. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством племен — языческий храм Кааба(от араб. «куб»- храм, имеющий прямоугольную форму). Кааба — здание высотой 15 метров, углы которого ориентированы по частям света. В Каабе находилось более 300 племенных богов. В восточный угол Каабы вмурован «черный камень» (упавший метеорит) – по преданию посланный Аллахом людям как знак своего могущества и благоволения. Племенной бог курейшитов Аллах был в «черном камне». Ключи от Каабы находились в руках курейшитов.

Кроме язычников на Аравийском полуострове проживали также христиане и иудеи. Идеи о едином боге распространяли не только иудеи и христиане, но также и ханифы – первые представители арабского монотеизма. Это были представители религиозного движения, предшествовавшие исламу.

Возникновение ислама связано с деятельностью пророка Мухаммеда (Махаммад, Магомет). Годы его жизни 570-632 гг. Мухаммед происходил из рода Гашима, из племени курейшитов. Он рано осиротел. Отец его умер через 2 месяца после рождения сына (а по другой версии – до рождения сына) и, в любом случае, не видел его. Мать Амина умерла, когда Мухаммеду было 5 лет. Воспитывался Мухаммед в семье деда (80-ти летний дед служил хранителем ключей от Каабы), а затем у дяди Абу Талиба. Родственники Мухаммеда принадлежали к мекканской аристократии, но не были богаты, и мальчику приходилось немало трудиться. В детские и юношеские годы он пас скот, участвовал в снаряжении торговых караванов, а позже и сопровождал их. Затем молодой Мухаммед нанялся к богатой вдове – Хадидже – на работу посредником по торговым делам. Это была его двоюродная сестра, на 15 лет его старше. В возрасте 24 (25) лет Мухаммед женился на Хадидже и занялся самостоятельной караванной торговлей. У них родилось шестеро детей – 2 сына и 4 дочери, но сыновья скончались в младенческом возрасте. Пока Хадиджа была жива, она оставалась единственной женой Мухаммеда. После смерти Хадиджи Мухаммед заключал большое количество браков. Право пророка превысить разрешенное для мусульманина число жен (четыре) было специально обосновано кораническим «откровением». В большинстве своем эти браки носили политический характер, укрепляя связи Мухаммеда с различными родо-племенными группами. Любимой женой Мухаммеда, по преданию, была Айша, дочь Абу Бакра. Согласно преданию, у Мухаммеда было 11 официальных жен, девять из которых были живы в момент его кончины.

Во время поездок по торговым делам, да и в самой Мекке Мухаммед часто встречался с христианскими монахами, иудеями, ханифами, беседовал, спорил с ними. Как гласит предание, нередко он удалялся в пещеру в окрестностях Мекки, где подолгу постился и предавался раздумьям.

В возрасте 40 лет (около 610 г.) Мухаммеду впервые стали являться видения, слышаться голоса. Со временем эти явления, сначала испугавшие его, стали все более частыми, а услышанные речи – все более определенными. Это были откровения, исходившие от бога Аллаха. Первыми, кому поведал Мухаммед об этом, были его ближайшие родственники и друзья: Хадиджа, двоюродный брат Али, Абу Бакр, Омар, Осман. Они уверовали, что слышимое и произносимое Мухаммедом – слова Бога (Аллаха), а сам Мухаммед – посланник божий.

Мухаммед бросил торговые дела и стал халифом – пророком-проповедником. Он призывал своих соотечественников, жителей Мекки, всех арабов отказаться от поклонения многочисленным племенным богам и верить в одного только бога – Аллаха, вести праведную жизнь, готовить себя к грядущему божьему суду. Призывал соблюдать простые нормы морали, ограничить ростовщичество, оказывать благотворительную помощь неимущим. В доказательство своих слов он рассказывал о всемогуществе Аллаха, создавшего из ничего мир и человека, о том, что Аллах уже направлял людям посланников, таких же, как и он, но люди не слушали их и всегда бывали наказаны за свою строптивость. Среди этих предшественников Мухаммеда – главные персонажи Ветхого и Нового Завета – Муса (Моисей), Йусуф (Иосиф), Иса (Иисус). Особо выделен Ибрахим (Авраам), праотец арабов и евреев. Таким образом, идеи ислама не были новыми.

Проповедь Мухаммеда привлекла часть мекканцев, но вызвала протест и ненависть верхушки города. Многие курейшиты серьезно встревожились. Они издавна исполняли почетные обязанности по обеспечению многочисленных паломников к Святилищу – Каабе – едой, питьем и кровом и не желали расставаться с этими прибыльными привилегиями. Требование Муххамеда утверждения веры в единого истинного Бога могло подорвать многобожие, привести к полному упадку идолопоклонничества и к сокращению числа паломников.

В 619 году Мухаммед потерпел две тяжкие утраты: умерли Хадиджа и дядя Абу Талиб, два человека, которые представляли его главную опору. С тех пор Мухаммед стал искать союзников вне Мекки. Мухаммед стал подвергаться гонениям и вынужден был совершить бегство из Мекки в соседний город Ясриб. Этот город стал называться Медина — город пророка. Переселение (ар. «хиджра») произошло в 622 г. Этот год у мусульман считается точкой отсчета новой эры. От этого события (хиджры) ведется мусульманское летоисчисление. Счет времени ведется по лунному циклу (в году 354 дня) во всех мусульманских странах, кроме Ирана. Для европейцев 2002год, а по мусульманскому календарю – 1423 год.

Читать еще:  После родов вены на ногах стали видны

В Медине все жители приняли ислам. Там была создана мусульманская община – умма, члены которой признавали Мухаммеда своим пророком. Была построена первая мечеть, где молились 5 раз в день. Бедняков поддерживали милостыней. Мусульманскую общину (умму) объединяла единая вера, а не кровные связи. Доступ в умму был открыт для всех, кто принимал ислам и признавал Мухаммеда в качестве духовного и светского вождя. Таким образом, в сознании мусульман с самого начала слились религия и политика, духовная и светская власть, вероисповедные и морально-правовые установления.

Мухаммед призывает к борьбе с неверными. Мединцы начали нападать на мекканские торговые караваны, а те в свою очередь вынуждены были защищаться.

Лишь в 630 году мекканская знать вынуждена была принять новое учение. Из Каабы убрали всех языческих идолов. Мекка и Кааба стали святыней ислама. Со временем вокруг Каабы были возведены стены и построено много замечательных сооружений. Однако не все племена подчинились Мухаммеду, и язычество надолго сохранилось в Аравии. Было создано государство Арабский халифат. Это было феодальное государство. Вся светская и духовная власть находилась в руках халифов. Первым халифом (правителем) Арабского государства был пророк Мухаммед. Началась завоевательная политика, и стала расширяться территория Арабского халифата.

Ислам не наделяет Мухаммеда никакими сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Тем не менее вокруг его фигуры постепенно возник цикл легенд о чудесах. Некоторые из них развивают намеки Корана, как, например, легенда о том, что ангелы рассекли молодому Мухаммеду грудь и омыли его сердце, или легенда о его ночном путешествии на волшебном животном ал-Буураке в Иерусалим и последующем вознесении на небеса. Сложился ряд легенд о чудесах, сотворенных Мухаммедом, — в его присутствии недойная овца дает молоко, малой пищи хватает на множество людей и т.д. В целом, однако, подобного материала в преданиях о Мухаммеде сравнительно мало.

В 632 году пророк Мухаммед умер и был похоронен в Медине. Из халифов (его заместителей) первые четверо, так называемые «праведные халифы», пользуются особым уважением у большинства мусульман. Это были Абу Бакр, Омар, Осман, Али. При них ислам стал мировой религией обширной империи. Во владения халифата вошли Египет, Сирия, Ирак и др. В более позднее время, пользуясь слабостью Византии и Персии, мусульмане подчинили своему господству народы Ближнего и Среднего Востока, часть Индии, Закавказья, Средней Азии, отдельные народы Северного Кавказа и др. Через Турцию ислам проник в страны Балканского полуострова.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

История возникновения ислама

История возникновения ислама прослеживается до VII века, когда в обществе назрела необходимость перехода к более сложной и многосоставной религии.

С течением времени ислам покорил значительную часть мира.

Зарождение ислама — время, место, условия и причины возникновения

Ислам является самой молодой монотеистической религией в мире. Историки не могут назвать точную дату, когда возник ислам, датируя начало распространения религии VII веком. Следовательно, ответить на вопрос, сколько лет существует ислам, не представляется возможным – порядка 14 веков.

Происхождение мусульманства относят к западу Аравийского полуострова. Языческие племена арабов переживали сложный период разрушения родоплеменных связей и возникновение нового общества, с классовым делением.

Необходимость в появлении новой религии была обусловлена как постепенно усложнявшимися отношениями между людьми, их культурным и духовным развитием, так и социально-экономическими условиями.

Доисламическое поклонение идолам и божествам природы уже не удовлетворяло арабов, назрела нужда в более сложных и упорядоченных отношениях человека и его создателя.

Основатель ислама

Основоположником ислама считается пророк Мухаммед. Он родился в 670 году, с детства показал себя человеком, ищущим знаний, с аналитическим складом ума, лидером по натуре.

Родиной пророка является Мекка, именно там и появилось новое вероучение. В начале жизни будущий пророк пас скот, был караванщиком и торговцем. Мухаммад много путешествовал, встречался с разными людьми — приверженцами разных вероисповеданий.

Кратко о возникновении и распространении ислама

Легенда гласит, что в возрасте 40 лет, когда Мухаммед в пещере предавался размышлениям, его посетил ангел Джабраил и принес уму в дар истоки и каноны мусульманства, краткое содержание аятов. Сначала мужчина отнекивался от сакрального знания. Ангел был настойчив, и Мухаммед ощутил в себе искру божественного знания, которое принялся распространять.

В Мекке новая религия, проповедующая принципы смирения и воздержания, не нашла большого числа последователей. Вспыхивающие ссоры вынудили основателя мусульманства в 622 году перебраться в Медину, где быстро образовалось ядро приверженцев мусульманства.

Восемь лет длился газават между исламистами и язычниками. В 630 году, захватив главный священный город арабов, Мекку, Мухаммед объявил ислам господствующей религией.

Религиозный центр самой молодой религии в мире

Средоточием помыслов ортодоксального мусульманина является Кааба – камень с письменами из Корана, имеющий сакральное значение.

Он расположен в Мекке – городе, имеющем особое значение для мусульман и кочевников-язычников.

Почему ислам стал мировой религией

Распространению ислама немало помогла гибель древних государств. Большое количество беженцев, прибывших в священный город, приняло ислам и впоследствии распространило его на всей территории Аравийского полуострова и за его пределами.

Стройность и проработанность основных и вспомогательных положений ислама, вера в единого бога Аллаха, лояльное отношение к греху позволило религии быстро занять место в пятерке лидирующих вероучений. Первоначально Мухаммед проповедовал мягкость, смирение, безропотное подчинение воле Аллаха.

Заключение

Хотя современный ислам стал синонимом терроризма, джихада и немотивированной жестокости, раньше приверженцы этой религии брали в руки меч для защиты, а не для нападения. Богатейшее культурное наследие, произведения зодчих, писателей, поэтов-исламистов, вдохновленных своими верованиями, позволяют увидеть в исламе красоту и силу.

Вобрав в себя основные черты буддизма, иудаизма, христианства, ислам является процветающей монотеистической религией.

Возникновение и распространение ислама. В VII в

. в Аравии зародилась третья по времени возникновения — после буддизма (V в. до н. э.) и христианства (I в.) — мировая религия. Ее название — «ислам» — значит «покорность Богу», а принятое в Европе наименование «мусульманство» происходит от арабского «муслим» — «покорный богу».

Основателем ислама был житель Мекки Мухаммед (570— 632 гг.). Он призвал всех арабов отказаться от поклонения многочисленным богам, верить в одного только Бога — Аллаха и в то, что Мухаммед его пророк. Эта проповедь вызвала недовольство мекканских купцов, опасавшихся, что проповедь Мухаммеда скажется на посещении Каабы. Мухаммеду и его последователям пришлось бежать в соперничавший с Меккой торговый город Ясриб (позднее названный Мединой, т. е. «Городом пророка»). Это событие, называемое поарабски «хиджра», т. е. «переселение», стало точкой отсчета мусульманского летоисчисления (622 г.). В последующие годы большинство арабских племен приняло ислам. Мухаммед и его сторонники торжественно возвратились в Мекку. Кааба стала главным святилищем мусульман. Победа ислама над более древними верованиями привела к сплочению арабских племен и созданию государства. Окончательное объединение Аравии произошло вскоре после смерти Мухаммеда (632 г.). Тогда была составлена священная

Читать еще:  Как правильно красить глаза подводкой

книга ислама — Коран (поарабски — «то, что читают»). Она содержит речи Мухаммеда, записанные его сподвижниками. Для мусульман Коран — прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям. Большая часть Корана написана стихами; эта книга является главным источником вероучения, содержит наставления, правила поведения, запреты и т. п. Пять главных обязанностей мусульман: вера в то, что Аллах — единственное божество, а Мухаммед — его посланник, молитва, пост в месяц рамадан, хадж — паломничество в Мекку и посещение Каабы, налог на имущество и доходы, который распределяется среди бедных. К обязанностям верующего причисляют джихад, под которым понимается отдача всех сил и возможностей ради торжества ислама, вплоть до «священной войны» против немусульман (называемой газават). Ислам возник под влиянием иудаизма и христианства. Бог, согласно исламу, посылал людям своих посланников — Моисея, Иисуса, которые несли слово Божье. Однако люди забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммеда, чтобы наставить их на праведный путь. Это было последнее предупреждение Бога людям, после которого наступит конец мира.

После смерти Мухаммеда государство возглавили халифы (поарабски — «заместитель, преемник»), которых первоначально избирала община верующих из сподвижников пророка. За короткий срок первые халифы создали большое войско, главную силу которого составляла конница. Довольно быстро арабы завоевали Сирию, Палестину, Ирак, Египет, Северную Африку, Иран, Армению, часть Грузии, Испанию. К 750 г. владения халифата (Арабского государства) раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая.

Арабский халифат постепенно сформировался в огромную «мировую державу», объединившую силой оружия ряд

стран Азии, Африки и Европы. Эти страны были населены народами, имевшими различное историческое прошлое, с несходным образом жизни и верованиями, языками и обычаями. Верховным собственником всех земель халифата являлось государство. Существовало несколько категорий землевладения, которые делились на облагаемые налогами общинные земли и условные землевладения, получаемые воинами за службу. Во второй половине УШ — IX вв. Арабский халифат переживал кризис, вызванный внутриполитической борьбой за власть среди потомков Мухаммеда, значительным социальным расслоением и неравноправным положением мусульман неарабского происхождения. В результате, к концу IX века халифат распался на ряд независимых государств.

В результате арабских завоеваний возникла цивилизация, которая впитала достижения византийской, иранской, среднеазиатской, индийской, закавказской и римской культурных традиций. Арабская астрономия, медицина, алгебра, философия, бесспорно, были на порядок выше европейской науки того времени. Система орошения полей, некоторые сельскохозяйственные культуры были заимствованы европейцами у арабов. Широкое распространение получил оформившийся классический литературный арабский язык и письменность на основе арабского алфавита. Многие города халифата стали крупнейшими научными и культурными центрами Средневековья. Города Багдад, Басра, Дамаск, Иерусалим, Мекка, Медина, Бухара, Самарканд, Александрия, Кордова и др. восхищали своей архитектурой и на весь мир славились как крупнейшие центры ремесленного производства и торговли.

Церковь и государственная власть. Во времена феодальной раздробленности в Европе церковь была единственной сплоченной организацией. Подавляющее большинство крестьян, горожан и рыцарей верили в то, что вне церкви нет спасения (т. е. без помощи священников, без их молитв, без соблюдения церковных обрядов нельзя попасть в рай). Это позволило римским папам довести борьбу за верховную власть в Европе. Важным оружием в борьбе с ослушниками было отлучение от церкви (отлученному запрещалось входить в храм, участвовать в церковных обрядах, никто из

верующих не мог оказывать ему помощь и предоставлять приют); наложение интердикта (полатински «интердикт» — запрет) — отлучение от церкви населения города, области или целой страны, в которых прекращались богослужения и совершение всех обрядов: не крестили младенцев, не венчали новобрачных, не отпевали умерших.

В XI в. папа Григорий VI провел важные церковные реформы, способствовавшие централизации и укреплению могущества церкви: был введен обет безбрачия (целибата) для всех священников, выбирать нового папу теперь должны были кардиналы — высшие после папы священнослужители, что должно было исключить вмешательство светских правителей в дела церкви. Григорий VI вед борьбу за то, чтобы назначение епископов и аббатов не принадлежало никому, кроме самой церкви. Он заявлял, что папа выше всех прочих владык, включая королей, и императоров. Реформы Григория VII вызвали противодействие со стороны императора Священной Римской империи Генриха IV, который объявил папу низложенным. В ответ Григорий VII отлучил императора от церкви, а всех его подданных освободил от данной ими клятвы на верность. Борьба римских пап с императорами шла с переменным успехом более 200 лет.

Самым могущественным из римских пап был Иннокентий Ш (1198—1216 гг.). Если его предшественники называли себя преемниками св. Петра (поскольку первым епископом Рима был ученик Христа Петр), то Иннокентий III провозгласил себя «заместителем Христа, наместником Бога на земле». Он заявлял, что «папы призваны господствовать над всеми народами и государствами». Он суме# заставить ряд государей признать себя вассалами папы. Среди них были короли Дании, Польши, Арагона (одного из христианских королевств в Испании, созданных на отвоеванных у арабов землях). Стремление пап к абсолютной светской власти над Европой приводило к столкновениям с христианской церковью в Византии, которая зависела от власти византийского императора и также претендовала на первенство в христианском мире. Ситуацию усугубляли некоторые догматические и обрядовые различия в практике восточной и западной церквей. Периодические конфликты между церквами привели к тому, что в 1054 г. римский

папа и константинопольский патриарх прокляли друг друга. Так завершилась давняя борьба за верховенство в христианской церкви. Произошло разделение церкви на западную — католическую (что значит «всемирная») и восточную — православную (т. е. «правильно славящую Бога»). Это деление сохраняется и в наши дни.

Вместе с могуществом церкви росли и ее богатства. Церкви принадлежала примерно треть всех возделывавшихся в Европе земель, населенных многими тысячами зависимых крестьян. Церковь взимала со всего населения десятую часть денежных и натуральных доходов (десятина), торговала должностями епископов и аббатов, брала плату за совершение обрядов, за отпущение грехов (продажа индульгенции — грамот, освобождавших преступников от наказаний, от угрызений совести за совершенные дурные поступки, обещавших прощение грехов и спасение души). Роскошь, в которой жили папа, епископы и аббаты, вступала в противоречие с учением Евангелия, новозаветными образами Иисуса и его учеников — апостолов, живших в бедности и призывавших к отказу от богатств. Множество верующих — горожан, крестьян, даже рыцарей, открыто заявляли, что церковь «испорчена», она исказила учение Иисуса, стала «дьявольской силой», а папа «наместником дьявола». Эти люди выступали за рг(венство всех верующих, против богатств церкви, десятины, платы за обряды, продажи индульгенций, торговли церковными должностями. Церковь называла этих людей еретиками, а их учение ересью.

Она вела с еретиками ожесточенную борьбу. В начале ХШ в. была учреждена инквизиция («расследование») — церковный суд, занимавшийся разоблачением и преследованием еретиков. Подозреваемых часто пытали, стараясь вырвать у них признание своей вины. Распространенным наказанием было сожжение на костре. В Южной Франции было распространено учение катаров, которое католическая церковь признавала ересью. Одним из центров распространения ереси стал город Альби, поэтому живших на юге Франции еретиков называли альбигойцами. Папа Иннокентий III призвал французского короля к военному походу против альбигойцев. После упорных боев юг Франции был разгромлен и разграблен. Тысячи человек погибли. Одним из способов борьбы с ересью было запрещение

Читать еще:  Глазная клиника ооо ирис

верующим (кроме священников) иметь, читать и тем более толковать Библию. Главная книга христиан оказалась запретной для большей части населения Европы.

Средневековые города. До X в. основная часть населения Европы жила в условиях натурального хозяйства, то есть большинство крестьян не только выращивали хлеб и овощи, ухаживали за домашним скотом, но изготавливали для себя и обитателей феодального замка необходимые ремесленные изделия — ткани, обувь, посуду, столы, скамьи и т. п. Людей, для которых ремесло являлось главным занятием, было мало. К X—XI вв. положение меняется. В деревнях появляется все больше и больше умельцев — знатоков того или другого ремесла (кузнечного, плотницкого, гончарного и др.). Чтобы изготовлять добротные изделия, деревенские ремесленники должны были меньше времени уделять сельскому хозяйству. Ремесло становится их главным занятием. Они меняли свои изделия на продукты питания, однако в деревнях было недостаточно покупателей и заказчиков.

Многие умельцы навсегда покидали родные селения и уходили туда, где был большой спрос на их изделия. Чтобы так поступить, деревенские ремесленники, продолжавшие оставаться в зависимости от сеньора, или получали от него разрешение (например, за плату), или простонапросто убегали. Поселения ремесленников (города) возникали около крупных монастырей и замков, за стенами которых можно было найти защиту в случае опасности, на пересечении дорог, по которым передвигались богомольцы, караваны чужеземных купцов, рыцари, нуждавшиеся в услугах кузнецов и оружейников, вблизи переправ через реки и около морских гаваней. Земля, на которой возникали города, принадлежала тому или иному сеньору. Под его властью находилось все городское население. Сеньор судил горожан, взимал с них платежи ремесленными изделиями и деньгами. Если город подвергался нападению, сеньор оказывал ему защиту.

Город напоминал крепость, его окружали стены — первоначально деревянные, а затем каменные. Земля внутри города стоила очень дорого: здесь дорожили каждым клочком земли, поэтому улицы городов были узкими, дома вплотную примыкали друг к другу, строились в дватри этажа

(верхние нависали над нижними). В центре находилась рыночнаяплощадь, где возвышалась самая высокая постройка — городской собор.

Основным населением города (обычно оно не превышало нескольких тысяч человек) были ремесленники. В каждом городе ремесленники одной специальности объединялись в союзы — цехи. Члены цехов назывались мастерами. Каждый имел собственную мастерскую, обычно расположенную в первом этаже того дома, где он жил вместе с семьей, подмастерьями и учениками. Всю основную работу по изготовлению изделий выполнял сам мастер. Ему помогали подмастерья, уже изучившие ремесло; подсобные работы выполняли ученики. На общем собрании мастера выбирали старшин цеха, принимали устав — правила, обязательные для всех членов цеха. Цеховые уставы преследовали две основные цели: добиться превосходного качества изделий и сохранить равенство среди мастеров. Цеховые старшины следили за соблюдением устава. Нарушителей наказывали (штрафами и т. п.), некачественные изделия уничтожались. Цехи способствовали развитию ремесел, обеспечивали их профессиональный уровень. Однако к концу средних веков цехи стали задерживать рост промышленного производства в городах (поскольку ограничивали число подмастерьев, станков, запрещали использовать новые орудия труда).

До возникновения городов торговля в Европе была развита довольно слабо, крестьянам продавать было нечего, так как излишков в их хозяйствах оставалось немного. Феодал в принципе мог продать часть своих запасов продуктов, но на практике это было чрезвычайно сложно, поскольку повсюду выращивалось и производилось примерно одно и то же. Поэтому денег, даже у феодалов, было мало. Продукты питания и изделия ремесла, как правило, изготавливали не для продажи, а для собственного потребления. В X—XI вв. в свя

Возникновение ислама

История возникновения ислама

Местом возникновения ислама является западная часть аравийского полуострова, а датой принято считать 7 век нашей эры. Издревле эту местность населяли кочевые племена арабов. Именно здесь и появился пророк Мухаммед, жизнь которого и по сей день остается загадочной и обросшая множеством легенд.

Считается, что Мухаммед родился в городе Мекка и в молодые годы был пастухом. В 610 году в возрасте 40 лет он объявил себя пророком и начал проповеди в родном городе. Так произошло возникновение ислама – новой монотеистической религии. Мухаммед призывал верить в единого бога – Аллаха, призывая все родственные народы принять эту веру. Но власть восприняла его враждебно и тогда пророк со своими учениками бежал из Мекки в Медину, где создал мусульманскую общину и в течении 8 лет вел борьбу против Мекки.

К 630 году Мекка была захвачена и объявлена центром ислама, который получил распространение по всему Аравийскому полуострову.

После смерти Мухаммеда на территории Аравийского полуострова образовалось молодое теократическое государство, где в руках правителя была сосредоточена светская и духовная власть – Арабский халифат. Первым правителем новой страны был халиф Абу Бакр.

Причины популярности и историческое значение ислама

Главной священной книгой для всех мусульман является Коран. В нем описаны правила жизни каждого правоверного мусульманина, за строгое соблюдение которых он будет награжден пребыванием в раю. Если же мусульманин ослушается их или не верит в Аллаха, то его ждут адские муки. Раю и Аду в Коране уделено много страниц, на которых описывается удовлетворение всех человеческих потребностей в загробной жизни. Коран призывает распространять ислам на как можно большую территорию, что впоследствии подтверждалось эпохой арабских завоеваний.

Прелесть ислама заключалась в том, что к верующему не предъявлялись серьезные требования в работе над собой, а включало в себя лишь простые обряды и соблюдение правил.

Распространение ислама

Пик могущества Арабского Халифата, целью которого было распространить ислам по всей земле, пришелся с 632 по 655 годы. За это время арабы подчинили и обратили в ислам жителей следующих территорий: Аравийского полуострова, Ближнего Востока, Средней Азии, Малой Азии, Кавказа, Египта, Северной Африки, Крита и Кипра.

Рис. 2. Арабский халифат в 632 году.

В 661 году к власти в Арабский халифат пришла династия Омейядов. Столица была перенесена в Дамаск, но завоевательные походы продолжены. Сначала мусульмане захватили часть Сицилии, а затем вторглись и покорили Испанию и собирались двинуться дальше на север. Лишь в битве при Пуатье в 732 году французам под командованием Карла Мартелла удалось остановить продвижение арабов в Европу.

В 750 году династия Омейядов прервалась и к власти пришли Аббасиды. Произошел распад огромной державы на два независимых халифата – Кордовский (располагавшийся в Европе) и Аббасидский (унаследовавший остальные территории).

Рис. 3. Государство Омейядов.

Что мы узнали?

Говоря кратко о времени распространения ислама, то оно произошло очень удачно. В Европе молодые государства еще только проходили путь становления, а окружающие арабов земли не могли противостоять организованной и крупной армии, собравшейся под зеленым знаменем пророка. Именно поэтому ислам так быстро распространился на огромные территории и получил большое число верующих за счет принятия новой веры покоренных народов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector