0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Возможности и суть методики

Методы исследования в научной работе

В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования. Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Что такое методы исследования?

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту

Эмпирические методы исследования

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

  • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
  • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
  • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
  • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
  • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Теоретические методы исследования

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку

Количественные методы исследования

Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

  • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
  • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Методы педагогического исследования

В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике

Методы социологического исследования

Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии

Методы психологического исследования

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Читать еще:  Как выглядит звезда сименса

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии

Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.

Суть методики обучения

Нашей школе имиджа и стиля уже 10 лет, а ее креативный директор Ольга Меньшикова занимается стилистикой уже более пятнадцати лет, поэтому с уверенностью можно сказать, что она стояла у истоков данного направления в России. Мы открылись тогда, когда подобных студий было еще совсем мало и за годы работы уже смогли найти наилучшие методические приемы для обучения, убедились, что взятый курс правилен, а подход к работе не просто удовлетворяет запросы клиентов, но и зачастую их превосходит.

У нас в команде нет случайных людей, и каждый консультант, преподаватель прежде всего человек идейный и любящий то дело, которому отдает часть своей души. Мы, безусловно, не идеальны, но мы знаем свои слабые стороны и стараемся развиваться и становиться все лучше и лучше. Главным критерием отличной работы мы считаем отзывы наших клиентов и студентов, а также непрекращающийся поток тех, кто приходит по «сарафанному радио». Мы постоянно находим в интернете чуть ли не дословные цитаты наших преподавателей, выдержки из курсов, выданные в статьях об имидже и стилистике от других лиц. Наши курсы копируют, зачастую изменив лишь название, на наших лекциях инкогнито учатся консультанты прямых конкурентов, но нас это даже радует – признание «соперников» дорогого стоит, и, значит, методика действительно работает.

Коротко о методике не скажешь, слишком она глубокая, многократно подвергнутая сомнениям, прежде всего в силу нашего перфекционизма, но тем не менее отработанная на многих сотнях людей и выверенная годами. Теперь мы используем ее с уверенностью и обучаем других. В чем ее суть?

Во-первых, мы работаем с третьим уровнем погружения в гармоничный образ. Первый уровень останавливается на ухоженности внешности, новизне и яркости комплектов, а также приверженности моде. Второй уровень подключает уже правила цветосочетаний, коррекции фигуры, и многое другое, что помогает подать внешность в наиболее выгодном ракурсе с точки зрения этих правил. Третий же уровень на первое место ставит вопрос, а кто вы есть – внутри себя, сам по себе, без оглядки на социальную роль, профессию, статус. И помогает выстроить образ прежде всего правдивый, раскрывающий именно ваши особенности, подчеркивающий то, чего нет в других людях. Мы снимаем маски, под которыми люди зачастую живут не один десяток лет, стараемся вернуть умение быть собой, осознать свою неповторимую красоту, уйти от стереотипов или, возможно, задуматься, почему маска оказалась на вас, и даже провести параллели между своей ролью и событиями, происходящими в жизни. А со снятой маской любые, даже самые сложные стратегические жизненные задачи решаются значительно проще.

Во-вторых, мы подходим к решению задач комплексно, привлекая большое количество областей знаний, черпая вдохновение из искусства, мира кино, моды, фотографии. Поэтому основы, которые мы проходим даже на самых начальных курсах, ориентированных «для себя» помогут вам начать ориентироваться не только в вопросах, касающихся одежды и внешнего вида, а чувствовать себя уверенно всегда, когда речь идет о визуальной стилистике – при дизайне интерьера, во взаимоотношениях с вашим любимым фотоаппаратом или даже оформлении цветника на даче.

В Санкт-Петербурге и Москве работают две наши основные студии, пропустившие через свои классы очень много студентов. С прошлого года мы начали подключать и другие города России, правда пока не на постоянной основе. Благодаря интернет-технологиям многие наши программы стали доступными для широкого круга людей, дистанционное обучение помогает получать знания не вставая с дивана и даже не подстраиваясь под часовые пояса – мы стараемся большинство курсов предлагать в записи, чтобы вам не пришлось менять свое расписание. Предлагаемые программы ориентируются как на профессионалов в сфере имиджа и стиля, мастеров смежных специальностей – модельеров, фотографов, визажистов, дизайнеров, парикмахеров, так и на тех, кто ищет гармонию между внутренним и внешним для себя, расширяет свой кругозор, или просто желает знать основные законы, по которым рождается красота. Причем мы рады людям разных возрастов, от совсем юных студентов, до представителей солидного возраста. Наши клиенты – люди думающие, мыслящие не шаблонами, и понимающие, что за любой внешней красотой должна обязательно стоять красота внутренняя.

Мы с радостью поделимся с вами своими знаниями на курсах, индивидуальных консультациях, на практических мастер-классах и мероприятиях студии. Здесь для каждого найдется своя программа, свой «маршрут» движения по удивительной стране визуальной гармонии. И, очень надеемся, что наши проводники в мир стиля справятся со своей ролью на пять баллов и оправдают ваши ожидания.

Образовательная технология и методика: сущность, структура и особенности описания

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Образовательная технология и методика:

сущность, структура и особенности описания

Если человеку стоит что-либо знать вообще, ему стоит знать это хорошо.

Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений.

Под образовательной технологией понимается упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей . Таким образом, технология отражает последовательность педагогической деятельности, её логику и поэтому всегда представлена этапами деятельности, каждый из которых имеет свою цель. Лишь после достижения поставленной цели одного этапа происходит переход к следующему этапу деятельности.

При этом первый этап любой технологии — диагностический, и в этом отличительная особенность технологии от традиционной методики обучения. Для реализации технологического подхода нужна детальная информация об исходном состоянии каждого ребёнка. Исходным же объектом методики обучения является «усреднённый» школьник, начальное состояние которого для построения методической системы не имеет значения.

Читать еще:  Желтые белки глаз у новорожденных причины

Кроме того, именно на основе информации о состоянии развития ребёнка (в любой образовательной области или в области коррекции нарушений развития) осуществляется оценивание результативности педагогического процесса на каждом этапе взаимодействия с детьми — произошло ли достижение учащимися определённого уровня развития. В соответствии с этой оценкой происходит переход к следующему этапу деятельности. Важность непрерывной диагностики состояния ученика определяет ей место одного из основных элементов в педагогической (образовательной) технологии.

Описание технологии содержит следующие три основные части:

концептуальная основа технологии;

процессуальная характеристика (алгоритм деятельности), отличительные особенности разработанной технологии;

Рассмотрим содержательное наполнение каждой из данных частей.

1 . Концептуальная основа технологии. Важнейшим атрибутом педагогической технологии является концептуальное обоснование её сути. Концепция должна содержать, как минимум, пять основных содержательных блоков:

проблемное поле рассматриваемой сферы деятельности;

ценностные основания преобразования педагогической практики;

цель проектируемой деятельности с описанием её конечного продукта;

теоретические положения, составляющие смысловое ядро замысла и определяющие в связи с этим основное содержание будущей деятельности;

принципы, конкретизирующие всю выстраиваемую деятельность.

Итак, в первую очередь необходимо сформулировать проблему. Проблема — это фиксирование определённого несоответствия, из чего следует необходимость преобразования педагогической деятельности. Если же нет проблемы, то и нет оснований для изменения существующей педагогической практики. А следовательно, и нет необходимости в разработке либо внедрении новых технологий.

Итоговые фразы этого блока могут звучать примерно так: «Таким образом, очевидна проблема — разрыв между . и . что свидетельствует о необходимости преобразования педагогической практики».

Например, при анализе ситуации, связанной со сферой социально-бытовой подготовки учащихся с интеллектуальной недостаточностью, нами была сформулирована проблема — разрыв между требованиями современной социокультурной ситуации к выпускнику школы, вступающему в самостоятельную жизнь, и состоянием социально-бытовой подготовленности учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Из этого следовала необходимость преобразования процесса социально-бытовой подготовки учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Далее необходимо предъявить ценностные основания преобразования педагогической практики.

В данной части должны быть изложены те положения, идеи, приоритеты и т. п., которые стали основой для построения по-новому педагогического процесса. Они должны быть чётко, лаконично Сформулированы и иметь ссылки на источники (например: 1. Положение Конвенции ООН о правах ребёнка, гласящее . 2. Идея о. ). Кроме того, после каждого положения, идеи и т. п. следует сказать о том, что означает их воплощение в педагогический процесс («Из этого следует», «Воплощение данных ценностей в контексте подготовки к . означает . «, «Данное положение предполагает. » и др.).

Например, «Ценностными ориентирами процесса формирования социально-бытовых умений у детей с интеллектуальной недостаточностью явились следующие:

1. Лица с недостатками развития имеют право на жизнь в таких условиях и в такой среде, которые бы мало отличались от условий обычной жизни их сверстников и в которых человек с ограниченными возможностями чувствует себя комфортно. Из этого следует, что педагогический процесс должен быть направлен на обеспечение социально-бытовой подготовки детей, адекватной современному уровню жизни.

2. Признание права ребёнка на индивидуальность и уникальность. «Каждый ребёнок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности . Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей». Воплощение данных ценностей в контексте социально-бытовой подготовки детей означает предоставление системой образования каждому ребёнку возможности достижения максимального для него уровня компетенции в области жизнеобеспечения, доступное содержание обучения и оптимальный индивидуальный темп усвоения.

В соответствии с заявленной проблемой и ценностями формулируется цель проектируемой деятельности с описанием её конечного продукта.

По определению, данному в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шевцовой, «цель — это предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить». В многочисленных педагогических публикациях цель трактуется как образ желаемого результата, который хотят получить к определённому моменту времени. Ожидаемый результат педагогической деятельности, безусловно, связан с детьми, поэтому целью её является ребёнок, владеющий какими-то знаниями, умеющий что-то делать и др. Из этого следует способ формулирования педагогических целей — в виде ожидаемых действий, умений и др. детей.

Например, «Целью процесса обучения в области бытового труда является ребёнок, владеющий базовыми бытовыми трудовыми умениями на уровне, обеспечивающем ему самостоятельную, независимую жизнедеятельность».

Далее предъявляются теоретические положения, составляющие смысловое ядро замысла и определяющие в связи с этим основное содержание будущей деяельности.

В данном блоке концепции называются и кратко характеризуются в аспекте проектируемой деятельности те теории, положения, подходы и т. п., которые выступили в качестве научно-теоретической основы выстраиваемого по-новому педагогического процесса.

И завершает концептуальную часть при описании технологии указание принципов конкретизирующих всю выстраиваемую деятельность.

В этом блоке в соответствии со всем вышеназванным предъявляются основные положения (принципы), на основании которых реализуется педагогическая деятельность. После формулирования каждого положения указывается, что означает его реализация в педагогической деятельности.

Например, «1. Единство социализации и индивидуализации. Реализация этого принципа предполагает: 1) овладение детьми обязательным для всех объёмом знаний и умений в области бытового труда (жизненно значимым минимумом); 2) учёт индивидуальных достижений, возможностей и характера трудностей детей в процессе обучения. Это осуществляется путём индивидуализации темпа овладения единым для всех программным материалом, вариативности заданий & процессе обучения, оказания разных видов помощи».

Итак, при описании разработанной или внедряемой педагогической технологии в первую очередь предъявляется её концептуальная основа, поясняющая, в связи с чем возникла необходимость её разработки или внедрения (наличие определённой проблемы и необходимость изменить педагогическую практику), какие ценности положены в основу замысла, в чём видится цель педагогической деятельности, какие теоретические положения составили смысловое ядро замысла, с учётом каких принципов и как выстраивается педагогическая деятельность. Всё это должно составлять не просто отдельные, независимые друг от друга блоки информации, а логическую цепочку, в которой каждый последующий элемент вытекает из предыдущего:

проблема -> необходимость изменений в педагогической практике -> ценности, положенные в основу замысла, -> цель педагогической деятельноститеоретические положения, составившие смысловое ядро замысла,принципы, на основе которых реализуется педагогическая деятельность, и пути, способы реализации этих принципов в педагогическом процессе.

2. Процессуальная характеристика технологии. Эта часть — собственно описание технологии. Для предъявления технологии разрабатываются технологические характеристики каждого этапа деятельности:

средства достижения цели,

Собранные в определённой последовательности, такие характеристики и составляют технологию деятельности.

Например, этапы технологии формирования социально-бытовых умений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью описывались следующим образом:

1. Начальный диагностический.

Цель — выявить объём и состояние (правильность, уровень самостоятельности) имеющихся у детей социально-бытовых умений.

Средства достижения цели — практические задания, поручения, выполняемые детьми как на уроках СБО* (уроках диагностической направленности в начале учебного года), так и во внеурочное время.

Результат (продукт) этапа — сведения об объёме и состоянии социально-бытовых умений у каждого ученика класса, отражённые в диагностической карте.

Таким образом, начальная педагогическая диагностика проводится учителем и воспитателем, что позволяет достаточно глубоко, полноценно исследовать социально-бытовые умения учащихся.

3. Ресурсное обеспечение — также важная часть при предъявлении технологии. Для обеспечения возможности широкого применения технологии важно предложить все необходимые для её воспроизведения материалы: содержание и методика диагностической деятельности, методические рекомендации педагогам по работе на каждом этапе технологии, описание необходимых средств обучения и др.

Таким образом, технология отражает процесс, последовательность, логику педагогических действий, отличается алгоритмичностью.

Методика это совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы . Применительно к педагогической деятельности можно говорить о методике как о совокупности методов, приёмов, форм организации деятельности учащихся, направленных на решение определённых педагогических задач (обучения, коррекции нарушений развития, воспитания и др.).

Исходя из данного определения методики, при её описании:

формулируется задача (задачи) педагогической деятельности;

характеризуется комплекс методов, приёмов, форм организации работы, которые являются продуктивными при решении данных задач.

Таким образом, методика является совокупностью различных методов обучения, воспитания и др. и не выстраивает их в определённую логику при непосредственной реализации в педагогическом процессе. Технология всегда предполагает определённую логику, последовательность педагогических методов и приёмов — технологическую цепочку действий, выполнение которых гарантирует получение запланированных результатов.

Какое понятие шире: технология или методика? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. С одной стороны, в рамках той или иной технологии педагог может использовать те или иные методики, в том числе авторские.

Читать еще:  Почему просвечивают вены на ногах

С другой стороны, применяя ту или иную методику обучения, педагог использует в ней технологические вставки.

Индивидуализация обучения один из дидактических принципов, предусматривающий такую организацию учебного процесса, при которой учитываются индивидуальные особенности учащихся, их социальный и учебный опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и другие факторы, оказывающие влияние на успешность обучения.

Таким образом, в этом случае, как и в ряде подобных, происходит подмена понятий на основе их произвольного, неточного толкования педагогами. Вместе с тем каждое понятие имеет своё содержательное наполнение. Всё нужно называть своими именами: технологией — технологию, методикой — методику, методом — метод и т. д. Адекватность использования понятий — показатель уровня профессиональной компетентности специалиста.

Суть и основные принципы методики Монтессори самыми простыми словами

В прошлой статье я рассказал как сделать бизиборд своими руками. Сегодня я расскажу про суть и принципы методики Монтессори.

Методика Монтессори была разработана в начале прошлого века, но до сих пор является одной из самых ключевых и популярных методик раннего развития детей. Миллионы детей по всему миру обучаются в центрах Монтессори под чутким присмотром сертифицированных специалистов.

Такую популярность методика получила не спроста, ведь Мария Монтессори сделала переворот в системе образование. Она сильно опередила свое время и современные исследования подтверждают неоспоримую пользу методики.

Историческая справка

Основоположником этой методики является Мария Монтессори (1870-1952г) — детский педагог, одна из первых женщин-врачей и первая женщина с докторской степенью в Италии.

После учебы работала в психбольнице и посещала приюты для умалишенных. Там она встретила детей, которым было трудно учиться из-за задержки психического развития.

Хочу заметить, что в то время никто не занимался развитием таких детей. Так как Мария была прирожденным реформатором и даже отстаивала права женщин в стране, то ситуация с детьми ее тоже не устроила и она решила с этим активно бороться.

Мария возглавляет новую школу, созданную специально для обучения детей с ограниченными возможностями.

Она считала, что у этих детей есть потенциал, который можно раскрыть.

Вместе со своим коллегой, а в будущем и мужем, они начинают разработку и внедрение своей образовательно-развивающей системы и добиваются колоссальных успехов.

Позднее Мария выступает на конференции с докладом о своих достижениях. Она настолько всех поразила, что в Риме появляется институт, который она возглавила и продолжила свою работу.

Массовые тесты с участием независимых экспертов доказали невероятное: отсталые дети, обучающиеся по методике, стали лучше читать, писать и считать, чем обычные дети.

Мария понимает, что классические методы обучения крайне неэффективны и решает перенести свою систему на обычных детей. Она открывает свою первую школу и вскоре о методике узнает весь мир.

Позднее она основала международную ассоциацию Монтессори, которая работает и по сей день.

Суть методики Монтессори

Девиз методики: “Помоги мне сделать это самому”. И этот девиз дает понять, что суть методики заключается в самостоятельном и свободном обучении ребенка.

Ребенку не нужно навязывать какие-то определенные знания в определенный период жизни. Ребенок сам тянется к тем знаниям, которые необходимы ему в данный момент.

Ребенок помещается в специальную обучающую среду с дидактическими материалами. Педагог не вправе наказывать, поощрять или обучать ребенка и прибегает к помощи только в случае острой необходимости.

А ребенок, в свою очередь, вправе сам выбирать материалы, с которыми будет заниматься. Каждый малыш уникален, поэтому не допускается оценивать или сравнивать между собой малышей.

Среди родителей существует миф, что эта методика разлагает дисциплинированность ребенка. Но это вовсе не так. В классах Монтессори нет хаоса, беспорядков или шума, т.к. все же существует ряд правил для всех детей, которые необходимо соблюдать:

  • не следует мешать другому ребенку, если тот занят
  • выбирая место для занятия — стоит учитывать мнение и интересы других
  • не нужно шуметь — это может помешать остальным
  • закончил занятие — убери материалы на место, оставив за собой чистоту
  • если материал занят — жди и наблюдай или займись чем-то другим

В этом и есть суть этой методики. Но суть — это только вершина айсберга, по которой сложно судить об объемах подводной части. Давайте разберемся немного подробнее и рассмотрим основные принципы этой системы.

6 базовых принципов обучения

Выделяют следующие основные принципы в методике:

  • Свободное передвижение по классу
  • Дети изучают специальные материалы Монтессори
  • Дети самостоятельно выбирают и изучают материалы без помощи педагога
  • В группе дети разного возраста
  • Подготовленный педагог
  • Обучение проходит в специально подготовленной среде, разделенной на различные зоны

Среда Монтессори

Среда представляет собой целый отдельный мир, наполненный различными интересными вещами и в котором ребенок может свободно выбирать какой деятельностью заниматься в данный момент. Вся среда наполнена специальными развивающими и обучающими материалами Монтессори.

Важным моментом в развивающей среде является доступность. Все пособия располагаются так, чтобы ребенок без посторонней помощи мог выбирать себе занятие по душе. Также малыш сам выбирает где, как и с кем ему заниматься, вправе свободно перемещать столы и стулья для более удобного изучения материала.

Развивающая среда разделяется на следующие зоны:

Зона практической жизни

Ребенок попадает на островок бытовой жизни взрослого человека. Здесь есть все то, что понадобится в повседневной жизни: от застегивания молнии до приготовления завтрака.

Занятия делятся на следующие группы:

  • уход за собой (чистка и надевание одежды и обуви, приготовление еды)
  • уход за окружающей средой (полив цветов, уборка)
  • социальные навыки (этикет, правила общения)

Кстати, все предметы не игрушечная бутафория, а самые что ни на есть настоящие.

Зона сенсорного развития

Малыш учится чувствовать и ощущать. Эта зона очень важна для развития, так как познание окружающего мира происходит именно при помощи органов чувств.

Ребенок узнает о таких понятиях, как цвета, масса, формы, размеры, звуки и даже вкусы и запахи. Стоит заметить, что каждое отдельное обучающее пособие посвящено только одному определенному параметру, концентрируя внимание ребенка в момент игры только на нем.

Математическая зона

Эта зона связана с сенсорной зоной и большинство математических материалов представлены ребенку в конкретной физической форме, а не в теоретической. Так ребенку гораздо проще разобраться в сути математики и решать довольно таки сложные задачи для своего возраста.

Математика является одной из сильнейших сторон методики Монтессори и это признают даже сторонники других методик раннего развития.

Речевая зона

Ребенок учится письму, чтению и пополняет словарный запас.

Обучение также строится на тактильных ощущениях, это способствует более быстрому и глубокому усвоению материала.

Космическая зона

Космическая зона в методике Монтессори подразумевает изучения окружающего мира.

Сюда входит география, биология(зоология и ботаника) , наука (различные интересные опыты), история и анатомия.

5 плюсов и 3 минуса методики Монтессори

Существует много критиков этой системы обучения, но еще больше последователей и сторонников. И это совершенно нормально, ведь всё грандиозное и успешное всегда подвергается усиленной критике.

К минусам можно отнести:

  • не адаптированность под гиперактивных детей — непоседам будет сложно соблюдать тишину и не мешать другим
  • разновозрастные группы — многие родители боятся непонимания и конфликтности “старших” и “младших”
  • отсутствие творческой составляющей — пожалуй, самый главный недостаток по мнению критиков.

Из плюсов можно отметить следующие:

  • малыш обучается без вмешательства взрослых, привыкая к самостоятельности
  • метод воспитывает свободу личности — залог самоуважения и уважение к окружающим
  • нет оценок и суждений — не страдает самоуважение ребенка
  • обучение проходит в игровой форме — малыш учится с удовольствием
  • разновозрастные группы (этот пункт относят и к плюсам, и к минусам) — старшие помогают младшим, а младшие набираются опыта у старших

Заключение

Методика монтессори долгие годы была подвергнута гонению во времена войн и тяжелой политической обстановки в мире. Тем не менее, в конце двадцатого века стала восстанавливать свою популярность.

В наши дни практически не осталось родителей, которые не слышали об этой методике. Сейчас даже в маленьких провинциальных городах есть школы, сады и центры Монтессори.

А в этом коротком видео очень доступно рассказано про смысл методики