0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Влияние на характер

Что определяет характер человека. Особенности формирования характера человека

Популярные материалы

Today’s:

Что определяет характер человека. Особенности формирования характера человека

Долгое время философы полагали, что характер – это врожденная черта человека. То есть, он рождается уже с определенным набором качеств, которые в процессе формирования не изменяются. Сегодня эта точка зрения не поддерживается. Доказано, что характер формируется на протяжении всей жизни и зависит от воспитания, окружения, вхождения в определенную социальную группу, профессиональной деятельности и т.д.

Впервые мысль о существенном влиянии на характер внешних факторов выразил ученый Д. Локк, который утверждал, что психофизические свойства и воспитание влияют на формирование характера в равной степени.

Современная наука (последнее столетие) поддерживает эту гипотезу.

По оценке исследователей, на формирование личности оказывают влияние :

  • трудовое воспитание;
  • личный пример;
  • физическое воспитание;
  • саморазвитие;
  • морально-этическое воспитание;
  • правильное формирование привычек.

В независимости от возраста процесс формирования характера подвергается воздействию информационного поля, в том числе личностью воспринимаются :

культурные ценности, идеология, культивируемые в обществе;

личный пример уважаемых для конкретной личности людей;

общественное мнение и распространенные в обществе суждения;

литература, телевидение, кино, театр.

Зрелый, думающий человек также может заниматься коррекцией своего характера. Таким образом, формирование характера происходит в течение всей жизни.

Влияние на его изменения оказывают три основные фактора :

  • физиологические (пол, темперамент );
  • социальные (воспитание, культура, семья, школа, коллектив);
  • личностные (саморазвитие, самовоспитание).

Первым этапом развития характера является раннее младенчество. На этом уровне очень важно дарить ребенку любовь, заботу, давать много внимания, поскольку именно здесь формируется эмоциональная составляющая на всю последующую жизнь.

Далее развитие личности происходит в младшем дошкольном возрасте. Ребенок изучает и копирует модели поведения взрослых, находящихся рядом. Важно прямое обучение с соответствующим эмоциональным подкреплением (похвала). Именно в этом возрасте формируются такие черты как доброта, отзывчивость, трудолюбие.

В младшем школьном возрасте главную роль играет оценка поступков и действий малыша взрослыми людьми, прививаются понятия «хорошо» и «плохо». Появляются черты характера, относящиеся к труду: ответственность, пунктуальность.

У подростков активно идет формирование морально-этических норм и волевой сферы. К концу обучения в школе, характер, как правило, уже сформирован, далее он только корректируется.

Характер, какой бывает. Виды характера человека

Каждый человек обладает уникальным набором качеств, определяющих его личность. Интересно, а какие бывают черты характера, какие есть виды качеств и как они влияют на характер человека?

Какие есть черты характера?

Зачем разбираться с тем, какие существуют черты характера? Для того, чтобы уметь определять вид характера собеседника. А зная, какой тип характера у человека, легче предсказать его действия, а это поможет избежать различных неприятных ситуаций.

Даже не будучи знакомым с темой можно назвать множество черт характера, как же понять, какие из них являются определяющими для конкретного человека? В психологии существует понятия ведущих и второстепенных черт характера. То есть не каждая черта будет с одинаковой силой проявляться в поведении человека. К примеру, правдолюбивый и боязливый человек постоянно будет терпеть насмешки от окружающих, наедине с собой рассуждая, как они неправы, если у него ведущей является боязливость. А вот если преобладает правдолюбие, то он будет всем рассказывать, кто они есть на самом деле, в глубине души опасаясь последствий.

Поэтому черты характера классифицируются по отношению к различным аспектам жизни.

  1. Отношение к другим людям: грубость, правдивость, тактичность, лживость, замкнутость, общительность, дружелюбие.
  2. Отношение к делу: добросовестность, ответственность, трудолюбие, леность.
  3. Отношение к себе: самовлюбленность, самокритичность, скромность, гордость, самоуверенность.
  4. Отношение к собственности: жадность, бережливость, щедрость, расточительность, неряшливость, аккуратность.

Главной группой является отношение к другим людям, потому что именно в обществе формируются основные черты характера, без оценки поведения с другими людьми характер человека не может быть понят. Если у человека чрезмерно развиты какие-то определенные черты характера, то это называют акцентуацией

Какой бывает характер у человека при акцентуации?

Наиболее известно разделение на интровертов и экстравертов, замкнутых и общительных людей, соответственно. Но существует еще и такая классификация видов характера человека при акцентуации.

  1. Гипертимный. Таким людям свойственны общительность, словоохотливость, развитая мимика. Часто легкомысленны и раздражительны, очень инициативны и энергичны.
  2. Дистимный. Это замкнутые, пессимистично настроенные люди. Они не любят шумных компаний, чувствуют себя в них некомфортно. Очень ценят своих друзей, имеют обостренное чувство несправедливости. Часто неповоротливы и медлительны в принятии решений.
  3. Циклоидный. Настроение у этих людей меняется часто, в зависимости от которого они то гиперобщительны, то невероятно замкнуты.
  4. Возбудимый. Это конфликтные, тяжелые в общении люди. В семье обычно властны, в коллективе неуживчивы. В спокойном состоянии аккуратны и внимательны, а в дурном настроении вспыльчивы, раздражительны.
  5. Застревающий. Такие люди несговорчивы, любят всех поучать, часто провоцируют конфликты. Предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
  6. Педантичный. Это типичные бюрократы, обнаруживающие чрезмерное внимание к мелочам. Не любят быть лидерами, очень добросовестны, не упускают возможности поворчать.
  7. Тревожный. Люди с таким характером неуверенны в себе, поэтому не любят конфликтовать, а в случае споров ищут поддержки у других людей. Они дружелюбны и самокритичны, но этот тип характера не такой волевой, поэтому такие люди часто являются предметом шуток и насмешек.
  8. Демонстративный. Это контактные личности, умеющие приспособиться к любой ситуации, обожают интриги. Часто вызывают раздражение в других своей самоуверенностью, из-за чего случаются конфликты. Артистичны, обходительны, обладают неординарным мышлением, бывают эгоистичны, хвастливы и лицемерны.

Черты характера психология. Черты характера, как инструмент психологической оценки и понимания человека

Под чертами характера в психологии понимают индивидуальные, достаточно сложные особенности, которые являются для человека наиболее показательными и позволяют с большой долей вероятности предсказывать его манеру поведения в конкретной ситуации. То есть, зная о наличии у конкретного человека некоторых черт, можно предугадывать его последующие действия и возможные поступки в том или ином случае. Например, если человек имеет ярко выраженную черту отзывчивость, то существует высокая вероятность того, что в сложный момент жизни он придет на помощь.

Черта – одна из наиболее важных и существенных частей человека, его стабильное качество и устоявшийся способ взаимодействия с окружающей действительностью. В черте характера кристаллизируется личность и отражается ее целостность. Черта характера человека – это реальный способ решения многих жизненных ситуаций (как деятельностных, так и коммуникативных) и поэтому их нужно рассматривать с точки зрения будущего. Итак, черты характера являются прогнозом действий и поступков личности, так как они отличаются стойкостью и делают поведение человека предсказуемым и более очевидным. Благодаря тому, что каждая личность уникальна, существуют огромное разнообразие уникальных черт характера.

Особые черты своего характера каждый человек приобретает на протяжении всей своей жизни в обществе, причем нельзя считать все индивидуальные приметы (черты) характерологическими. Такими будут только те, которые в не зависимости от жизненной ситуации и обстоятельства всегда будут проявляться в идентичном способе поведения и одинаковом отношении в окружающей действительности.

Таким образом, для того, чтобы дать оценку психологи личности (охарактеризовать его) как индивидуальности, необходимо определить не всю сумму индивидуальных качеств человека, а выделить те черты и качества характера, которые являются отличительными от других людей. Не смотря на то, что эти черты индивидуальны и различны, они должны составлять структурную целостность.

Черты характера человека являются приоритетными при изучении его личности, а также для понимания и прогнозирования его действии, поступков и поведения. Действительно, любой вид деятельности человека мы воспринимаем и понимаем как проявление определенных черт его характера. Но, характеризуя личность как социальное существо, важным становится не столько проявление черт в деятельности, как то, на что именно направлена эта деятельность (а также чему служит человеческая воля). В этом случае следует обращать внимание на содержательную сторону характера, а конкретнее, на те черты характера личности, которые составляют общую структуру как ее психического склада. Они выражаются в: цельности-противоречивости, единстве-раздробленности, статичности-динамичности, широте-узости, силе-слабости.

Влияние на характер

О чем говорят наши страхи: влияние на характер

Каждый человек чего-то боится, но мало кто знает, что фобии многое рассказывают о нашем характере. Узнайте, как страхи влияют на характер и нужно ли от них избавляться.

Читать еще:  Операция по удалению вен на ногах лазером

Многие страхи зарождаются еще в нашем детстве. Например, если, будучи ребенком, вы плохо прочитали стихотворение на детском утреннике, то во взрослом возрасте наверняка стараетесь избегать публичных выступлений.

Если же вы боялись сказочных существ, то, возможно, сейчас продолжаете бояться темноты. К сожалению, от многих.

Характер по группе крови

В Японии широко распространена теория о зависимости группы крови и характера. Теперь и у нас эта теория нашла своих последователей. Они утверждают, что группа крови несет информацию о чертах,свойственных части людей, которая обладает этой кровью.

Ведь группа крови, а с ней и особенности характера, формировались исторически на протяжении веков. Итак:

►людям с первой группой крови — «охотникам» — свойственны самостоятельность, отвага, целеустремленность, они уверенны в себе, наделены.

Характер человека по десерту

«Что бы такое съесть, чтобы похудеть?» — говорится в одном веселом афоризме. Если несколько изменить эту фразу, то получится: «Что бы такое съесть, чтобы поднять настроение?» Почему именно так? Потому что пища, которую мы употребляем, и наш внутренний мир напрямую взаимосвязаны.

Психологи пришли к выводу, что пристрастия в отношении сладостей говорят о характере человека. Что вы любите больше всего — безе или птичье молоко? А что любят ваши близкие?

Влияние предков на нашу жизнь

Как нам порой несладко с нашими близкими! Как часто нам кажется, что они слишком многого от нас требуют! Внимания, заботы, еще внимания, денег, чтобы мы ничего не говорили, чтобы мы хоть что-нибудь сказали… и так до бесконечности!

В этой мы рассмотрим важность семейный и родовых отношений, их влияние на нашу жизнь с точки зрения системных расстановок.

Семейные отношения — необходимое условие жизни

Мы строим отношения, мы избегаем отношений, мы бросаем отношения, мы держимся за отношения. Без.

Влияние мысли

Душа человека подобна саду, который может быть ухоженным или запущенным, но, независимо от ухода сад растет. Если не посеять хороших семян, здесь появятся сорняки и начнут быстро распространяться.

Как садовник следит за садом, защищая его от сорняков, выращивая нужные цветы и деревья, так и человек может работать над свои разумом, искореняя мысли вредные, бесполезные, «сорные» и развивая правильные, чистые.

Рано или поздно человек обнаружит, что он хозяин своей души, распорядитель.

Влияние Луны на приливы и отливы

Мы все живем под Луной. И, так или иначе, Луна влияет на всех людей без исключения. Даже на тех, кто этого влияния не замечает. Она влияет на нас хотя бы уже потому, что человеческий организм более чем на 60 процентов состоит из воды, а Луна управляет водной стихией Земли.

От нее зависят не только морские приливы и отливы, но и характер циркуляции жидкостей в нашем организме! А поскольку в организме все взаимосвязано, то от этого может зависеть и наше самочувствие.

А еще от положения Луны.

Характер зависит от строения мозга

Ученые-физиологи намерены всерьез заняться изучением характера человека, который, как считалось еще совсем недавно, формируется на психологическом уровне под влиянием воспитания и окружения. Теперь же специалисты, занимающиеся изучением строения тела.

Намерены заступить на территорию, традиционно принадлежащую психологам и доказать, что не только психологические и социологические аспекты влияют на характер человека, но в большей степени своим характером мы обязаны особенностям строения.

Влияние массажа

Массажем в медицине называется равномерное механическое раздражение участков тела человека, производимое либо рукой массажиста, либо специальными приспособлениями и аппаратами.

Несмотря на такое определение, действие массажа на человеческий организм нельзя рассматривать просто как механическое влияние на массируемые ткани.

Это сложный физиологический процесс, ведущую роль в котором играет центральная нервная система.

В механизме действия массажа на организм принято выделять три фактора.

Влияние отчества

Как вы думаете, что отличает нас от англичанина, немца, француза, или, скажем просто, — иностранца? Представляясь кому-либо, мы называем не только имя, но и отчество. А что это такое и влияет ли на характер человека? Прежде всего, отчество — это значимая часть имени.

Если фамилия является общесемейной несущей от поколения к поколению наследие целого рода, то отчество — это связь ребенка с собственным отцом, именем которого он нарекается непременно.

Имя человека влияет на его жизнь, поэтому.

Влияние лечебного массажа

Лечебный массаж, как и любой другой вид массажа, при правильном выборе его приемов и методике их применения, при правильной дозировке оказывает благотворное влияние на весь организм.

Массаж сопровождается приятным ощущением тепла во всем теле, улучшением общего самочувствия массируемого, повышением у него жизненного тонуса.

Благодаря этому виду массажа можно повысить или снизить общую нервную возбудимость массируемого, привести в действие почти утраченные рефлексы, значительно улучшить.

Формирование характера. Характер и темперамент.

Формирование характера. Характер и темперамент.

1.Характер нельзя назвать застывшим образованием, его формирование происходит на протяжении всего жизненного пути человека. А это значит, что в любой момент каждый из нас может бросить вызов обстоятельствам и измениться. Главное не прятать свое бессилие за фразой «Такой уж у меня характер».

Стоит отметить, что формирование характера человека характеризуется рядом определенных условий и особенностей на разных возрастных этапах. Более детально мы на них остановимся чуть позднее.

Условия формирования характера

Главным условием развития и формирования характера человека является, конечно же, социальная среда. Простыми словами все те люди, которые окружают человека в процессе его взросления и не только. Говорить о четких границах этого процесса не приходится, потому что характер «наполняется» различными чертами в течение всей жизни.

При этом психологи склонны говорить о том, что наиболее интенсивным процесс формирования характера становится в промежутке от 2 до 10 лет. Именно в этот период ребенок активно включается в социальные отношения через общение, групповые игры и учебу. В этом возрасте слова, поступки, поведение взрослых и сверстников максимально влияют на детей.

Еще одним важным условием формирования характера являются физиологические предпосылки. Тяжело поспорить с тем, что особенности функционирования головного мозга (процессы торможения и возбуждения, степень их подвижности) предопределяют различия в реакциях человека на определенное воздействие, которое поступает из внешней среды.

Ни для кого не секрет, что физиологией обусловлен наш темперамент. Он в свою очередь может либо способствовать, либо препятствовать развитию тех или иных черт характера.

Факторы, влияющие на формирование характера человека в разных возрастах

Первые годы жизни ребенка связаны с формированием таких базовых черт характера как доверие к окружающим, открытость в общении, доброта (или противоположные им черты). Основным фактором, влияющим на формирование характера на данном этапе, являются родители. Их отношение в это время играет ключевую роль в формировании чувства безопасности, из которого по большей части и произрастают вышеперечисленные черты. Их закрепление в характере также происходит при участии родителей посредством применения ими поощрений и наказаний, которые регулярно испытывает на себе ребенок.

Первые годы обучения в школе могут либо закрепить базовые черты характера, сформированные в семье, либо разрушить. На данном этапе ребенок становится членом группы, что способствует формированию и развитию коммуникативных и деловых черт. Среди них общительность, трудолюбие, аккуратность и другие.

Промежуток от 7 до 15 лет характеризуется становлением таких черт характера, которые определяют отношения с людьми. В это же время начинает оформляться эмоционально-волевая сфера.

Приблизительно к 15-17-ти годам человек приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая может сохраняться долгие годы. Однако характер человека на этом не консервируется. Сама жизнь и ее условия вносят в него изменения.

К 20-ти годам происходит формирование мировоззрения и морально-нравственного облика индивида, которые могут «запустить» механизм самовоспитания. Его четкое осознание и соответствующая сила мотивации не заставят ждать результатов. Так, например, юноша, который в будущем видит себя летчиком, вряд ли станет злоупотреблять алкоголем и легкомысленно курить.

Читать еще:  Болят веки глаз причины

Семья, быт, близкие взаимоотношения с противоположным полом, круг знакомых, специфика профессиональных занятий непосредственным образом влияют на мотивы, взгляды, установки и цели личности, формируя тем самым ее характер. Также огромное влияние на него оказывает внешний информационный фон, который создают СМИ, кино, художественная литература, общественная идеология и др.

Характерологическая динамика 22-30-летнего возраста связана с ослаблением детских черт (таких как общая импульсивность, подростковый максимализм, уязвимость и капризность), и укреплением рациональных черт (таких как выдержка, рассудительность и ответственность).

После 30-ти лет вероятность характерологических изменений снижается. Не исключаются те из них, которые связаны с реализацией жизненных перспектив и планов. На данном этапе могут быть закреплены такие черты характера как целеустремленность, настойчивость, упорство, стремление к развитию и обучению.

По мнению профессора Р. Немова возраст 50-ти лет – это рубеж, на котором встречаются прошлое и будущее. Человек прощается со своими фантазиями и грезами, выбирает ориентироваться на текущие обстоятельства, чем и ограничивает себя. Проходит еще некоторое время и «мечты о прошлом» отвоевывают свое место в жизни человека. Также на первое место выходит забота о своем здоровье и здоровье близких людей. Начинается фаза размеренной, неторопливой и умиротворенной жизни.

Формирование характера. Психология

Если обобщить всю приведенную информацию, то можно сказать, что формирование характера в психологии представляет собой процесс «оттачивания» его граней, который не прекращается в течение всей жизни. И если на ранних этапах характер человека «шлифует» сама жизнь, то с возрастом инициатива переходит в руки личности. А это значит, что если нас не устраивает какая-то из его граней, то именно она может стать точкой нашего роста.

2.Темперамент и характер.

Темперамент — это особенность личности, которая определяет темп психологических реакций (скорость, сила, интенсивность)Эта особенность является врождённой.

Человек рождается с определёнными свойствами темперамента, они не поддаются переделки, возможна их маскировка, а так же возможно изменение отдельных свойств темперамента в подростковом возрасте, либо в стрессовой ситуации.

Первые признаки темперамента можно заметить в дошкольном возрасте. Окончательное формирование происходит в подростковом возрасте.

Характер – прижизненно сформированные индивидуальные особенности личности, которые проявляются в типичных формах регулирования на типичные ситуации.

Главной отличительной особенностью темперамента от характера явл.то, что он определяет содержание психологической личности человека.

Темперамент не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь:

 От темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному;

 Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют;

 В зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера;

 Существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера — благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.

Итак, в буквальном переводе с греческого, напоминаем, характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его повелении, в его поступках.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент.является достаточно устойчивым и мало изменяемым. Темперамент оказывает воздействие на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельностью, у флегматика — в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм — чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой — трудолюбие как черта характера.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения. в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.

Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.

Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.

В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия — интроверсия, спокойствие — тревожность, сдержанность — импульсивность, переключаемость — ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Формирование характера: что влияет на этот процесс?

Характер человека наиболее полно отображает его личностные качества. Он начинает формироваться еще в раннем детском возрасте, и со временем появляются доминантные черты, которые могут замещаться или корректироваться под влиянием различных факторов на протяжении всей жизни. В отличие от врожденных особенностей психики, на характер можно повлиять и изменить его в любую сторону. За то, каким он является, отвечает сам человек.

Характером называют совокупность индивидуальных наиболее заметных черт психики личности. Проявляются они в ежедневном поведении, реакциях на вешние и внутренние раздражители. Формируется он в раннем детском возрасте на основании врожденных, генетически передаваемых от родителей психических особенностей, называемых темпераментом.

В психологии выделяют 4 типа темперамента:

Тип темпераментаОсновные проявления
Сангвинический
  • скорость мышления и действий;
  • общительность и открытость;
  • эмоциональность (но возникающие эмоции неглубоки);
  • жизнерадостность и оптимизм
Холерический
  • возбудимость;
  • очень быстрые движения и действия;
  • неуравновешенность;
  • быстрый интерес к чему-то, который так же быстро угасает;
  • резкие перепады настроения
Флегматический
  • медлительность;
  • способность концентрироваться;
  • терпеливость, усидчвость;
  • стремление всегда все доводить до конца;
  • медленное, но продолжительное запоминание
Меланхолический
  • медлительность;
  • быстрая утомляемость;
  • эмоции, которые возникают медленно, но отличаются глубиной;
  • низкая способность адаптироваться к новой обстановке

Специалисты утверждают, что «чистых» типов темперамента не существует и каждая личность имеет черты нескольких с одним доминантным. В процессе формирования характера наиболее проявляемый тип темперамента способен сменяться другим, менее выраженным ранее.

Существует много теорий касательно этапов становления характера, но все психологи сходятся во мнении, что он начинает формироваться с рождения — ребенок наблюдает за поступками окружающих его взрослых и перенимает эти манеры поведения.

Читать еще:  Как появилась тренировка для глаз

Черты характера, которые формируются первыми:

  • доброта и способность к сочувствию или эгоизм;
  • интерес к окружающим или безразличие;
  • открытость и желание общаться или замкнутость в себе;
  • аккуратность или неряшливость;
  • трудолюбие или лень.

Пик становления выпадает на возрастной период от 2 до 9 лет — тогда человек, помимо подражания взрослым, начинает проявлять свою индивидуальность. Черты, которые появляются в этом возрасте:

  • ответственность или безответственность;
  • настойчивость или склонность бросать незаконченные дела;
  • трудолюбие или лень.

Дополняются и корректируются они на протяжении всей жизни, особенно в такой важный этап психологического развития, как переходной возраст.

Факторы, способствующие формированию характера, тесно связаны с влиянием на человека окружающих:

Возрастной периодФакторы и условия формированияОсобенностивозрастной психологии
0-3 года
  • любовь и внимание родителей;
  • отношение взрослых к ребенку;
  • отношение взрослых друг к другу;
  • оценка действий ребенка
Все дети испытывают жизненно важную потребность в защите и любви своего взрослого — как правило, мамы. Если они получают достаточно ее внимания и любви, к шести месяцам формируется очень важная категория — доверие к окружающему миру. Именно оно является обязательным условием дальнейшего формирования личности и нормального возрастного развития психики.

  • не уверен в том, что любим и его всегда защитят;
  • получает мало внимания, потому что родители заняты собой и своими отношениями;
  • постоянно находится в тревожном состоянии из-за криков, скандалов и расстройств матери,

то с большой вероятностью он будет замкнутым, не уверенным в себе и постоянно ищущим поддержки в старшем возрасте

3-6 лет
  • социальное окружение — кем воспитывается ребенок, ходит ли он в сад или другие учреждения, в которых есть детский коллектив;
  • оценивание ребенка взрослыми;
  • обучение в социальных институтах
Согласно возрастной психологии, одним из самых важных периодов развития личности является кризис 3 лет, негативизма или сепарации. В это время дети начинают осознавать, что они — отдельные от мамы существа. Они пытаются все делать самостоятельно, протестуют против всего и часто устраивают истерики.

От того, как будут вести себя люди из ближайшего окружения, будет зависеть формирование черт характера:

  • если капризы и истерики ребенка подавлять, он будет меньше доверять своим родителям и окружающим, его самооценка станет ниже и он будет склонен проявлять агрессию к тем, кто его слабее: младшим детям, животным;
  • если терпеливо переживать вспышки кризиса 3 лет, уверять ребенка, что он любим и мама с папой его понимают и поддерживают, то этот этап быстро и успешно преодолеют все члены семьи, а ребенок будет расти уверенной себе личностью, способной к сопереживанию и поддержке окружающих;
  • если говорить малышу, что «ты мне такой не нужен», «капризного не люблю» и подобное, то у него сформируется стойкое представление, что он заслуживает любви лишь тогда, когда «хороший», это чревато синдромом отличника и чрезмерным перфекционизмом.

С 3 лет, когда ребенок начинает идентифицировать себя как отдельную личность, ему становится необходим социум — общество других детей. Если он этого лишен, то не обучается взаимодействовать с другими людьми: отстаивать свои права, проявлять симпатию, делиться, заводить дружбу. В результате, развивается инфантилизм, неуверенность в себе, трусливость.

Если ребенок попал в социальную группу, особое внимание следует уделить тому, как с ним общается педагог: негативные высказывания в сторону его особенностей и достижений сказываются на самооценке.

6-9 летДо 6 лет у детей сохраняются те черты характера, которые поощрялись взрослыми и за которые его высоко оценивали.

Ребенка в возрасте до 9 лет нельзя критиковать и ругать за то, к чему он прилагал усилия, старался и действовал с добрыми намерениями.

Наказывать детей можно с того момента, когда они осознают причину наказания, по такой схеме:

  1. 1. Совместно с ним составить правила, обосновать их и удостовериться, что он с ними согласен.
  2. 2. Сказать, что будет, если он их нарушит, его одобрение такой санкции обязательно.
  3. 3. Когда ребенок нарушает правило, напомнить ему о договоре и наказать.

Если ребенок не понимает, за что его наказывают или ругают, у него формируется злость, агрессия и лживость от страха говорить правду

9-15 лет
  • самооценка, которая сформировалась ранее;
  • средства массовой информации, интернет;
  • оценки школьников из окружения;
  • оценки посторонних людей;
  • личный пример взрослых, которым доверяет ребенок;
  • книги;
  • культурный и социальный уровень семьи
Большое значение в формировании характера играет процесс обучения. Когда удается заинтересовать и увлечь его, появляются такие черты характера, как ответственность, усидчивость. Постоянное поощрение его успехов и помощь в преодолении неудач развивают уверенность в себе, желание доводить дело до конца, устойчивость к критике. Переходной возраст психологами трактуется как трудный, потому что это этап перехода личности с детства к взрослой жизни. В это время человека важно поддерживать, понимать и дать ему необходимое внимание. Критиковать нужно конструктивно и аргументированно, но с учетом знаний и опыта подростка. Взрослым необходимо контролировать источники информации, которыми пользуется ребенок от 11 до 15 лет: социальные сети, книги, фильмы и сайты. Но контроль этот нужен не для запретов, а подробного разъяснения всего, что подросток может не понимать или понимать неправильно. Чтобы привить любовь к учебе и трудолюбию, нужно собственным примером показать, почему это важно. Бесполезно требовать от ребенка, чтобы он стал интеллектуалом и интеллигентом, если родители ведут аморальный образ жизни, не читают книг и не развиваются сами
С 15 летКроме всех факторов, влияющих на формирование характера в ранние периоды, добавляются события из жизни и то, как они сказываются на эмоциональной сфере человекаПосле подросткового возраста у человека формируется мировоззрение и основные жизненные ценности. К 20 годам он условно определяется со своей деятельностью. От того, нравится ли она ему, приносит ли радость и удовлетворение, ценится ли она, зависит появление таких черт характера, как:

  • зависть — если он чувствует себя хуже и менее успешнее других, то будет им завидовать;
  • злость — ее провоцирует необходимость делать что-то против собственной воли;
  • целеустремленность — если ему все нравится, то человек будет достигать своих целей, преодолевая многие преграды;
  • пассивность — возникает вследствие рутинной работы и неудачно сложившихся отношений в коллективе.

Первый опыт отношений тоже отображается на характере — чем успешнее он, тем открытие и дружелюбнее человек. Если он был неудачным, но девушка или парень получили поддержку, то с большой вероятностью эти события пройдут без негативного влияния на личность.

Сильные эмоциональные потрясения влияют на характер, чаще после них человек становится более замкнутым. Чтобы этого избежать, нужно прилагать незаурядные усилия и, при необходимости, прибегать к помощи специалистов

Психологи утверждают, что в любом возрасте на формировании характера человека сказываются эмоции, которые он переживает — чем они позитивнее и ярче, тем больше положительных качеств будет иметь человек. Страх, обида, злость, зависть и ненависть способствуют развитию негативных черт: недоброжелательность, сквернословие, агрессивность, вспыльчивость и другие.

На формирование характера в любой возрастной период влияют:

  • идеология в обществе;
  • условия жизни: материальное положение, социальный статус, спокойная обстановка;
  • образ жизни — люди, злоупотребляющие алкоголем и наркозависимые разрушают психотропными веществами свою нервную систему, что чревато такими чертами, как вспыльчивость, безответственность, склонность к агрессии. Сторонники здорового образа жизни отличаются дисциплинированностью, ответственностью, пунктуальностью.

Характер — понятие динамическое и поддающееся коррекции, в отличие от темперамента. Взрослый человек способен развивать в себе те или иные качества с помощью:

  • самоанализа и самокритики — искренней оценки себя и своих действий;
  • самодисциплины — когда с помощью правильной мотивации удается заставить себя делать что-то, заставляющее выходить из зоны комфорта для достижения больших целей;
  • самообразования — развития в себе стремления постоянно узнавать что-то новое;
  • общения с разнымилюдьми — оно значительно повышает самооценку и позволяет раскрыть новые качества.

Черты характера связаны с мышлением и ценностями человека. Чем шире его кругозор и чем больше способностей смотреть на ситуацию под разными углами зрения, тем пластичнее характер.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector