0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды зрительной гимнастики для детей

виды зрительных гимнастик
занимательные факты (старшая группа) на тему

описание зрительных гимнастик

Скачать:

ВложениеРазмер
vidy_zritelnoy_gimnastiki.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

ВИДЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

ТРЕНАЖ СО ЗРИТЕЛЬНЫМИ МЕТКАМИ

(по методике Базарного Владимира Филлиповича)

В различных участках комнаты фиксируются яркие объекты – зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки, подобранные и объединённые в один сюжет. Располагаются метки на большой плоскости стены или на потолке (тогда дети могут лежать на спине). Дети поочерёдно по сигналу воспитателя (например, -кто посадил репку? / Дед/, — кто первым пришёл помочь деду? /Бабка/. ……) показывают рукой и фиксируют взгляд на объекте (время фиксации 2-3сек.). Могут быть использованы предметные картинки например, тема «Грибы» на стене расположены разные виды грибов. Звучат музыкальные песни-загадки о грибах, дети ищут и показывают отгадки (грибы), тема «Транспорт» возможно использование шумов разных видов транспорта, дети узнают шум определённого вида транспорта и находят его на стене, также подключая движение руки к зрительному сосредоточению.

ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ

ГИМНАСТИКИ ТРЕНАЖ С ПОМОЩЬЮ ПЛАКАТА —

СХЕМЫ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ.

Каждая траектория имеет свой цвет. Движение осуществляется по словесной инструкции (вверх, вниз, влево, вправо, по и против часовой стрелки, по восьмёрке), проведение такого рода упражнений возможно только в старшем дошкольном возрасте.

В.Ф. Базарнов предлагает также для зрительной гимнастики использовать массовый автоматизированный зрительно-двигательный тренаж, это «бегущий огонёк». В группе 4 лампочки с сюжетным изображением на плафонах. Лампочки зажигаются поочерёдно 30-40 секунд движение по часовой стрелке, 30-40 секунд против часовой стрелке.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ ПО МЕТОДИКЕ У. БЕЙТС.

. Бэйтс пришел к выводу, что главной причиной ухудшения зрения является психическое напряжение. Каждому виду аномалии рефракции соответствует свой собственный вид напряжения, которым она (аномалия) и вызывается.. Бэйтсом было установлено, что причиной нарушения зрения является усилие увидеть, разглядеть что-либо вне зависимости от того, на каком расстоянии находится объект зрения. От последнего обстоятельства зависит лишь результирующий вид аномалии рефракции. Так, миопия (близорукость)не связана, согласно Бэйтсу, с работой на близком расстоянии, а вызывается попытками разглядеть удаленные объекты. Обратное верно для гиперметропии (дальнозоркости) она связывается с чрезмерным напряжением глаз при зрении вблизи.

Нормальный глаз функционирует без каких-либо усилий, пообно другим органам чувств. Вещи видятся также безусильно, как они осязаются, обоняются, слышатся или чувствуется их вкус. При зрении вдаль мышцы глаз расслаблены и лучи от удаленных объектов точно фокусируются на сетчатке. При зрении вблизи косые мышцы глаз сжимаются, глазное яблоко удлиняется и лучи света от ближних объектов четко фокусируются на сетчатке глаза. При этом усилия, которые косые мышцы глаз прикладывают в ходе аккомодационных процессов, не представляют ощутимой нагрузки на них. Бэйтс сравнивает это с тем, как птицы всю ночь могут просидеть на ветке, крепко сжимая ее пальцами ног и нисколько при этом не утомляясь. Таким образом, пока глаз находится в расслабленном состоянии, он обладает идеальным зрением. Лишь напряжением можно помешать глазам правильно осуществлять процессы фокусировки на объекты. Такое происходит, если глаз не предоставлен сам себе и с ним что-то пытаются сделать. Как правило, это «что-то» является усилием увидеть.

Таким образом, согласно Бэйтсу, причиной ухудшения зрения является психическое напряжение, которое является следстием чрезмерных усилий глаза разглядеть какой-либо объект.

Во всей методике Бэйтса упорно проводится мысль о тесной взаимосвязи между мозгом и глазом . Глаз без мозга будет лишь механически «фотографировать» объект зрения, но не сможет его интерпретировать . Мозг же без глаза сможет представлять изображения, с которыми он знаком по предыдущему опыту (которые человек видел раньше), но не сможет подсказать вам, что вы видите сейчас. Идеальное зрение возможно лишь при полной координации действий мозга и глаз. Если мозг подвергается напряжению, глаза начинают смотреть с напряжением, а интерпретация изображения на сетчатке нарушается. В результате зрение ухудшается. Чтобы вернуть зрение в норму необходимо снять напряжение с психики. В условиях современности мозг человека постоянно находится под воздействием тяжелых психических нагрузок. Сохранение хорошего зрения без специальных упражнений на расслабление в настоящее время вряд ли возможно. Поэтому упражнения из системы Бэйтса будут полезны практически любому человеку.

Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова

Методика Э.С.Аветисова пригодна как для профилактики зрительных расстройств, так и для восстановления утраченного зрения. Очень полезна для детей школьного возраста.
Она состоит из трех групп упражнений.

Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)

Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.
Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.
Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.
Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза. Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

Группа вторая (для укрепления мышц)

Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.
Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.
Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10 раз.
Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.

Группа третья (для улучшения аккомодации)

В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.
Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.
Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз.
Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.
Упражнение 4. Его называют «Метка на стекле». Находясь в 30-35 сантиметрах от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3-5 миллиметров, затем вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте для зрительной фиксации какой-либо объект. Смотрите, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 1-2 секунды, затем переведите взор на намеченный объект в течение 1-2 секунд, после чего поочередно переводите взор то на метку, то на объект. В первые два дня — 5 минут, в остальные дни — 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10-15 дней. Упражнение можно выполнять не только двумя, но и одним глазом 2-3 раза в день.

Условия проведения зрительной гимнастики .

1. Фиксированное положение головы (дети стоят стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы , если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

4. Возможно сочетание зрительной гимнастики и физкультурными упражнениями, при этом допустимы повороты головы в соответствии с упражнениями.

Пролетает самолет, (смотрят вверх и водят пальцем за

С ним собрался я в полет. пролетающим самолетом)

Правое крыло отвел, (отводят руки попеременно и

Посмотрел, прослеживают взглядом)

Левое крыло отвел,

(делают вращательное движение)

И внимательно гляжу. перед грудью и прослеживают взглядом)

Поднимаюсь ввысь, лечу. (встают на носочки и выполняют

Возвращаться не хочу. летательное движение)

Проводится зрительная гимнастика:

Чтобы глазки не устали,

Поиграем вместе с Варей:

Мы налево поглядим,

Мы направо поглядим;

Ну а что там впереди?

А теперь поспим немножко:

Опустим веки, закроем глаза ладошками.

А пока мы отдыхали,

Варвара рассыпала детали!

Ну-ка, вниз мы поглядим,

Все детали разглядим!

А теперь посмотрим вверх –

Выше всех, дальше всех!

А сейчас дружно встали,

Потянулись вместе с Варей,

Наклонились вместе с Варей.

Глазки открыли! 3 раза

Присели! Встали! Сели!

Веселы, бодры мы снова,

И к занятию готовы!

А теперь вперед!

Тут немного отдохнет

(глазки не напряжены и расслаблены).

А Варвара смотрит вверх –

выше всех, дальше всех!

А теперь – смотрит вниз

(Глазки наши напряглись).

А теперь – глаза закрыла,

И открыла, и закрыла.

Веселы, бодры мы снова,

И к занятию готовы!

Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 мин 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

У детей дошкольного возраста мышление наглядно-образное, детям сложно выполнять некоторые виды зрительной гимнастики, такие как «вращение глаз», « повороты глаз», не имея перед глазами зрительной опоры.

Для облегчения выполнения упражнений зрительной гимнастики, можно использовать «волшебную палочку с огоньком», указку для зрительной гимнастики, на конце которой прикрепляется картинка. Воспитатель прямо перед колонкой детей и с помощью указки проводит зрительную гимнастику.

Для упражнений, где необходимо следить за пальцем руки, можно использовать пальчиковый кукольный театр, или специально сделанные, изображения героев сказок, которые можно надеть на палец. Эти приёмы помогут детям с интересом выполнять однообразные упражнения направленные на развитие зрительного анализатора.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целью методических рекомендаций «Проведение зрительной гимнастики» является оказание помощи педагогам в формировании у детей дошкольного возраста представлений о необходимости .

Упражнения для профилактики зрительных расстройств и восстановления утраченного зрения по методике Э.С Аветисова.

ВИДЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИТРЕНАЖ СО ЗРИТЕЛЬНЫМИ МЕТКАМИ.

Конспект коррекционного занятия.

В презентации представлены упражнения для снятия зрительного утомления.

Материал подготовлен для родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения. Как подобрать комплекс упражнений для зрительной гимнастики, если у вашего ребенка миопия? гиперметропия? астигматизм? Мате.

Зачем нужна зрительная гимнастика? И когда ее проводить? Здесь вы узнаете о ее разнообразии и правилах применения зрительной гимнатсики.

Виды и условия проведения зрительной гимнастики для детей с нарушениями зрения.
рабочая программа по теме

ВИДЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

ТРЕНАЖ СО ЗРИТЕЛЬНЫМИ МЕТКАМИ

(по методике Базарного Владимира Филлиповича)

В различных участках комнаты фиксируются яркие объекты – зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки, подобранные и объединённые в один сюжет. Располагаются метки на большой плоскости стены или на потолке (тогда дети могут лежать на спине). Дети поочерёдно по сигналу воспитателя (например, -кто посадил репку? / Дед/, — кто первым пришёл помочь деду? /Бабка/. ……) показывают рукой и фиксируют взгляд на объекте (время фиксации 2-3сек.). Могут быть использованы предметные картинки например, тема «Грибы» на стене расположены разные виды грибов. Звучат музыкальные песни-загадки о грибах, дети ищут и показывают отгадки (грибы), тема «Транспорт» возможно использование шумов разных видов транспорта, дети узнают шум определённого вида транспорта и находят его на стене, также подключая движение руки к зрительному сосредоточению.

ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ

ГИМНАСТИКИ ТРЕНАЖ С ПОМОЩЬЮ ПЛАКАТА —

СХЕМЫ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ.

Каждая траектория имеет свой цвет. Движение осуществляется по словесной инструкции (вверх, вниз, влево, вправо, по и против часовой стрелки, по восьмёрке), проведение такого рода упражнений возможно только в старшем дошкольном возрасте.

В.Ф. Базарнов предлагает также для зрительной гимнастики использовать массовый автоматизированный зрительно-двигательный тренаж, это «бегущий огонёк». В группе 4 лампочки с сюжетным изображением на плафонах. Лампочки зажигаются поочерёдно 30-40 секунд движение по часовой стрелке, 30-40 секунд против часовой стрелке.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ ПО МЕТОДИКЕ У. БЕЙТС.

. Бэйтс пришел к выводу, что главной причиной ухудшения зрения является психическое напряжение. Каждому виду аномалии рефракции соответствует свой собственный вид напряжения, которым она (аномалия) и вызывается.. Бэйтсом было установлено, что причиной нарушения зрения является усилие увидеть, разглядеть что-либо вне зависимости от того, на каком расстоянии находится объект зрения. От последнего обстоятельства зависит лишь результирующий вид аномалии рефракции. Так, миопия (близорукость)не связана, согласно Бэйтсу, с работой на близком расстоянии, а вызывается попытками разглядеть удаленные объекты. Обратное верно для гиперметропии (дальнозоркости) она связывается с чрезмерным напряжением глаз при зрении вблизи.

Нормальный глаз функционирует без каких-либо усилий, пообно другим органам чувств. Вещи видятся также безусильно, как они осязаются, обоняются, слышатся или чувствуется их вкус. При зрении вдаль мышцы глаз расслаблены и лучи от удаленных объектов точно фокусируются на сетчатке. При зрении вблизи косые мышцы глаз сжимаются, глазное яблоко удлиняется и лучи света от ближних объектов четко фокусируются на сетчатке глаза. При этом усилия, которые косые мышцы глаз прикладывают в ходе аккомодационных процессов, не представляют ощутимой нагрузки на них. Бэйтс сравнивает это с тем, как птицы всю ночь могут просидеть на ветке, крепко сжимая ее пальцами ног и нисколько при этом не утомляясь. Таким образом, пока глаз находится в расслабленном состоянии, он обладает идеальным зрением. Лишь напряжением можно помешать глазам правильно осуществлять процессы фокусировки на объекты. Такое происходит, если глаз не предоставлен сам себе и с ним что-то пытаются сделать. Как правило, это «что-то» является усилием увидеть.

Таким образом, согласно Бэйтсу, причиной ухудшения зрения является психическое напряжение, которое является следстием чрезмерных усилий глаза разглядеть какой-либо объект.

Во всей методике Бэйтса упорно проводится мысль о тесной взаимосвязи между мозгом и глазом. Глаз без мозга будет лишь механически «фотографировать» объект зрения, но не сможет его интерпретировать. Мозг же без глаза сможет представлять изображения, с которыми он знаком по предыдущему опыту (которые человек видел раньше), но не сможет подсказать вам, что вы видите сейчас. Идеальное зрение возможно лишь при полной координации действий мозга и глаз. Если мозг подвергается напряжению, глаза начинают смотреть с напряжением, а интерпретация изображения на сетчатке нарушается. В результате зрение ухудшается. Чтобы вернуть зрение в норму необходимо снять напряжение с психики. В условиях современности мозг человека постоянно находится под воздействием тяжелых психических нагрузок. Сохранение хорошего зрения без специальных упражнений на расслабление в настоящее время вряд ли возможно. Поэтому упражнения из системы Бэйтса будут полезны практически любому человеку.

Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова

Методика Э.С.Аветисова пригодна как для профилактики зрительных расстройств, так и для восстановления утраченного зрения. Очень полезна для детей школьного возраста.
Она состоит из трех групп упражнений.

Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)

Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.
Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.
Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.
Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза. Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

Группа вторая (для укрепления мышц)

Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.
Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.
Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10 раз.
Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.

Группа третья (для улучшения аккомодации)

В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.
Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.
Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз.
Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.
Упражнение 4. Его называют «Метка на стекле». Находясь в 30-35 сантиметрах от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3-5 миллиметров, затем вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте для зрительной фиксации какой-либо объект. Смотрите, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 1-2 секунды, затем переведите взор на намеченный объект в течение 1-2 секунд, после чего поочередно переводите взор то на метку, то на объект. В первые два дня — 5 минут, в остальные дни — 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10-15 дней. Упражнение можно выполнять не только двумя, но и одним глазом 2-3 раза в день.

Условия проведения зрительной гимнастики.

1. Фиксированное положение головы (дети стоят стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы , если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

4. Возможно сочетание зрительной гимнастики и физкультурными упражнениями, при этом допустимы повороты головы в соответствии с упражнениями.

Пролетает самолет, (смотрят вверх и водят пальцем за

С ним собрался я в полет. пролетающим самолетом)

Правое крыло отвел, (отводят руки попеременно и

Посмотрел, прослеживают взглядом)

Левое крыло отвел,

Я мотор завожу (делают вращательное движение

И внимательно гляжу. перед грудью и прослеживают взглядом)

Поднимаюсь ввысь, лечу. (встают на носочки и выполняют

Возвращаться не хочу. летательное движение)

Проводится зрительная гимнастика:

Чтобы глазки не устали,

Поиграем вместе с Варей:

Мы налево поглядим,

Мы направо поглядим;

Ну а что там впереди?

А теперь поспим немножко:

Опустим веки, закроем глаза ладошками.

А пока мы отдыхали,

Варвара рассыпала детали!

Ну-ка, вниз мы поглядим,

Все детали разглядим!

А теперь посмотрим вверх –

Выше всех, дальше всех!

А сейчас дружно встали,

Потянулись вместе с Варей,

Наклонились вместе с Варей.

Глазки открыли! 3 раза

Присели! Встали! Сели!

Веселы, бодры мы снова,

И к занятию готовы!

Любопытная Варвара

А теперь вперед!

Тут немного отдохнет

(глазки не напряжены и расслаблены).

А Варвара смотрит вверх –

выше всех, дальше всех!

А теперь – смотрит вниз

(Глазки наши напряглись).

А теперь – глаза закрыла,

И открыла, и закрыла.

Веселы, бодры мы снова,

И к занятию готовы!

Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 мин 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

У детей дошкольного возраста мышление наглядно-образное, детям сложно выполнять некоторые виды зрительной гимнастики, такие как «вращение глаз», « повороты глаз», не имея перед глазами зрительной опоры.

Для облегчения выполнения упражнений зрительной гимнастики, можно использовать «волшебную палочку с огоньком», указку для зрительной гимнастики, на конце которой прикрепляется картинка. Воспитатель прямо перед колонкой детей и с помощью указки проводит зрительную гимнастику.

Для упражнений, где необходимо следить за пальцем руки, можно использовать пальчиковый кукольный театр, или специально сделанные, изображения героев сказок, которые можно надеть на палец. Эти приёмы помогут детям с интересом выполнять однообразные упражнения направленные на развитие зрительного анализатора.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представленный мною опыт работы раскрывает возможности использования различных видов деятельности для развития коммуникативных навыков и личностной инициативы детей дошкольного возраста с нарушением р.

Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во.

Родителям выпускников детского сада для детей с нарушением зрения необходимо и в школе соблюдать правильный режим занятий и отдыха. Очень важно так организовать режим дня ребенка, чтобы предупредить п.

Одной из форм работы по профилактики нарушений зрения выступает зрительная гимнастика. Гимнастика для глаз благотворно влияет на зрительный анализатор и работу всего организма. Нехитрые пособия помогу.

Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внуш.

Социализация дошкольника предполагает формирование и развитие социально-значимых ценностей личности и умений адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность с.

Умственное воспитание дошкольника с нарушением зрения осуществляется в его повседневной жизни. Занятия по ознакомлению с окружающим, по родной речи, счету в умственном развитии слепого ребенка имеют о.

Консультация для педагогов «Зрительная гимнастика в ДОУ»

Вера Евсеенко
Консультация для педагогов «Зрительная гимнастика в ДОУ»

Зрительная гимнастика в ДОУ

Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир. Около 90 процентов информации в мозг передают именно глаза. И чем надежнее работает наша зрительная система, тем полнее наша жизнь. К сожалению, при современном образе жизни количество людей, у которых каждый год возникают проблемы со зрением, увеличивается. Дети в этом отношении гораздо восприимчивее к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.

К профилактическим мероприятиям, предотвращающим нарушений зрения, относятся:

— соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

— использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

— чередование занятий детей с отдыхом;

— проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;

— контроль за правильной позой детей во время занятий;

— организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

— активное гармоничное физическое развитие детей;

— организация рационального питания и витаминизации;

— исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

Цель зрительной гимнастики:

• включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка;

• формировать у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения.

Гимнастика для глаз улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет глазодвигательные мышцы глаз, улучшает аккомодацию (способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях, снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

• фиксированное положение головы. Это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз;

• длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах;

• выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

После выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

Варианты зрительных гимнастик:

• с использованием художественного слова;

• с опорой на схему;

• с сигнальными метками;

• с индивидуальными офтальмотренажерами;

• с настенными и потолочными офтальмотренажерами;

• электронные зрительные гимнастики.

С использованием художественного слова.

Имитационные действия глазами, головой в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности глаз, активности ребенка в целом.

1. «Веселая неделька»

Всю неделю по — порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту. Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать. Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

Ну-ка лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

(Делают круговые движения глазами.)

(Отводят взгляд влево.)

(Отводят взгляд вправо.)

С опорой на схему

С сигнальными метками

Упражнения с сигнальными метками: в различных участках групповой комнаты на потолке фиксируются привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их следует в разноудаленных участках комнаты (например, в 4-х углах потолка).

Сигнальные метки целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известной сказки. Один раз в две недели сюжеты рекомендуем заменять на новые.

«Метка на стекле» по Э. С. Аветисову

Такая метка позволяет тренировать глазные мышцы, стимулировать сокращение мышц хрустали ка, способствует профилактике близорукости. Крупную цветную метку диаметром 3 — 5 миллиметров прикрепить к оконному стеклу на уровне глаз ребенка. Ребенку предлагается смотреть на метку 1 — 2 секунды, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.

С индивидуальными офтальмотренажерами

На индивидуальные офтальмотренажеры, «держалки» помещаются предметные картинки по лексическим темам, дети сами держат их на вытянутой руке перед собой и действуют по словесной инструкции, создавая дополнительную активность для всех групп глазных мышц.

С настенными и потолочными офтальмотренажерами

Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами; при этом движения глаз должны сочетаться с движением головы, туловища. Упражнения выполняются коллективно и только стоя. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, привлекает внимание детей.

Электронная гимнастика для

Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций, способствует

развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки для глаз проста в использовании.

Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов,

Занятия по зрительной гимнастике детям в ДОУ

Нагрузка на глаза у детей ощущается уже в раннем возрасте. Малыши много времени проводят за компьютером и телевизором, просматривая мультфильмы и играя в игры. И при этом их зрение не имеет достаточного отдыха. Для снижения риска возникновения проблем со здоровьем в дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводятся простые и увлекательные упражнения для глаз.

Цели проведения гимнастики для глаз в дошкольном учреждении

Упражнения — эффективное средство профилактики глазных болезней и корректирование недугов. Гимнастика для глаз для детей, как и самомассаж, динамические паузы дыхательные упражнения — это современные здоровьесберегающие технологии. А ведь самые первые элементы подобных гимнастик, направленных на сохранение остроты зрения, придумали еще индийские йоги.

Самое легкое и доступное для малышей упражнение — закрывание глаз руками

В ДОУ зрительная гимнастика выполняется в следующих целях:

  • Общего оздоровления зрительного аппарата, предупреждения нарушений зрения: укрепления глазных мышц, снятия общего напряжения, утомления, улучшения кровообращения.
  • Лечения уже приобретенных патологий: близорукости, дальнозоркости, астигматизма.
  • Формирования у воспитанников в детском саду понятия о заботе о своём здоровье, в т. ч. о зрении.
  • Формирования у детей навыков ориентации в пространстве (закрепление таких понятий, как «право-лево», «верх-низ», «поворот».

Важно! Зрительная гимнастика для детей влияет на развитие связной речи, обогащение словарного запаса, помогает закрепить знакомые представления об окружающей действительности.

Упражнения, связанные с фиксацией взгляда на двигающемся предмете, развивают навык зрительно-пространственного ориентирования

Виды зрительной гимнастики в ДОУ

В детских учреждениях применяют несколько комплексов упражнений для глаз:

  • Без наглядности (ребята выполняют действия по словесному указанию педагога) и участием атрибутов (воспитанники зрительно отслеживают перемещения игрушки или предмета).
  • Профилактические, корригирующие (замедляет развитие астигматизма, близорукости, дальнозоркости и т. д.).
  • Пассивные (гимнастика затрагивает только глазодвигательный эффект) и активные (сочетаются с общеукрепляющими упражнениями для рук, ног, спины).

Обратите внимание! Среди профилактических комплексов самой эффективной считается зарядка для глаз по Аветисову для детей. Всего автор создал 3 комплекса, каждый из которых способствует улучшению определенных зрительных процессов.

Комплекс № 2 направлен на укрепление глазных мышц:

  1. Дети, не двигая головой, 15 раз глазами чертят линию до пола.
  2. Воспитанники сначала чертят глазами траекторию «в сторону — вверх», а затем «в сторону — вниз». Повторить 20 раз.
  3. Посмотреть по направлению «налево-вверх», «вправо-вниз». Выполнить 15 раз.
  4. Круговые движения глазами: сначала по часовой стрелке, затем — против. Делать 12 раз.

Нормализует циркуляцию крови комплекс № 1, а № 3 ­— аккомодацию.

Методика проведения зрительной гимнастики

Зарядка для глаз применима для детей уже в младшем дошкольном возрасте. Выполняют их с детьми не 1, а 2-3 раза в день. В младших и средних группах для этого отводится 3 мин., а в старшей — продолжительность занятий уже может занимать 4-5 мин.

При выполнении упражнений нужно следовать правилам:

  • Воспитанники должны находиться в расслабленном состоянии.
  • Положение головы фиксированное (если гимнастика не выполняется в сочетании с упражнениями, предполагающими движения шеи).
  • Перед началом гимнастики следует снять очки (если дети их носят).
  • Дыхание во время занятий глубокое и равномерное.

Для возбуждения к гимнастике интереса воспитанников ее проводят в игровой форме. Например, при зажмуривании можно предложить изобразить сову или кота. Кроме того, детям нравится выполнять действия под веселые рифмы и музыку.

Внимание! Конкретного определенного времени для проведения зарядки нет. Она органично сочетается с прогулкой и любым запланированным занятием (продуктивной деятельностью, развитием речи). Например, при изучении насекомых, в младшей и средней группах можно «проследить полет стрекозы».

Если урок предполагает нагрузку на зрение, то гимнастику рациональней провести в середине занятия, чтобы снять часть напряжения. Если нагрузки нет, то упражнения переносят на вторую половину занятия, чтобы снять усталость от самого занятия.

Завершить комплекс лучше морганием, затем малыши должны потянуться.

Особенности работы с дошкольниками разного возраста

Чтобы заинтересовать ребенка в выполнении зрительной гимнастики, нужно учитывать его возраст.

Обратите внимание! Так при занятиях с 2-3-летним ребенком не стоит надеяться, что его увлечет команда «вращаем глазками». В этом случае стоит применить педагогическую хитрость. Малыши с удовольствием будут следить за полетом птички, закрепленной на указке или простом карандаше, либо за перемещениями пальчиковой куклы.

Дети 3-4 лет готовы повторять за воспитателем многое и его стимулирующая фраза: — «Я вот что умею. А ты?» — обязательно привлечет их внимание.

Зрительную гимнастику с воспитанниками лучше сочетать с какими-либо движениями руками

Обратите внимание! Более старшие ребята 5-6 лет проявляют любознательность и могут быть мотивированы рассказом о строении человека, например, как устроен глаз, позволяющий каждому видеть окружающий мир.

Картотека гимнастики для глаз с целями по ФГОС

Зарядка для глаз имеет множество комплексов, но все их можно сгруппировать для дошкольников по возрастной принадлежности.

Первая и вторая младшие группы

Картотека для малышей особенно богата.

Обратите внимание! Сюжетные офтальмологические упражнения для 1 группы направлены на сохранение и улучшение зрения, профилактику дальнозоркости и близорукости.

  • «Пилот»

Пролетает самолет. (Дети поднимают глаза вверх).

Отправляюсь с ним в полет.

Вправо отвожу крыло и смотрю. (Ребята отводят правую руку, смотрят вправо).

Влево отвожу крыло и гляжу. (Малыши отводят левую руку, смотрят влево).

И внимательно слежу. (Следят глазами за вращательными движениями руками).

Поднимаюсь ввысь, лечу. ( Встают на носочки, взглядом рисуют волны).

Возвращаться не хочу. (Поморгать, закрыть глаза).

Справа — сладкая черника. (Дети смотрят вправо).

Слева зреет земляника. (Ребята глядят влево).

Спеет на горе брусника. (Малыши поднимают взгляд вверх).

Под ногами — ежевика. (Воспитанники опускают взгляд вниз).

Ягоды мы соберем,

А потом все отдохнем и толпой домой пойдем. (Смыкают веки на 3-5 сек, повторять до 8 раз).

С целью сохранения остроты зрения во 2-й младшей группе проводят гимнастику для глаз:

Осень краски ярко разводила,

Кистью по листочкам тихо проводила. (Дети рисуют глазами круг: влево — вверх — вправо — вниз).

Желтым стал орешник, клены покраснели. (Круговые движения: направо-вверх-налево-вниз).

Лишь в бору сосенки также зеленели. (Малыши зажмуриваются, моргают 10 раз. Повторить 2 раза).

Дождик, дождик, пуще. (Дети глядят вверх).

Лейся в лужи гуще. (Ребята опускают глаза вниз).

Только нас не промочи. (Воспитанники делают взглядом круговые движения).

Каплями в окно стучи.

Важно! В младших группах гимнастику для глаз необходимо проводить 2-3 раза/нед., используя мелкие предметы для облегчения понимания команд воспитателя образовательного учреждения.

Средняя группа

Методика проведения гимнастических упражнений для дошкольников 3 лет почти не отличается от предыдущей. Гимнастические упражнения для них проводятся в целях профилактики нарушений зрения, предупреждения утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения во время занятий.

Дует ветер всем в лицо. (Дети часто моргают).

Покачалось деревце. (Ребята смотрят налево, потом направо).

Ветер станет тише. (Воспитанники приседают, взгляд — вниз).

Деревца все выше. ( Встают, взгляд — вверх).

Носик смотрит влево-вправо. (Дети перемещают взгляд справа налево).

Смотрит нос то вверх, то вниз. (Ребята поднимают глаза вверх и опускают вниз).

Что подметил хитрый носик? (Проводят подушечками пальцев по векам).

Мы куда-то забрались.

Обратите внимание! Время выполнения зрительной гимнастики в средней группе увеличивается до 5 мин.

Старшая и подготовительная группы

Кроме оздоровительно-профилактической цели при выполнении зарядки для глаз с детьми 5-6 лет можно работать над понятиями пространственно-временного устройства мира.

Упражнения для глаз

Повторяем каждый раз.

Право, лево, верх и вниз,

Повторяй и не ленись.

Мышцы глаза укрепляем.

Наглядное пособие способствует более продуктивному выполнению упражнения.

  • «Часы»

Целый год слышно «тик-так»

Все часы идут вот так,

Раз — налево, два — направо. (Дети глаза отводят влево-вправо).

И мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так. (Повторяют упражнение).

Обратите внимание! В завершении воспитанники 6-7 лет сами массируют себе веки подушечками указательных пальцев.

Использование наглядности во время зрительной гимнастики

При выполнении гимнастики для глаз, рекомендованной для дошкольников, большое значение имеет наглядность, ведь в этот период у них доминирует наглядно-образное мышление. Выполнять команды «влево», «направо» им гораздо проще, имея перед собой зрительный ориентир. С этой целью используют разные версии наглядности:

Ориентиры-предметы. Их воспитатель раздает каждому ребенку либо оставляет один только у себя. Это должна быть вещь, которую удобно надевать на палец, например, резинка для волос с птичкой. Также она должна соответствовать теме занятия, например, бабочка при изучении насекомых.

Обратите внимание! Наглядность не должна быть одного цвета с одеждой воспитателя, но при этом яркой, заметной, привлекающей внимание. Это может быть пальчиковая кукла или указка с прикрепленной на конце картинкой.

  • Схемы. Такое пособие подходит для занятий в старшей или подготовительной группе. В этом возрасте у детей уже развивается абстрактное мышление, и схемы помогут им понять принцип выполнения упражнения.
  • Сигнальные метки. Они помогают быстро переключить взгляд с дальнего объекта на ближний. Например, квадрат 0,5 см х 0,5 см воспитатель крепит на оконное стекло. Воспитанник детского сада 1-3 сек. смотрит на метку, а затем переводит взгляд на предмет за окном. При этом педагог просит его пояснить, что происходит с предметом. Например, с машиной: из нее вышли люди или она поехала и т. д.

Сигнальная метка должна находится на уровне глаз ребенка

  • Офтальмологические тренажеры. Они бывают настенные либо потолочные и представляют собой цветные траектории-дорожки, по которым, например, персонажи из сказки должны «добраться» до «своего» домика. Каждый герой имеет свой цвет. Такое задание можно выполнять коллективно.
  • Индивидуальные тренажеры для глаз. Это либо контурные картинки, состоящие из нескольких элементов (например, белка, орех, лист), либо для старших дошкольников (это могут быть буквы и цифры). Ребенок держит картинку на вытянутой руке и зрительно проводит линию по контурам. Дети 3-4 лет могут помогать себе пальчиком.

Обратите внимание! В зимний период во время прогулки в качестве наглядности можно использовать снежки.

Регулярное проведение зарядки для глаз обязательно даже при здоровом зрении, так как в современном мире нагрузка на глаза не просто огромна, но и постоянно увеличивается.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Читать еще:  Глаз слезится у новорожденного
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector