0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды нарушения зрения

Нарушения зрения

Чтобы мы могли видеть, наш зрительный аппарат проделывает очень сложную работу. Глаз улавливает оптические раздражители, перерабатывает их в нервные импульсы, которые передаются на кору головного мозга, в участок, который отвечает за их обработку и формирование определенного образа. В данном процессе задействованы глазодвигательные мышцы, оптическая система глаза, в структуру которой входят роговица, хрусталик, радужная оболочка и стекловидное тело, ее чувствительные клетки, зрительный нерв и зрительные центры головного мозга. Если в каком-либо из этих элементов возникнет функциональный сбой, это вызывает ухудшение зрения. При этом повреждение разных структур проявляются разными нарушениями. Так, неправильная форма глаза часто обуславливает появление дальнозоркости или близорукости. Ниже Вы найдете информацию о наиболее распространенных нарушениях зрения.

Симптомы нарушения и ухудшения зрения

Многие люди часто откладывают посещение офтальмолога, не находя для этого времени или не считая нужным проходить проверку без видимых признаков ухудшения зрения. Однако такие нарушения, как правило, не наступают внезапно, и человек попросту может не заметить ослабления остроты глаз. При этом ни для кого не секрет, что чем раньше будет выявлен дефект, тем больше вероятность его успешного лечения. Поэтому к регулярным осмотрам у офтальмолога нужно отнестись со всей серьезностью, особенно если Ваша ежедневная деятельность плотно связана с работой за компьютером, учебой, а также при возрастном факторе. Наиболее распространенные виды нарушения зрения – это близорукость и дальнозоркость, астигматизм, пресбиопия, а также катаракта. И если первые два еще можно распознать самостоятельно, в остальных случаях не обойтись без консультации специалиста. Обязательно обратитесь на осмотр, если замечаете:

  • ухудшениеостроты зрения. Если раньше Вы видели определенные предметы отчетливо, а сейчас с трудом фокусируете на них взгляд, это может указывать на определенное нарушение. При этом важно отметить, какие объекты выглядят расплывчато – те, что находятся вблизи или, наоборот, вдалеке. Часто бывает, что только один глаз начинает видеть хуже – это можно проверить, поочередно закрывая глаза и оценивая четкость своего зрения.
  • частичное ухудшение качества зрения. Такое нарушение характеризуется видением нечеткого изображения при взгляде в какую-то определенную сторону. Например, Вы можете хорошо видеть прямо перед собой, но плохо, если отведете глаза в бок;
  • боль, зуд, жжение, сухость в глазах. Данные признаки не всегда могут указывать на прогрессирующее нарушение остроты зрения, однако они часто являются симптомами некоторых заболеваний глаз у человека, а также указывают на их перенапряжение. Так, ощущение «песка», ухудшение фокусировки после длительной работы за компьютером или чтения может свидетельствовать о ложной близорукости, что при отсутствии своевременной профилактики становится причиной более серьезных нарушений.

Близорукость (миопия)

При близорукости человек плохо различает объекты, находящиеся на расстоянии. Чем выше степень миопии, тем слабее он видит вдаль. При близорукости изображение предмета фокусируется не на сетчатке, а перед ней. Это может обуславливаться кривизной роговицы, удлинением глазного яблока или наличием этих обоих симптомов. Наиболее часто о том, что у них ухудшилось зрение, говорят люди, проводящие много времени за компьютером. Близорукость часто наблюдается и у детей школьного возраста, поскольку в это время нагрузка на глаза увеличивается в несколько раз. В этом случае близорукость корректируется очками и линзами, а также путем хирургического вмешательства. Незначительное ухудшение зрения можно исправить при помощи специальных зрительных упражнений.

Дальнозоркость (гиперметропия)

Дальнозоркость – это нарушение рефракции, вызванное нарушенной кривизной роговицы, недостаточным размером глазного яблока или обеими этими причинами. При гиперметропии изображение проецируется не на сетчатку, а в плоскости за ней. Ошибочно полагать, что при дальнозоркости человек четко различает удаленные объекты. Если ухудшение Вашего зрения имеет среднюю или высокую степень, то изображение будет нечетким как вблизи, так и вдали. Дальнозоркость, как и близорукость, часто возникает в детском возрасте. Однако такое нарушение не всегда свидетельствует об ослаблении зрения. Детская дальнозоркость является нормой, когда обусловлена малым размером глазных яблок. По мере роста ребенка такое нарушение проходит самостоятельно. Однако для контроля над данным процессом необходимо регулярно проводить осмотры у окулиста.

Астигматизм

Данное нарушение остроты зрения обуславливается изменением формы поверхности глазного яблока. При астигматизме она приобретает овальную форму, как у мяча для регби. В норме же глаз имеет вид баскетбольного мяча с абсолютно круглой поверхностью. Такое нарушение зрения выражается неправильной фокусировкой. Лучи света, проходящие через глаз, проецируются на сетчатке в двух точках, что делает объекты расплывчатыми. Астигматизм часто развивается в детстве, обычно вместе с дальнозоркостью или, наоборот, близорукостью. При отсутствии коррекции данное нарушение может спровоцировать резкое ослабление остроты зрения, а также вызвать косоглазие, тем самым влияя на ухудшение качества жизни.

Пресбиопия

Пресбиопия – это физиологическое изменение зрения, возникающее у людей в возрасте старше 40 лет. Иначе данное заболевание называют «старческим зрением» или «возрастной дальнозоркостью». При пресбиопии снижается острота видения предметов, находящихся вблизи от глаз. Такое ухудшение возникает из-за того, что хрусталик с возрастом становится менее эластичным, наблюдается ослабление удерживающих его мышц. Если на такое нарушение не обращать внимания, в скором времени оно вызовет осложнения в виде головных болей и быстрой утомляемости глаз.

Амблиопия

Народное название этого заболевания – «ленивый глаз». Оно развивается при различии в преломляющей способности глазных яблок или врожденными аномалиями одного из них, косоглазии. Из-за этого в мозг передается нечеткое изображение, в результате чего он просто подавляет работу одного глаза. При этом наблюдается ухудшение остроты зрения. Человек может замечать, что один глаз стал видеть хуже или в целом снижение качества изображения. Если не лечить амблиопию, наблюдается значительное и постоянное ухудшение остроты зрения.

Причины нарушения зрения

Многие из перечисленных нарушений зрения являются врожденными, однако существуют и дополнительные факторы риска:

  • сильное перенапряжению глазных мышц и нервов;
  • длительная работа за компьютером;
  • наличие зрительных раздражителей, а также плохое освещение помещения;
  • употребление алкоголя и табакокурение;
  • неправильное питание.

Более подробно о каждой причине можно прочитать на странице «Причины нарушения зрения»

Профилактика нарушений зрения

Большинство людей проводит много времени за экраном телевизора или монитором компьютера, что ведет к нарушению зрения. Для того чтобы сохранить способность глаз хорошо видеть, следует грамотно распределить нагрузку на них.

Офтальмологи рекомендуют людям, которые подолгу работают за компьютером, создавать для глаз наиболее оптимальные условия – установить монитор так, чтобы источник основного освещения находился сбоку и не давал бликов. Глаза должны находиться от экрана на расстоянии не менее 50 см. В течение рабочего дня следует делать 15-минутные перерывы каждые 2–3 часа, чтобы отдохнуть и сделать гимнастику для зрения, направленную на расслабление мышц.

Если Вы любите читать в положении лежа и при тусклом свете ночника, Вам следует пересмотреть свои привычки. Установите торшер или лампу, свет от которых будет падать только на книгу. При чтении принимайте сидячую позу.

Ни в коем случае не пренебрегайте ношением солнечных очков! Изготовленные по всем правилам, они способны защитить Ваши глаза от яркого света и сохранить Ваше хорошее зрение. Сегодня существуют стекла, которые эффективно задерживают УФ-лучи, а также уменьшают количество бликов.

Читать еще:  Как остановить прогрессирующую миопию советы докторов

Статьи о нарушениях зрения на сайте Миниоптика.рф

Четыре типа нарушения зрения

При нормальном зрении, оптическая система глаза правильно преломляет лучи света. Для того чтобы понять как происходит нарушение зрения, необходимо знать анатомию и физиологию глаза. Глаз как оптическая система в норме (видео).

Расстройства зрения, как правило, возникают из-за неспособности нашего глаза преломлять правильно свет, а именно, на сетчатке глаза не точно фокусируется изображение. Существует четыре типа нарушений зрения.

I. Дальнозоркость (гиперметропия)

— это нарушение рефракции глаза, при котором изображение предметов фокусируется ЗА сетчаткой глаза. Гиперметропия возникает при значительном укорачивании глазной оси, либо роговица обладает слабой преломляющей силой.

При дальнозоркости расстояние между роговицей глаза и сетчаткой слишком маленькое. Фокусировки не происходит, т.к луч света сталкивается на своем пути с сетчаткой глаза. Приведем пример из жизни. Если вы будете фокусировать на экран картинку диапроектором, а затем перемещать экран ближе к диапроектору, то вы заметите, что изображение на нем становится размытым. Так и при дальнозоркости сетчатка (экран) располагается слишком близко к зрачку. Головной мозг, воспринимая размытую картинку, дает хрусталику команду на аккомодацию (увеличение оптической силы сферы), чтобы фокус сместить вперед на сетчатку глаза. Эта «автоматическая система» работает, пока хватает эластичности хрусталика.

Часто люди с дальнозоркостью не жалуются на качество зрения, так как способность к аккомодации у них вполне развита.

  1. Выделяют несколько степеней гиперметропии:
  2. слабая — до +2 диоптрий. Симптомы: хорошее зрение вблизь и вдаль, жалобы на головную боль, быструю зрительную утомляемость.
  3. средняя — до +5 диоптрий. Симптомы: зрение вдаль хорошее, но вблизи затруднено.
  4. сильную — выше +5 диоптрий. Симптомы: зрение плохое вблизь и вдаль. Ресурсы глаза фокусировать изображение на сетчатке исчерпаны. Даже далеко расположенные предметы невозможно рассмотреть.
  1. Профилактика и лечение:
  2. Соблюдение режима освещения. Нагружать зрение рекомендуется только при достаточном освещении. Если используете настольную лампу, то ее мощность должна составлять не > 60-100 Ватт. Рекомендуется не использовать искусственный дневной свет.
  3. Соблюдение режима физических и зрительных нагрузок. Необходимо чередовать зрительные нагрузки с активным отдыхом.
  4. Проведение гимнастики для глаз. Гимнастику для глаз рекомендовано проводить через 20-30мин усиленной нагрузки на глаза. Под наблюдением офтальмолога показана тренировка мышц, отвечающих за аккомодацию, такими способами как: видеокомпьютерная коррекция зрения, лазерная стимуляция, закапывание лекарственных препаратов.
  5. Правильная диагностика и коррекция зрения.
  6. Общеукрепляющие мероприятия — массаж воротниковой зоны, плавание, контрастный душ и т.д.
  7. Полноценное и сбалансированное питание (пища обогащенная белками, витаминами и микроэлементами: Mn, Zn, Cr, Cu).

Способы коррекции дальнозоркости (гиперметропии):
— контактные линзы;
— очки;
— лазерная коррекция.

II Близорукость (миопия)

— это нарушение рефракции глаза, при котором изображение предметов формируется ПЕРЕД сетчаткой. Миопия бывает двух видов: 1) осевая — из-за увеличения длины глаза; 2) рефракционная — роговица с большой преломляющей силой.

При близорукости расстояние от роговицы глаза до сетчатки слишком большое. Луч света, попадая в оптическую систему глаза, фокусируется перед сетчаткой, а затем рассеивается, что формирует размытое изображение. При фокусировке хрусталиком, размытость изображения только увеличивается. Четкость видения у близоруких людей увеличивается благодаря приближению предмета к глазам. Слабый прищур помогает рассматривать удаленные объекты, поскольку образуется малое входное отверстие для прохождения световых лучей.

  1. Выделяют несколько степеней миопии:
  2. слабая — до 3 диоптрий;
  3. средняя — до 6 диоптрий;
  4. сильная — выше 6 диоптрий.

Факторы риска:
— Наследственность. Считается, что если оба родителя со 100% зрением, то вероятность возникновения миопии у их детей до 18 лет составляет 8%, а если оба родителя с миопией, то 50%. Для строения оболочки глаза организму необходим синтезируемый им белок соединительной ткани (коллаген). При передаче наследственной информации бывают случаи, когда ген, отвечающий за синтез коллагена, дефективен и это порождает недостаток строительного материала оболочки глаза.
— Питание с низким содержанием микроэлементов, таких как цинк, марганец, медь, хром может способствовать развитию близорукости, поскольку эти элементы необходимы для синтеза белка склеры.
— Нарушение гигиены зрения. Недостаточное освещение при зрительной нагрузке, длительное пребывание за компьютером, телевизором, пребывание в яркую солнечную погоду без солнцезащитных очков.
— Неправильно подобранная коррекция.

  1. Профилактика и лечение миопии:
  2. Соблюдение режима освещения. Нагружать зрение рекомендуется только при достаточном освещении. Если используете настольную лампу, то ее мощность должна составлять не > 60-100 Ватт. Рекомендуется не использовать дневной свет.
  3. Соблюдение режима зрительных и физических нагрузок. При миопии до трех диоптрий не ограничиваются физические нагрузки. При миопии свыше 3 диоптрий не допустимы тяжелые физические нагрузки (поднятие тяжестей и т.д). Тренировка мышц под наблюдением офтальмолога следующими способами: видеокомпьютерная коррекция зрения, лазерная стимуляция, закапывание лекарственных препаратов.
  4. Проведение гимнастики для глаз. Каждый раз через 20-30 минут активной зрительной работы рекомендовано проводить гимнастику для глаз.
  5. Правильная коррекция зрения.
  6. Общеукрепляющие мероприятия — массаж воротниковой зоны, плавание, контрастный душ и т.д.
  7. Полноценное и сбалансированное питание, обогащенное витаминами, белками, микроэлементами цинк, медь, хром, марганец поможет в комплексе мер по коррекции нарушения зрения.

Способы коррекции близорукости (миопии):
— контактные линзы;
— очки;
— лазерная коррекция.

III. Астигматизм

– это нарушение преломления света в теле глаза, при котором изменяется сферичность роговицы (иногда хрусталика, сетчатки), соответственно, изображение предмета формируется не в виде точки, а как отрезок прямой. В нормальном состоянии оптические системы глаза (роговица, хрусталик) имеют ровную сферическую поверхность. При астигматизме поверхность дефективна. Она обладает разной кривизной по разным направлениям. Соответственно, при астигматизме в разных меридианах поверхности роговицы присутствует разная преломляющая сила и изображение предмета при прохождении световых лучей через такую роговицу получается с искажениями. Некоторые участки изображения могут фокусироваться на сетчатке, другие — «за» или «перед» ней (бывают и более сложные случаи). В результате вместо нормального изображения человек видит искаженное, в котором одни линии четкие, другие — размытые. Представить это можно, посмотрев на свое искаженное отражение в овальной чайной ложке.

Считается, что примерно одна шестая часть населения всего мира страдает от астигматизма разной степени выраженности. Астигматизм до 0,5 DD («функциональный», врожденный) встречается у многих людей и почти не влияет на остроту зрения. Никакие коррекционные мероприятия не проводятся.

При астигматизме в 1DD и выше ощущается сильный зрительный дискомфорт. Необходима коррекция нарушения, иначе возможно ухудшение зрения и развитие косоглазия.

По характеру изменения рефракции астигматизм различают:
— простой (нормальное зрение в одном меридиане+дальнозоркость/близорукость в другом);
— сложный (дальнозоркость/близорукость в обоих меридианах, но в разной степени);
— смешанный (дальнозоркость в одном меридиане, близорукость в другом).

  1. Астигматизм по степени различают:
  2. — слабая — до 3 DD;
  3. — средняя — от 3 до 6 DD;
  4. — высокая — свыше 6 DD.

Способы коррекции астигматизма:
— Контактные линзы (торические);
— Очки.
При использовании впервые очков для коррекции астигматизма, в течение первых дней у человека будет происходить адаптация к ним, поскольку первоначально он будет видеть объекты наклоненными и бесформенными до того момента, пока мозг не приспособится к новому видению.
— Лазерная коррекция нарушения зрения.

IV. Пресбиопия (возрастная дальнозоркость)

— это такое нарушение рефракции, при котором человек теряет возможность видеть объекты на разном расстоянии, вследствие старения хрусталика.

Читать еще:  Гимнастика для глаз базарного

Пресбиопии подвержены все взрослые люди в возрасте от 40–50 лет. В связи с естественными возрастными изменениями уплотняется ядро хрусталика, он теряет прозрачность и, как следствие, нарушается способность правильно преломлять свет. Также ослабевает цилиарная мышца, отвечающая за фокусировку хрусталика.

  • Симптомы при пресбиопии:
  • — зрительное утомление (аккомодативная астенопия): усталость глаз, головные боли, тупая боль в глазных яблоках, переносице и надбровьях, слезотечение и легкая светобоязнь;
  • — предметы, расположенные вблизи, становятся расплывчатыми, нечеткими, что проявляется желанием отодвинуть объект занятий подальше от глаз, включить более яркое освещение.

Дальнозоркие люди раньше ощущают проявления пресбиопии, чем другие. Люди с близорукостью, особенно неглубокой (от -1 до -2 DD), имеют самое выгодное положение. Небольшой минус компенсирует нарушение фокусировки и смещает момент начала использования очков для чтения вблизи. Людям с более глубокой близорукостью (от -3 до -5 DD), вероятно, плюсовые очки вообще не понадобятся, они будут использовать только линзы для зрения в даль.

  • Профилактика пресбиопии:
  • — избегать чрезмерных зрительных нагрузок;
  • — правильно подбирать освещение;
  • — выполнять гимнастику для глаз;
  • — полноценное и сбалансированное питание содержащие достаточное количество витаминов А, В1, В2, В6, В12, С и микроэлементов Cr, Cu, Mn, Zn и др. поможет в комплексе мер для коррекции нарушения зрения.
  1. В настоящее время можно корректировать пресбиопию разными способами:
  2. контактные линзы:
    — мультифокальные;
    — отдельно для близи и если необходимо для дали;
  3. очки:
    — отдельно для дальнозоркости, отдельно для близорукости;
    — с бифокальными линзами;
    — с прогрессивными линзами.
  4. хирургическое лечение:
    — лазерная коррекция (дает возможность в одном глазу сделать зрение вдаль, а в другом – зрение вблизь);
    — замена натурального хрусталика искусственным.

ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГЛАЗА И НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

Оптическая система глаза человека состоит из различных элементов, которые преломляют световые лучи, после прохождения по различным средам отклоняющиеся от своей траектории, и механизмов, отвечающих за надлежащую фокусировку изображений на сетчатке: когда эти механизмы перестают функционировать должным образом, появляются проблемы со зрением.

Для четкого восприятия предмета необходимо, чтобы его изображение формировалось на сетчатке, иначе человек будет видеть предмет нечетко. В оптическую систему глаза входят прежде всего роговица и хрусталик, по своей природе приспособленные для созерцания далеко расположенных предметов. Для того чтобы рассмотреть предмет, находящийся далее чем в пяти метрах от глаза, хрусталик должен принять сплющенную форму — тогда лучи света, исходящие от далеко расположенных предметов, попадут в его фокус и на сетчатке появится их четкое изображение. При рассматривании предметов, расположенных ближе, если форма хрусталика не изменится, изображение на сетчатке будет расплывчатым. Этого не происходит, поскольку глаз располагает механизмом аккомодации хрусталика, суть которого такова: когда человек смотрит на близкий предмет, цилиарная мышца сокращается и хрусталик меняет свою форму, становится выпуклым — световые лучи, исходящие от предмета, фокусируются на сетчатке.

Близорукость — это дефект зрительной рефракции (преломления), из-за которого лучи света, исходящие от предметов, расположенных далеко, фокусируются перед сетчаткой и как следствие человек видит их нечетко. Это происходит потому, что глазное яблоко имеет больший диаметр, чем в нормальном состоянии. Близорукость можно легко корректировать, используя вогнутые оптические линзы или нося очки с такими линзами, — они увеличивают фокус глаза, благодаря чему изображение дальних предметов попадает точно на сетчатку. Также сегодня для коррекции зрения можно прибегнуть к хирургическим методам: с помощью лазера изменить кривизну роговицы, а с ней и способность к преломлению лучей хрусталиком.

Дальнозоркость — это дефект зрительной рефракции, из-за которого лучи света, исходящие от предметов, расположенных близко, фокусируются за сетчаткой и как следствие человек видит их нечетко. Это происходит потому, что глазное яблоко человека имеет меньший диаметр, чем в нормальном состоянии. Дальнозоркость можно легко корректировать, используя выгнутые оптические линзы или нося очки с такими линзами, — они уменьшают фокус глаза, благодаря чему изображение близких предметов попадает точно на сетчатку.

Астигматизм — это нарушение зрения, происходящее из-за нарушения кривизны роговицы и провоцирующее появление
искаженного изображения предметов на сетчатке. Здоровая роговица имеет полусферическую форму, и кривизна всех ее меридианов практически одинакова: световые лучи, пересекающие роговицу, собираются в одной плоскости и позволяют получать четкое изображение и форму предмета. При астигматизме, когда кривизна роговицы по меридианам неодинакова и нарушена осевая симметрия, световые лучи, проникая через роговицу, проецируются в разных плоскостях на сетчатке, — это является причиной того, что человек видит предметы искаженно. Астигматизм корректируется с помощью цилиндрических линз, которые отклоняют в сторону световые лучи на нужной оси, тогда как на другие они не влияют.

Состояние глаза и сама способность видеть могут ухудшиться вследствие самых различных причин. Ухудшение зрения и заболевания глазного яблока могут иметь разные степени тяжести и последствия; некоторые из них встречаются часто, другие очень редко, но все их объединяет одно; из-за болезней глазного яблока наше зрение ухудшается и мы получаем меньше информации из окружающего мира.

Это нарушение заключается в утрате параллельности глазных осей, благодаря которой глаза направлены на один объект, то есть одна глазная ось постоянно отклонена от другой. Проблема заключается в парализации или отсутствии координации внешних мышц глаза, которые отвечают за его движения и позволяют мозгу получать дополняющие образы от обоих глаз. Последствия косоглазия зависят от возраста, в котором оно появилось у человека. Когда косоглазие появляется в зрелом возрасте, из-за него возникает двойное зрение, поскольку в каждом глазу формируется различный образ и мозг не может слить их в одно изображение. Когда косоглазие появляется в детстве, из-за него не развивается двойное зрение, поскольку механизм, позволяющий мозгу объединять изображения двух глаз, еще не сформировался, он формируется в течение первых лет жизни: если мозг получает два совсем разных образа, он «устраняет» один из образов и интерпретирует сигнал, идущий лишь от одного глаза. Вначале два глаза имеют способность к восприятию окружающего мира, но со временем, если косоглазие не лечить, отклоняющийся глаз теряет свою способность к восприятию окружающих объектов, то есть к зрению вообще.

Подвижность каждого глаза зависит от шести глазодвигательных мышц, находящихся в глазном яблоке. Чтобы два глазных яблока двигались в одном направлении, у глазодвигательных мышц должна быть отличная координация. Например, для боковых движений глазами нужно, чтобы внутренние латеральные прямые мышцы напряглись, а наружные расслабились, а затем наоборот.

Чтобы решить проблему косоглазия, нужно «тренировать» слабые глазодвигательные мышцы: такое лечение, называемое ортотопическим, во многих случаях позволяет достичь параллельности двух глазных осей.

Это врожденное нарушение цветового зрения, характеризующееся неспособностью различать определенные цвета. Фоторецепторы, чувствительные к цветам, — колбочки, разделяются на три типа, каждый из которых способен различать только один основной цвет: красный, зеленый или синий. У здорового человека одновременная и частичная стимуляция трех видов колбочек позволяет различать широкий цветовой спектр. При дальтонизме у человека полностью отсутствует один из видов колбочек, именно поэтому он не может различать цвета, к которым чувствительны отсутствующие колбочки. Зачастую дальтоники не могут отличить красный цвет от зеленого. Для выявления этого отклонения используются карточки с разноцветными точками на них: точки одного цвета составляют буквы или цифры — люди с нормальным зрением могут различить символы на карточках, тогда как для дальтоников они остаются незамеченными, поскольку они путают цвета и ошибочно их интерпретируют.

Читать еще:  Когда нужно делать узи вен нижних конечностей

Катаракта — это помутнение хрусталика с последующей потерей прозрачности, присущей хрусталику здорового глаза; ее проявления — уменьшение остроты зрения вследствие возникновения и расширения затемненной зоны. Любое ухудшение состояния составляющих хрусталика может спровоцировать образование затемненной зоны, которая может появиться в центральной части (ядерная катаракта) хрусталика или в периферической (корковая катаракта), что отразится на зрении. Иногда катаракты бывают врожденными, но в подавляющем большинстве случаев это возрастное заболевание, развивающееся вследствие трансформаций, происходящих с хрусталиком по прошествии лет; основная причина этого — утрата хрусталиком водянистого содержимого и уплотнение тканей. Единственным способом лечения является хирургическое вмешательство.

3 Причины, степень и виды нарушения зрения

3.1 Виды нарушений зрения

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения — способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную единице — 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии пяти метров. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1.

Выделяют следующие группы детей с нарушением зрения:

1. слепые — это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции — очков), либо сохранившие способность к светоощущению;

1.абсолютно, или тотально, слепые — дети с полным отсутствием зрительных ощущений;

2.частично слепые — дети, имеющие светоощущения, форменное зрение с остротой зрения от 0,005 до 0,04;

2. слабовидящие — дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости от времени появления дефекта выделяют две категории детей:

1.слепорожденные — дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. У них нет зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

2.ослепшие — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствиями внешних и внутренних повреждающих факторов. В качестве генетических факторов нарушения зрительной функции могут быть: нарушение обмена веществ, проявляющееся в виде альбинизма, наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока, наследственная патология сосудистой оболочки, заболевания роговой оболочки глаза, врожденные катаракты, отдельные формы патологии сетчатки. Аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних и внутренних отрицательных воздействий, имевших место в период беременности. На развитии плода могут сказаться патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и др.

3.2 Особенности развития детей с нарушениями зрения

Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Негативное влияние нарушения зрения проявляется даже там, где этот дефект не должен нанести ущерб развитию ребенка. Систематизация, классификация, группировка материала, так же как и создание условий его четкого восприятия, являются предпосылкой развития памяти при нарушенном зрении.

Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей, и в процессе формирования речь включается в иную систему связей, чем у зрячих. Речь слепого и слабовидящего развивается в ходе специфической человеческой деятельности — общения, но имеет свои особенности формирования — изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона, появляется «формализм», накапливается большое количество слов, не связанных с конкретным содержанием. Предметные совместные действия с речевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, с одной стороны, стимулируют соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретными предметами окружающего мира, с другой — являются условием лучшего познания внешнего мира в процессе активного оперирования с предметами.

Речь слепого выполняет также компенсаторную функцию, включаясь в чувственное и опосредованное познание окружающего мира, в процессы становления личности. Компенсация последствий глубоких нарушений зрения участием речи наиболее четко проявляется в чувственном познании, поскольку она уточняет, корригирует и направляет протекание процессов чувственного познания, позволяет более полно и точно воспринимать предметный мир в ощущениях и представлениях.

Специфика развития речи выражается также в слабом использовании неязыковых средств общения — мимики, пантомимики, поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и делают невозможным подражание действиям и выразительным средствам, используемым зрячими. Это отрицательно сказывается на понимании речи зрячего и на выразительности ее у слепого и слабовидящего. В таких случаях требуется специальная работа по коррекции их речи, позволяющая овладеть ее экспрессивной стороной, мимикой и пантомимикой и использовать эти умения в процессе общения.

Необходимыми условиями своевременного выявления любой патологии развития, включая нарушение зрительной функции, являются тщательное наблюдение за ребенком с самого его рождения и хорошее знание нормативных сроков становления основных показателей психического развития. При наблюдении за динамикой психического развития ребенка необходимо адаптировать тестовый материал к сниженным возможностям зрительного восприятия у детей с нарушением зрительной функции. Предъявляемый материал должен иметь большую контрастность, лучшую освещенность, большие угловые размеры.

Для того чтобы эффективно использовать остаточное зрение в процессе обучения, необходимо осуществлять предварительное исследование способностей слепого по крайней мере в трех направлениях, таких, как:

1.клиническое ассистирование и клиническая помощь;

2.самоанализ, самоотчет, самоконтроль и самонаблюдение;

3.обследование актуального, действительного функционирования зрения в реальных условиях школьного обучения.

В ходе офтальмологической консультации должны определяться не только заболевание, острота центрального и периферического зрения и его категория, но и показания к использованию линз, очков, дозировка физической нагрузки или противопоказания к ней и т. д.

Существуют разные формы компенсации слепоты:

1) органическая, или внутрисистемная, компенсация, при которой перестройка функций осуществляется за счет использования механизмов данной функциональной системы;

2) межсистемная, основанная на мобилизации резервных возможностей, находящихся за пределами нарушенной функциональной системы, на установлении и формировании новых анализаторных нервных связей с использованием обходных путей, включением сложных механизмов адаптации и восстановления вторично нарушенных функций.

Создан комплекс специальных коррекционных занятий, осуществляемых в условиях различных форм учебной, игровой, практической деятельности, имеющих целью компенсацию нарушенных или полностью утерянных зрительных функций, а также вторичных отклонений в развитии. Механизм компенсации: в сенсорный акт познания включаются высшие познавательные процессы, используется прошлый опыт, большая роль принадлежит предметно-практической деятельности.

Непременным условием всех работ по развитию зрительного восприятия является создание комфортных, гигиенических и эргономических условий для работы слепого с остаточным зрением.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector