10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чём суть метода

ДЕТАЛИ БЛОГА

P-DTR® (Proprioceptive Deep Tendon Reflex) — проприоцептивный глубокий сухожильный рефлекс.

P-DTR® это неврологическая рефлексогенная система лечения, которая эффективно разрешает скелетно-мышечные дисфункции путем перегрузки сенсорных рецепторов и проводящих путей, которые были неправильно интегрированы из-за конфликтной информации в теле.
Cписок проприоцептивных вариантов, который P-DTR® система способна лечить включает мышечные веретена, сухожильный орган Гольджи в связках, сухожилиях и фасциях, дисфункции рецепторов температуры, боли, давления и вибрации, внутренние органы, меридианы, эмоции, ядра мозга и другие.
Система была разработана хирургом-ортопедом Хосе Паломаром (Jose Palomar) МексикаP-DTR®

Принципы P-DTR®

    Нервная система контролирует всё в теле Изменения функциональные и дисфункциональные определяются нервной системой Мозг является переводчиком-интерпретатором всех рецепторов Система проприоцепции постоянно шлёт информацию в мозг — «Программа»(рецепторы,мозг и др.) против «железа»(мышца ,связка и др.) Доктор Хосе Паломар выявил, что аберрантный (измененный) проприорецептор является корнем проблемы всех нейромышечных дисфункций. Нейромышечная дисфункция существует по неврологическим причинам, а не из-за присущих самой мышце свойств. Ткань может оздоровиться сама в течение нескольких дней или недель, в то время как неврологический компонент может сохраняться на неопределённый срок.

Другими словами P-DTR® решает скелетно-мышечные проблемы, фокусируясь на системе рецепторов тела.

Рецепторная система- это « программное обеспечение» , а кости, мышцы, связки и сухожилия – это «железо»
Как и в случае с проблемой железа компьютера, лучший подход — на уровне железа, но если сбой в программе, как бы долго мы не возились с железом, проблему не решить.
Мышцы двигают телом, а мозг двигает мышцами. Система механорецепторов (программа) обеспечивает мозг информацией, необходимой для напряжения и расслабления мышц, что обеспечивает хорошее функционирование и жизнь без боли.
Без чёткой «не поврежденной» информации от системы механорецепторов, соединение мозг-мышца не может работать оптимально. Разрыв этих взаимодействий приводит к хронической слабости или хроническому тонусу мышц, проявляясь болью и/или трудностями в движении.

В чём суть метода P-DTR®?

Задумайтесь, как происходит взаимодействие внешнего мира с нами? С помощь чего наше тело получает информацию об окружающей среде? Уши (слух), глаза (зрение), язык (вкус), кожа (тактильные ощущения), нос (обоняние). Что получает и интерпретирует для ЦНС сигнал через органы чувств? — Различные рецепторы.
Метод P-DTR® прежде всего работает с рецепторами. Т. е. с ПЕРВИЧНЫМИ «приёмниками» информации. Что происходит в момент травмы? Допустим, подвернули стопу и растянули связку на стопе. Одно из последствий этой травмы — ассоциированные мышцы с этой связкой станут гипотоничными («слабыми») .Другое последствие этой травмы — в ЦНС от рецепторов Гольджи растянутой связки будет приходить избыточный сигнал о том, что произошло перерастяжение. ЦНС начнёт «спасать» связку. Как? Создавать компенсации или создавать вторичные дисфункции.
Какую задачу будет решать ЦНС создавая компенсаций? Снизить избыточный «сигнал» с этой связки. Что заметят специалисты по визуальной диагностике? Стопа ротирована в таком-то направлении. Зачем? Чтобы максимально «уберечь» от дальнейшего растяжения эту связку, допустим, при ходьбе. Сколько будет вовлечено мышц и связок для того, чтобы стопа при ходьбе заняла «удобное» положение? Столько сколько надо:) Мышцы нижней челюсти тоже могут формировать оптимальный паттерн ходьбы при этой травме. За счёт чего происходит ротация стопы? Какие-то мышцы должны стать «слабыми», другие наоборот «уйдут» в гипертонус. Мышцы в гипертонусе могут создать компрессию нерва на своём уровне и привести к возникновению болевого ощущения. (Это один из вариантов, возникновения боли).
Метод P-DTR® позволяет найти точно место и конкретный рецептор, который повреждён. Метод позволяет отследить, как разрослась компесациия. Т.е. метод P-DTR® позволяет с любой точки дисфункции дойти до причины этой дисфункции и найти все вторичные нарушения.
Если дисфункций несколько, то дать точный ответ, какие мышцы, связки и т.п. к какой дисфункции принадлежат.

С чём ещё работает метод P-DTR®, помимо рецепторов?
Лечение нарушений работы ядер мозга, нарушение проводящих путей, коррекция эмоциональных нарушений, работа с канально-меридиональной системой, работа с биохимией.

Как проходит лечение? Это самое простое в данном методе. Проведу аналогию.
Система пожаротушение. Один из датчиков, «завис» во время пожара. И после того, как пожар ликвидировали, продолжает посылает неверный сигнал в центральный процессор системы пожаротушения. Это приведёт к постоянному срабатыванию сигнализации. Что нужно сделать в этом случае? Сбросить показания датчика. Он своё дело сделал, а сейчас мешает нормальной работе всей системы.

Метод P-DTR® позволяет найти зависший рецептор, из-за которого нарушена работа организма и сбросить его показания ниже порога ответа. Сама гармонизация занимает не более 3-5 сек. После этого ЦНС сама убирает компенсации, которые она создала для того, что «спрятать» зависший рецептор. Время на диагностику и поиск приоритетного нарушения зависит от знания правил метода P-DTR® и умения их применять. Обычно до 10 мин на одно приоритетное нарушение, при средней степени подготовки.

Системные расстановки по Хеллингеру. В чем суть метода.

Метод семейных расстановок является одним из наиболее эффективных быстродействующих современных психологических методов, эффективность которого неоднократно подтверждена на практике. Суть метода заключается в том, что заявленная клиентом проблема под руководством терапевта-расстановщика расставляется в пространстве с помощью заместителей, и клиент может не только увидеть корень своей проблемы со стороны, но и попробовать найти ее решение в процессе расстановки, осознать что-то и, по возможности, изменить. В фокусе работы психолога лежит поиск решения, но не анализ самой проблемы.

Больше о расстановках.

Суть расстановок заключается в возможности клиента решить обозначенную им проблему путем поиска причины в его родословной, где нерешенная одним или несколькими поколениями жизненная задача проявилась в настоящем клиента. Таким образом, расстановка помогает войти в контакт с любым когда-либо жившим представителем рода (семейной системы) и помочь «ему» (т.е. себе) в настоящее время разрешить внутренний конфликт, возникший по той или иной причине.

Берт Хеллингер нашёл и сформулировал несколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям («динамикам»), которые клиент озвучивает как проблемы. Эти законы получили название Порядки Любви. Следование законам позволяет восстановить порядок в системе и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленной проблемы. Также расстановка работает с «семейным переплетением». Семейные переплетения — это незавершённые процессы прошлого в семье (или в роду), которые неосознанно вовлекают ныне живущих членов в то, что было давно. Так проявляется закон уравновешивания системы. По этому закону потомки призваны завершить незавершённое их предкам: прожить что-то за кого-то, догоревать, доделать. И человек оказывается в переплетении с судьбами предков. Сам того не осознавая, он живёт не свою жизнь, решает не свои жизненные задачи. Метод расстановок позволяет «распутать» такое переплетение, жить в настоящем, а не в прошлом; высвобождает мощный жизненный ресурс, который раньше был недоступен из-за вовлеченности в процессы прошлого.

Семейное переплетение легко распознать: если ситуация, которую Вы проживаете, не имеет объяснения с точки зрения реальной жизни — это переплетение. Например: красивый и умный человек не находит себе пары; человек много работает, но денег в итоге не имеет; следит за здоровьем, нормально питается, но все равно часто болеет; знает, что пить (курить, употреблять наркотики, объедаться и т.п.) вредно, и все равно делает это в подсознательном стремлении к смерти. Не надо считать, что это «случайность, бывает». За каждой такой случайностью стоит серьёзная системная подоплёка. Если чувства, которые Вы испытываете, по силе своего проявления не соответствуют реальной ситуации (например: необоснованные страх, ревность, тоска, уныние и т.п.) — скорее всего, существует переплетение с кем-то, и это чувства из системы, не Ваши чувства. Они были вполне адекватны какой-то ситуации когда-то в прошлом.

Читать еще:  Для чего нужны ухаживающие жидкости

Запрос на расстановку

– это краткая формулировка проблемы, которая волнует клиента. Обычно это несколько фраз, которые описывают существующую ситуацию и проявляют желание клиента что-то изменить в этой ситуации. Большинство людей знают то, чего они не хотят, и затрудняются сформулировать то, чего они хотят. Очень важно при озвучивании запроса выяснить то, чего действительно хочет душа клиента.

Расстановщик может помочь клиенту осознать и правильно сформулировать запрос на расстановку. Важно, чтобы клиент готов был посмотреть на свою проблему и желал сам что-то изменить, чтобы разрешить ее. А расстановка позволяет клиенту увидеть и осознать, что именно ему нужно изменить и показывает ему путь решения. Зная путь, некоторые идут по нему, а некоторые – нет. Это уже ответственность самого клиента за сделанный им выбор.

Основным критерием запроса является серьёзная мотивация. Метод не является гаданием, и действовать из любопытства недопустимо. Как и предъявлять запросы, не имеющие какого-либо отношения к Вам — в таких случаях ведущий в расстановке отказывает.

Расстановка может работать с любыми проблемами, возникающими на нашем жизненном пути. Любую ситуацию можно расставить и посмотреть на то, что происходит.

ðУказанием на необходимость проведения расстановки являются следующие признаки:

  • неустроенные партнёрские отношения, в том числе супружеские;
  • бесплодие/бездетность;
  • тяжелые заболевания и психосоматика;
  • проблемы с родителями, детьми;
  • психологические травмы и несчастные случаи;
  • проблемы близости/дистанции, страхи, фобии;
  • чувства безнадежности, пессимизма, депрессии, необъяснимые с точки зрения реальной жизни;
  • наличие в семье родственников с тяжелой судьбой (рано умершие члены семьи, аборты, самоубийства, психозы и т. д.).

ðМетод семейных расстановок, например, применяют для решения таких проблем:

  • наличие повторяющихся сценариев;
  • сложности в семейных отношениях (инвалидность, жестокое обращение с детьми, судимость, инцест, тяжёлая болезнь, алкоголизм, наркомания и др.);
  • конфликтные отношения в семейных парах;
  • нарушения в существующей иерархии семейных отношений;
  • конфликтные и напряжённые отношения между детьми и родителями, принятие родителей;
  • сложности в отношениях с приёмными детьми;
  • «любовные треугольники»;
  • работа с чувствами (гнев, тревога, страх, вина, обида и пр.), в том числе перенятыми от других людей;
  • тяжелый «рок», передающийся из поколения в поколение;
  • проблема абортов, конфликтные ситуации в семьях, связанные с абортами;
  • намерения человека покончить с жизнью и влияние попыток суицида на семью;
  • ранний уход близкого человека.

Формы участия в группе

Участие в других расстановках, может быть также важно, как и своя собственная. И некоторым людям, такое участие, приносит лучшее заживление и исцеление, и глубокое изменение в отношении к жизни.

Посмотрев в качестве наблюдателя за расстановкой и, возможно, побывав в роли заместителя в какой-нибудь из них, Вам станет понятно — хотите ли Вы сделать собственную расстановку.

Метод расстановки: процесс.

Клиент кратко озвучивает расстановщику свой запрос, т.е. проблему, которая его волнует. Расстановщик предлагает клиенту выбрать из присутствующих участников тех людей, которые могут быть заместителями, т.е. которые могут выполнить ту или иную роль, необходимую для рассмотрения в расстановке озвученной клиентом проблемы. Рекомендуется выбирать заместителей сердцем, а не мозгами. При размещении заместителя клиенту рекомендуется положить свои руки ему на плечи, назвать роль, которую заместитель будет представлять в расстановке, затем не спеша, сохраняя состояние сосредоточенности, поставить заместителя на место, которое он, по его мнению, должен занимать в пространстве расстановки. Спустя немного времени заместители начинают испытывать какие-то чувства, которые испытывает реальный человек, которого они замещают. Часто у них мимика, жесты и речь становятся такими же, как у реального прототипа, у них могут проявляться те же симптомы и те же отношения, которые есть у их прототипа. Это происходит независимо от того, знает ли заместитель того человека, которого замещает, или вообще никогда о нем ничего не слышал и пришел на расстановку впервые. Этот феномен был назван «заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информация — полем. Есть предположение о том, что существует некоторое «знающее» информационное поле – своеобразный банк данных — в котором хранится вся информация о прошлом, настоящем, и будущем. В ходе расстановки заместители просто считывают из этого поля необходимую информацию. Об изменениях своего состояния заместители сообщают расстановщику. К изменениям состояния заместителей можно отнести, например, желание закрыть глаза, или желание постоянно смотреть в пол, появление ощущения тяжести или, напротив, чрезмерной легкости, участившееся сердцебиение, смену настроения, резкий переход от ощущения счастья к ярости и т.п. Желательно, чтобы заместители внимательно вчувствовались и прислушивались к тем словам, которые предлагает им сказать терапевт, и проверяли их соответствие действительности, или могли бы найти слова, которые они сами хотели бы сказать клиенту или другим заместителям.

Важно, чтобы участники расстановки концентрировались исключительно на процессе расстановки и своих ощущениях, а не на своих внешних образах и догадках.

Феномен расстановки заключается в том, что она показывает то, что реально происходит в душе у человека, и проявляет те динамики, которые присутствуют и в системе клиента. После того, как ситуация некоторым образом проявилась, расстановщик выбирает тот или иной путь взаимодействия с системой клиента. Во многих случаях запрос удается разрешить. И, в большинстве случаев, не только расстановщик, но и клиент, и участники расстановки со стороны видят динамику, которая действует в системе клиента, и могут осознать ее.

Результат

Эффективность расстановки зависит от многих факторов – это и профессионализм расстановщика, и готовность души клиента посмотреть на причину существующей у него проблемы, и готовность его к решению проблемы и изменениям. Система каждого человека открывается по-разному — настолько, насколько и она, и душа клиента, готовы впустить в себя приходящий извне процесс.

Тем не менее действующими психологами-практиками этот метод признан как эффективный для решения жизненных ситуаций: в 70% причиной многих психологических проблем и заболеваний является нарушение семейных связей и семейной истории.

Расстановка предоставит вам возможность увидеть и изменить влияние, оказываемое семейными переплетениями на вас и членов вашей семьи, при этом не требуя присутствия всех членов семьи, позволит быстро выявить проблемные места, скрытые динамики в человеческих отношениях. Расстановка помогает обнаружить и распутать клубки проблем, охватывающие многие поколения, мешающие обретению счастья и любви.

Решения, найденные в расстановках, высвобождают мощные силы, которые становятся ресурсом для желаемых изменений, что позволяет заложить хороший фундамент вашего будущего.

Мифы о расстановках

Системные расстановки, являясь достаточно молодым методом, тем не менее успели обрасти множеством мифов. Вот самые распространенные:

Миф 1: Расстановки легко и сразу решают любую проблему.

Благодаря этому мифу расстановочная работа воспринимается некоторыми клиентами как вид магической практики: есть «запрос», потом расстановочное волшебство и – результат на тарелочке. На самом деле на расстановке станет понятно, что происходит на более глубоком (системном) уровне, какие есть возможности развития этой ситуации. Мы входим в расстановку с готовностью УВИДЕТЬ БОЛЬШЕ, чем обычно. Или увидеть ПО-ДРУГОМУ.

Читать еще:  Как красиво накрасить маленькие глаза

Миф 2: В расстановках проблемы чужой роли «прилипнут» к тебе.

В расстановке, которая происходит в группе, участники группы выступают в качестве заместителей элементов системы клиента. Маловероятно, что на вас могут «налипнуть» чужие проблемы, не имеющие к вам ни малейшего отношения. Если уж налипло, то приходится признать, что это – и про вас тоже…

Миф 3: Качественная расстановка должна заканчиваться «хорошим решением».

Качественная расстановка – это расстановка, в которой позволено проявиться тому, что есть. Целительная сила расстановки заключается в том, что мы берем обратно то, что было ранее отвергнуто, исключено. И от этого все чувствуют себя лучше. Нет ничего плохого в хорошем решении, когда оно приходит. Но стремление непременно «привести» расстановку к какому-то определенному финалу сужает ее возможности, лишает ее энергии. Как ни странно, отсутствие «хорошего решения» – самое сильное решение. После этого возможно повернуться к своей собственной жизни.

Миф 4: Заместителям в расстановке нельзя доверять – они выдают свои проекции.

Заместитель в расстановке работает наподобие радиопередатчика – «ловит волну» из информационного поля и транслирует ее.

Описан ряд случаев, когда клиенты делали расстановку одной и той же ситуации в разных группах, и РАЗНЫЕ заместители в расстановке показывали ОДНО И ТО ЖЕ. Это подтверждает, что заместители в расстановке опираются не на свой ЛИЧНЫЙ опыт/соображения/проекции, а на некий внешний источник информации. В общем и целом практически любой человек может достаточно точно быть заместителем на любой роли.

HelperLife

Метод мозговой атаки (brainstorm, брейнсторминг) — один из наиболее эффективных методов в ситуации отсутствия свежих и неизбитых решений. Он помогает найти оригинальные идеи и задействовать ресурс коллектива по максимуму.

Содержание

В чем суть метода

Суть мозгового штурма (брейнсторминга) состоит в творческом споре специалистов относительно определённой проблемы. Личный контакт и рассмотрение проблемы с разных точек зрения помогает найти свежие идеи. Для применения метода традиционно необходимы две группы специалистов. Первая группа выдвигает идеи, вторая – анализирует их. Также распространённым является вариант применения метода, при котором и выдвижение идей, и их анализ проводится одной и той же группой.

Основополагающие правила метода мозгового штурма

Одним из основных принципов применения метода мозгового штурма является принцип разнообразия привлекаемых экспертов. Различия между привлекаемыми участниками позволяет привнести те самые разные точки зрения на проблему, которые и необходимы для поиска решения. Мозговой штурм в «чистом виде» предполагает привлечение людей разных профессий. Однако в крупных компаниях обычно привлекаются для атаки сотрудники одного департамента (отдела/подразделения), которые занимаются разными направлениями работы. Хорошие результаты также показывает привлечение 1-2 членов группы, которые абсолютно не ориентируются в рассматриваемом вопросе (имеют только общее представление).
Исследования показали, что эффективность применения метода существенно снижается, если в группе присутствует один самый сильный член, который доминирует. Авторитет лидера напрямую влияет на позицию других членов группы и уменьшает количество получаемых тезисов.
Общие правила мозгового штурма:

  • поддержание высказываемых мыслей других участников группы
  • генерирование как можно большего количества идей
  • написание заголовков
  • иллюстрирование
  • масштабное мышление
  • неспешное принятие решения

Принцип написания заголовков предусматривает выражение концепции максимум в 6 словах. Это даёт возможность сделать мысль «концентрированной», легко применяемой. Иллюстрирование идей помогает выразить их суть (иногда рисунок справляется с эти лучше, чем слова). Необходимо учитывать, что иллюстрирование и написание заголовков не является обязательным для всех решений.

Этапы мозгового штурма

Можно выделить два основных этапа брейнсторминга:

  • генерация идей
  • практический анализ

Главной задачей первого этапа является сбор как можно большего количества вариантов решения проблемы. Все идеи отображаются на специальных карточках (записи проводятся непосредственно участниками или специальным членом группы). На втором этапе карточки сортируются и анализируются группой. Также во время выдвижения идей можно проводить аудиозапись, которая на втором этапе прослушивается и анализируется. Результатом проведения мозговой атаки является передача идей ответственным сотрудникам для воплощения их в жизнь.

Важно. Результат проведённой мозговой атаки должен обязательно воплотиться в так называемый прототип. Затягивание с созданием прототипа может привести к потере актуальности полученными идеями.

Примеры грамотного проведения мозгового штурма

Применение мозгового штурма зависит напрямую от масштаба группы, которой необходимо провести совещание и конечной цели. В группу обязательно должны входить специалисты, которые знакомы с техничкой проведения такого совещания.
Если говорить о методе мозгового штурма, пример правильного его применения может поэтапно может выглядеть так:

  • формирование проблемы (задачи/необходимости в поиске решения)
  • формирование списков участников группы
  • рассылка короткого содержания встречи и поставленной задачи всем участникам (рассылка «брифа»)
  • подготовка расходных материалов (мел, доска, листы бумаги, стикеры)
  • назначение ведущего
  • назначение секретаря (если избран метод фиксирования идей именно секретарём)
  • определение продолжительности первого этапа
  • постановка задачи
  • фиксирование идей
  • передача идей второй группе на обработку
  • выделение лучших идей
  • формирование «прототипа»

Такой приблизительный план помогает участникам быть готовыми к встрече (а, значит, более эффективными) и сделать её максимально результативной. Модератор (ведущий) встречи обязан деликатно курировать процесс. На практике возможна ситуация, в которой сотрудники, которые ниже по званию или должности, не выражают мысли в присутствии директора. В таком случае модератор должен аккуратно привлекать всех участников.

Как выбирать вопросы для обсуждения: нужны ли шаблоны

Вопросы мозгового штурма должны быть сформированы его организатором ещё до начала. Ориентировочный перечень необходимо рассылать участникам собрания предварительно (для подготовки). Необходимо, однако, помнить, что суть техники – в свободном потоке мыслей. Поэтому план и вопросы должны быть приблизительными.

Экскурс в метод обратной мозговой атаки

Обратная мозговая атака предусматривает процесс выявления недостатков процесса или предмета. Обратный брейнсторминг предусматривает ответ не на вопрос «Что делать?», а ответ на вопрос «Чего делать не нужно?». Применение этой технологии является таким же эффективным, как и обычный brainstorm.

Как провести мозговой штурм видео

Видео-тренинги по проведению совещаний в форме brainstorm можно найти на многих образовательных ресурсах. Особенный интерес для любителей этой техники представляют примеры, наведённые сотрудниками компании Google. Некоторые бизнес-тренера считают brainstorm неэффективным по причине возможного ухода мыслей в другом направлении. Однако для поиска решения в сложной ситуации техника может быть достаточно эффективна.

Методы исследования, как они есть

Любое научное исследование – индивидуально. Это творческий процесс, в котором фантазия, опираясь на факты и достижения, приводит к новому открытию. Несмотря на индивидуальный творческий подход, любое научное исследование проводится с применением общей методологии. В этой статье вы узнаете, что такое методы исследования.

Что такое научное исследование

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Структура научного знания по В.С. Ледневу

Научное исследование можно определить как целенаправленное познание. Проводить исследование – значит изучать, познавать закономерности, систематизируя факты.

Научное исследование обладает рядом отличительных признаков: наличие четкой сформулированной цели; стремление к открытию неизвестного; систематичность процесса и результатов; обоснование и верификация полученных выводов и обобщений.

Следует отличать научное и обыденное познание. Научное познание в отличие от обыденного предполагает использование особых методов исследования. В связи с этим возникает необходимость постоянного поиска новых методов для изучения неисследованных объектов.

Читать еще:  Ангиопатия сетчатки глаза у детей

Что такое методы исследования

Методы исследования – это способы достижения цели в научной работе. Наука, занимающаяся изучением данных методов называется “Методология”.

Любая деятельность человека зависит не только от объекта (на что направлена) и действующего лица (субъекта), но и от того, каким образом она осуществляется, какие средства и способы применяются. В этом и заключается суть метода.

В переводе с греческого языка «метод» означает «способ познания». Правильно выбранный метод способствует более быстрому и точному достижению цели, служит особым компасом, который помогает исследователю избежать большинства ошибок, прокладывая свой путь.

Отличие метода от методики и методологии

Очень часто происходит путаница в понятиях метода и методики. Методика представляет собой систему способов познания. Например, при проведении социологического исследования, могут сочетаться количественные и качественные методы. Вся совокупность этих методов будет представлять собой методику исследования.

Понятие методики близко по значению к процедуре исследования, его последовательности, алгоритму. Без качественной методики даже верно подобранный метод не даст хорошего результата.

Если методика – это способ воплощения метода, то методология – это учение о методах. В широком смысле методология представляет собой

Классификация методов научного исследования

Все методы научного исследования подразделяются на несколько уровней.

Философские методы

Наиболее известными среди них являются древнейшие методы: диалектический и метафизический. Кроме них к философским методам относятся феноменологический, герменевтический, интуитивный, аналитический, эклектический, догматический, софистический и другие.

Общенаучные методы

Анализ процесса познания позволяет выделить методы, на которых строится не только научное, но и любое повседневное человеческое познание. К ним относятся методы теоретического уровня:

  1. Анализ – расчленение единого целого на отдельные части, стороны и свойства для дальнейшего их детального изучения.
  2. Синтез – соединение отдельных частей в единое целое.
  3. Абстрагирование – мысленное выделение каких-либо существенных свойств рассматриваемого предмета при одновременном отвлечении от ряда других присущих ему признаков.
  4. Обобщение – установление объединяющего свойства предметов.
  5. Индукция – способ построения общего вывода на основе известных отдельных фактов.

Примеры методов исследования

Например, изучая свойства определенных жидкостей, выявляют, что им присуще свойство упругости. Опираясь на тот факт, что вода и спирт – это жидкости, делают заключение, что все жидкости обладают свойством упругости.

Дедукция – способ построения частного вывода, опираясь на общее суждение.

Например, известно два факта: 1) все металлы обладают свойством электропроводности; 2) медь – металл. Можно сделать вывод о том, что медь обладает свойством электропроводности.

Аналогия – такой метод познания, при котором знание ряда общих признаков для объектов позволяет сделать вывод об их сходстве и по другим признакам.

Например, науке известно, что свету присущи такие свойства как интерференция и дифракция. Кроме этого ранее были установлено, что звук обладает этими же свойствами и связано этого с его волновой природой. На основе этой аналогии был сделан вывод о волновой природе света (по аналогии со звуком).

Моделирование – создание модели (копии) объекта изучения с целью его исследования.

Помимо методов теоретического уровня, выделяют методы эмпирического уровня.

Классификация общенаучных методов

Методы эмпирического уровня

МетодОпределениеПример
НаблюдениеИсследование, опирающееся на органы чувств; восприятие явленийС целью изучения одной из стадий развития детей Ж.Пиаже наблюдал за манипулятивными играми детей с определенными игрушками. На основе наблюдения им был сделан вывод о том, что способность ребенка составлять предметы друг в друга возникает позже, чем необходимые для этого моторные навыки.
ОписаниеФиксация сведенийАнтрополог записывает все факты з жизни племени, не оказывая никакого влияния на него
ИзмерениеСравнение по общим признакамОпределение температуры тела с помощью термометра; определение веса с помощью уравновешивания гирь на рычажных весах; определение расстояния с помощью радиолокатора
ЭкспериментИсследование, основанное на наблюдении в условиях, созданных специально для этогоНа оживленной городской улице останавливались группы людей в различных количествах (2,3,4,5,6 и т.д. человек) и смотрели вверх. Рядом останавливались прохожие и также начинали смотреть вверх. Выяснилось, что процент присоединившихся значительно возрастал при достижении экспериментальной группы 5 человек.
СравнениеИсследование, основанное на изучении сходств и различий предметов; сопоставление одного предмета с другимСопоставление экономических показателей базового года с прошедшим, на основе чего делается вывод об экономических тенденциях

Методы теоретического уровня

МетодОпределениеПример
ФормализацияРаскрытие сущности процессов за счет их отображения в знаково-символическом видеМоделирование полета на основе знаний основных характеристик летательного аппарата
АксиоматизацияПрименение аксиом для построения теорийГеометрия Эвклида
Гипотетико-дедуктивныйСоздание системы гипотез и выведение из этого заключенийОткрытие планеты Нептун было основано на выдвижении нескольких гипотез. В результате их анализа было сделано заключение, что Уран не является последней планетой солнечной системы. Теоретическое обоснование нахождения новой планеты в определенном месте, подтвердилось затем эмпирическим путем

Конкретно-научные (специальные) методы

В любой научной дисциплине применяется совокупность определенных методов, относящихся к различным «уровням» методологии. Привязать какой-либо метод к определенной дисциплине довольно сложно. Тем не менее, каждая дисциплина опирается на ряд методов. Приведем некоторые из них.

  • генеалогический – изучение наследственности, составление родословных;
  • исторический – определение взаимосвязи между явлениями, которые имели место на протяжение долгого времени (миллиарды лет);
  • биохимический – изучение химических процессов организма и др.
  • историко-правовой – получение знаний о юридической практике, законодательстве в разные периоды времени;
  • сравнительно-правовой – поиск и изучение сходств и различий между государственно-правовыми институтами стран;
  • правосоциологический метод – исследование действительности в области государства и права с применением анкетирования, опросов и т.д.

В медицине выделяют три основные группы методов исследования организма:

  • лабораторная диагностика – изучение свойств и состава биологических жидкостей;
  • функциональная диагностика – исследование органов по их проявлениям (механическим, электрическим, звуковым);
  • структурная диагностика – выявление изменений в строении организма.
  • экономический анализ – изучение составных частей изучаемого целого;
  • статистико-экономический метод – анализ и обработка статистических показателей;
  • социологический метод – анкетирование, опрос, интервьюирование и т.д.
  • расчетно-конструктивный, экономическое моделирование и т.д.
  • метод эксперимента – создание таких обстоятельств, которые провоцируют проявление какого-либо психического явления;
  • метод наблюдения – путем организованного восприятия явления объясняют психическое явление;
  • биографический метод, сравнительно-генетический метод и т.д.

Анализ данных эмпирического исследования

Эмпирическое исследование направлено на получение эмпирических данных – данных, полученных путем опыта, практики.

Анализ таких данных происходит в несколько этапов:

  1. Описание данных. На этом этапе описываются обобщенные результаты с помощью показателей и графиков.
  2. Сравнение. Происходит выявление сходств и различий двух выборок.
  3. Изучение зависимостей. Установление взаимозависимостей (корреляционный, регрессионный анализ).
  4. Уменьшение объема. Изучение всех переменных при наличии их в большом количестве, выявление наиболее информативных.
  5. Группировка.

Итоги любого проведенного исследования – анализ и интерпретация данных – оформляются на бумаге. Спектр таких исследовательских работ достаточно широк: контрольные работы, рефераты, доклады, курсовые работы, тезисы, дипломные работы, диссертации, монографии, учебники и т.д. Лишь после всестороннего изучения и оценки полученных выводов, результаты исследований используются на практике.

Вместо заключения

А. М. Новиков и Д. А. Новикова в книге “Методология научного исследования” в методах теоретического и эмпирического исследования выделяет также методы-операции (способ достижения цели) и методы-действия (решение конкретное задачи). Такая конкретизация не случайна. Более жесткая систематизация научного познания увеличивает его эффективность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector