0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем причины возникновения и как выявить

Опасность: суть термина, виды, классификация, признаки и дерево причин опасностей

Опасность – это центральное понятие безопасности жизнедеятельности, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека.

В широком смысле слова опасность – это угроза неблагоприятного (негативного) воздействия чего-либо на какой-то объект (организм, устройство, организацию), которое может придать ему нежелательные качества и динамику развития, ухудшить его свойства, результаты функционирования.

Угроза понимается как синоним слова «опасность», но более конкретная и непосредственная форма опасности причинения ущерба. Разница в том, что опасность может присутствовать, но не угрожать непосредственно. Например, ружье на стене – только потенциальная опасность, а в руках нападающего – уже конкретная угроза, непосредственная реальная опасность.

Термин «угроза» позволяет более точно обозначить стадию перехода от возможной (потенциальной) опасности и наличия опасных факторов к возникновению реальной опасной ситуации, когда эти факторы накапливаются до критического уровня и готовы начать оказывать свое непосредственное неблагоприятное действие на человека, машину или иной объект.

Признаки

Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа. Данное определение опасности в безопасности жизнедеятельности поглощает существующие стандартные понятия (опасные и вредные производственные факторы), являясь более объемным, учитывающим все формы деятельности.

Опасность хранят в себе все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Опасности носят потенциальный характер. Актуализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами. Опасность — понятие относительное.

Признаками, определяющими опасность, являются:

  • угроза жизни и здоровью живых объектов;
  • возможность нанесения ущерба здоровью и окружающей среде;
  • возможность нарушения условий нормального функционирования организма человека и экологических систем.

Классификация

Табличка с надписью: “Опасно! Впереди скалы. Держись подальше”.

По происхождению опасности бывают: природные, техногенные, экологические, социальные, биологические, антропогенные.

По локализации: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.

По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.д.

По приносимому ущербу: социальные, технические, экологические, экономические.

По сфере проявления: бытовые, спортивные, производственные, дорожно-транспортные, военные.

По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.

По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные.

К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек (например, острые предметы). Активными являются опасности, несущие различные виды энергии (физическую, химическую, биологическую, психическую), например, ионизирующая радиация, химически опасные вещества, микробы и вирусы и т.д.

По времени проявления: импульсивные (быстро развивающиеся), например, взрыв, обвал, захват, теракт, и кумулятивные (медленно развивающиеся), например, вибрация, которая при длительном действии может привести к развитию вибрационной болезни.

Источники и причины

Источники формирования опасности:

  • сам человек, его деятельность, средства труда;
  • окружающая среда;
  • явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека и окружающей среды.

Опасность не возникает ниоткуда, она порождается возникновением, накоплением и действием негативных факторов (разрушающих, отвлекающих, блокирующих, старящих и иных) для данного объекта. Для того чтобы оценить содержание какой-либо опасности или угрозы, необходимо выявить и проанализировать факторы, их вызывающие. Например, для оценки опасности криминализации группы учащихся необходимо выявить неблагоприятные факторы, влияющие на группу: бесконтрольность, безволие, безответственность, незанятость, дурной пример, подстрекательство и пр.

Опасный фактор – это неблагоприятный природный, социальный, техногенный или смешанный процесс (явление, предмет, вещество), воздействие которого угрожает или может угрожать жизни и здоровью людей, их среде обитания, имуществу, правам и интересам.

Опасный фактор может быть внешний, внутренний, скрытый, явный; он может быть уменьшен, увеличен, предотвращен, устранен, блокирован и т.д. Накопление внешних и внутренних опасных факторов повышает степень опасности и формирует развитие опасной и даже чрезвычайной ситуации. Опасные факторы есть везде и всегда, но не все из них реально действуют (ружье на стене, змея в лесу).

Воздействие опасного фактора на какой-либо объект может придать ему нежелательные качества и динамику развития, ухудшить его свойства, результаты функционирования.

В социальном плане опасный фактор – это такое неблагоприятное явление в человеческих отношениях, воздействие которого угрожает или может угрожать жизни и здоровью людей, их среде обитания, имуществу, правам и интересам.

Уровень опасности или угрозы зависит от количества и силы действия опасных факторов, имеющихся в данный момент времени для данного объекта. Чем их больше, тем скорее опасность перерастает в угрозу и опасную ситуацию. Уровень опасности или безопасности может служить «индикатором» признаков устойчивого развития социальной системы, а процессу обеспечения безопасности — роль одного из механизмов управления социальной системой, нацеленной на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения при соблюдении требований безопасности человека и окружающей его среды.

Опасная ситуация – совокупность уже действующих неблагоприятных факторов, вызывающих нарушение нормального функционирования и развития данной системы, любая неблагоприятная обстановка, в которой уже реально действуют опасные факторы. Накопление опасных факторов предваряет зарождение любой опасной ситуации, и предшествуют возникновению всех видов происшествий, аварий, катастроф и ЧС. При правильном поведении и принятии необходимых защитных мер опасная ситуация может благополучно разрешиться без последствий, и не перерасти в происшествие, аварию, катастрофу, экстремальную или чрезвычайную ситуацию.

Процесс появления, накопления и воздействия опасных факторов, их развития в опасные ситуации имеет определенные этапы (стадии).

Накопление опасных факторов и их перерастание в опасные ситуации и далее в ЧС можно условно представить следующим образом:

ОФ + ОФ → Опасность → Опасная ситуация → Экстремальная ситуация → ЧС

Воздействие какой-либо опасности на человека, машину или иной объект можно рассматривать в статике и в динамике.

В статике рассматривают и анализируют:

  • объект, подвергающийся опасному воздействию, и его элементы;
  • источники и факторы опасности;
  • цели, векторы, причины воздействия на объект;
  • средства, которыми источник опасности может воздействовать на объект;
  • элементы системы безопасности объекта;
  • результаты и последствия этого воздействия.

Рис. 1. Взаимосвязи между базовыми понятиями курса безопасности жизнедеятельности

В динамике изучают:

  • механизм воздействия источника и факторов опасности на объект;
  • стадии (этапы) развития опасной ситуации до ее завершения;
  • взаимодействие элементов систем безопасности объекта при обеспечении безопасности;
  • поведение объекта на разных стадиях опасной ситуации.

На рис. 1 представлены взаимосвязи между базовыми понятиями курса безопасности жизнедеятельности.

Дерево причин опасностей

Графическое изображение таких зависимостей между реализованными опасностями и причинами принято называть «деревьями причин опасностей» по сходству с ветвящимися деревьями. В строящихся деревьях, как правило, имеются ветви причин и ветви опасностей, что полностью отражает диалектический характер причинно-следственных связей. В зарубежной литературе, посвященной анализу безопасности объектов, используются такие термины, как «дерево причин», «дерево отказов», «дерево опасностей», «дерево событий».

Построение «деревьев» целей, задач, связей факторов является эффективной процедурой выявления причин различных нежелательных событий (аварий, травм, пожаров, дорожно-транспортных происшествий и т.д.). Многоэтапный процесс ветвления «дерева» требует введения ограничений с целью определения его пределов. Эти ограничения целиком зависят от целей исследования. В общем, границы ветвления определяются логической целесообразностью получения новых ветвей.

Рис. 2. Дерево отказов в системе «человек – машина»

Логические операции при анализе безопасности систем принято обозначать соответствующими знаками (рис. 2): прямоугольник – рассматриваемое событие (основное); круг – исходное событие (первоначальное); ромб –неопределенное или несущественное событие; треугольник «и» – вентиль, обозначающий образование одного выходного события из двух-трех входных событий, появляющихся одновременно; треугольник «или» – вентиль, обозначающий образование одного выходного события из одного или нескольких исходных, возникающих не одновременно.

Головное событие (несчастный случай) образуется из двух основных событий через вентиль «и», а именно: опасного отказа машины, т.е. возникновения опасной зоны на рабочем месте (выброс сливной стружки, отказ блокировочных средств и т.д.); опасной ошибки (отказа) человека, т.е. появления его в опасной зоне вследствие неоправданных действий, неточностей, допущенных самим потерпевшим или другим работником (или одновременно обоими).

Каждое из основных событий (отказов, причин) является следствием одного или нескольких других событий. Построение «дерева отказов» и его анализ завершают, когда устанавливают первоначальное событие – отказ – как исходные причинные факторы несчастного случая или на таком уровне, где дальнейший анализ невозможен по каким-либо причинам.

Читать еще:  11 ответов на вопросы о слезах и плаче

Анализ безопасности может осуществляться априорно или апостериорно, т.е. до или после нежелательного события. В обоих случаях используемый метод может быть прямым и обратным. Априорный и апостериорный анализы дополняют друг друга. Прямой метод анализа состоит в изучении причин, чтобы предвидеть последствия. При обратном методе анализируются последствия, чтобы определить причины, т.е. анализ начинается с венчающего события. Конечная цель всегда одна — предотвращение нежелательных событий. Имея вероятность и частоту возникновения первичных событий, можно, двигаясь снизу вверх, определить вероятность венчающего события.

При анализе проблем безопасности необходимо установить границы анализа системы. Например, обеспечить безопасность выпускного вечера в образовательном учреждении. Если проблема будет чрезмерно сужена, то появляется возможность получения неполных выводов и мероприятий, некоторые опасные ситуации могут остаться без внимания, например, качество пирожных летом, транспортные опасности, наличие пьяных на воде (названы реальные причины травматизма и гибели выпускников). Если рассматриваемая система и ее проблемы описаны слишком широко, то сложно выделить главное, можно увязнуть в мелочах, упустить слабые элементы.

Разделение этих ветвей нецелесообразно, а иногда и невозможно. Поэтому точнее называть полученные в процессе анализа безопасности объектов графические изображения «деревьями причин и опасностей».

При изучении опасностей выделяют три стадии:

Стадия I – предварительный анализ опасности.

Шаг 1. Выявить источники опасности.

Шаг 2. Определить части системы, которые могут вызвать эти опасности.

Шаг 3. Ввести ограничения на анализ, т.е. исключить опасности, которые не будут изучаться.

Стадия II – выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей.

Стадия III – анализ последствий.

Волшебный вопрос, который поможет найти причину любой проблемы

Волшебный вопрос, который поможет найти причину любой проблемы

Часто бывает так, что всевозможные трудности, словно сговорившись, валяться на вашу бедную голову. Жизнь давит на вас со всех сторон, а проблемы наступают по всем фронтам.

В такой непростой момент необходимо сделать паузу и переосмыслить все происходящее. Нужно выдохнуть и найти причину проблем, перешагнув за свои ежедневные рамки и взглянув на все “сверху”.

Легко сказать, но как найти эту причину?

Часто жизненный ритм совершенно не дает шанса для остановки. Попробуем разобраться, где искать ответ на главный вопрос “почему”. Почему вас окружает столько трудностей, как найти истинные причины возникновения проблем и что с обнаруженными причинами делать дальше?

Откуда растут ноги

Закон причины и следствия никто не отменял. А значит, его применение актуально и в решении собственных проблем. Ведь часто для того, чтобы разобраться в той или другой сложившейся ситуации, необходимо проанализировать причины ее возникновения. Отличный способ понять проблематику – ответить на вопрос “почему”. А лучше – сделать это несколько раз, то есть, как в детстве, построить цепочку ответов, каждый из которых сопровождается следующим “почему”.

Процесс определения причин проблем становится не таким трудным заданием, когда в силу вступает метод нескольких “почему”.

Задавая себе главный вопрос “почему”, копая все глубже и глубже к корню собственной проблемы, мы начинаем вырисовывать истинные мотивы происходящего. Как именно?

Предположим, у вас имеется некий неприятный прецедент – вас неоднократно штрафовали за превышение скорости и это стало похоже на зловещую карму, преследующую свою жертву на каждом углу. Как разобраться с задачей и решить ее с помощью рассматриваемого нами метода? На самом деле, легко.

Определение причин проблем с помощью ответов на вопрос “почему”

На базе вышеупомянутого вопроса существует множество успешных методик по анализу трудностей и их незамедлительному решению. К ним можно отнести:

  • Небезызвестную в широких кругах технику “Пять почему” (которая использовалась в производстве известной компании Toyota);
  • “Метод Сократа” (методика в формате диалога между двумя вымышленными индивидуумами);
  • “Диаграмму Исикавы” (причинно-следственная диаграмма), а также массу остальных подобных методик.

Различия между ними, безусловно, имеются, но суть остается единой – это выявление причинно-следственных связей, которые могут скрываться в той или иной человеческой проблеме. И фигурирует везде один главный вопрос – “почему”.

Поиск решения проблемы со штрафами в рамках рассматриваемого метода нескольких “почему” будет выглядеть следующим образом:

1. Берем листок бумаги, карандаш или ручку и записываем следующее предложение: “Сегодня я был оштрафован, когда ехал на работу”.
2. Далее задаем сами себе вопрос: “Почему?”.
3. Ниже записываем на него ответ. К примеру: “Я слишком поздно проснулся”.
4. Снова спрашиваем себя: “Почему?”.
5. Находим ответ: “Потому что не сработал будильник”.
6. И вновь: “Почему?”.
7. “Потому что я забыл поменять в часах севшие батарейки на новые”.

Таким образом, вы спокойно находите причину проблем и приходите к искомому ранее результату: оказывается, что всему виной старые батарейки, которые дано уже следовало заменить. Стало ясно, что решить проблему регулярных опозданий, а также штрафов, можно всего лишь простой и доступной заменой батареек в будильнике. Конечно же, это всего лишь упрощенный пример, но в нем кроется алгоритм, способный качественно изменить вашу жизнь к лучшему, внеся в нее щепотку целительного анализа происходящих событий.

Суть вопроса “Почему”

Причины возникновения проблем разнообразны, как и сами проблемы. Пресловутые “почему”, конечно же, помогают найти “проблемные причины”, но таковой метод ответов на вопросы – это лишь крохотная крупица чего-то более глобального. Суть решения любых неурядиц кроется в самом подходе к процессу решения – в выстраивании правильной причинно-следственной связи.

Именно с ее помощью можно взять всего один небольшой негативный симптом, который у вас имеется (к примеру – подавленное настроение каждым вечером буднего дня), и выстроить цепочку, ведущую к глобальной причине. Многократно отвечая на вопрос “почему?” вы можете проследить связь между плохим подавленным настроением и, скажем, неурядицами на работе. Далее – между рабочими неурядицами и регулярным недосыпом. Далее – между недосыпом и, к примеру, долгим просиживанием по вечерам у компьютера. Так можно докопаться до истины и устранить зерно любого беспокойства, “выкорчевав” тем самым множество смежных проблем. А записывая или зарисовывая ход своих мыслей на бумаге, вы сможете все наглядно увидеть и проанализировать.

Владея методикой выстраивания логических цепочек и правильных ответов на конкретный вопрос “почему”, можно избавиться от ряда проблема и сделать свою жизнь понятной, построенной по прозрачным и ясным схемам. Берите на вооружение и меняйтесь.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПРИЧИНУ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Древние считали, что болезнь — это разговор Бога с Человеком. Болезнь дается, когда человек поступает неправильно, пренебрегая законами Космоса, законами Бога, идет не своей дорогой, не о том мыслит или мечтает, не тем занимается. Можно найти источник своей болезни, излечиться, а затем, постараться жить правильно, чтобы не болеть.

Поиск причины включает в себя несколько разнообразных приемов. Когда человек знает, за что дается данная болезнь, спектр поиска заметно сужается, а если причина неизвестна, то первое, что нужно сделать — вспомнить и тщательно проанализировать все события, которые произошли с человеком в течение суток перед появлением первых признаков боли или недомогания. Дело в том, что по природным законам наказание настигает человека в течение суток после нарушения им какого-либо закона.

Пример: В пять часов вечера у вас заболело горло.

1 способ:

Вам нужно искать какие-то конфликты с людьми, которые произошли со вчерашнего вечера. Вспомните, кто обижался на вас, кто был чем-то недоволен, возмущен, с кем на разных уровнях происходила борьба, может быть вас кто-то в разговоре резко остановил, а может вы обиделись сами на себя и не дали себе выразиться каким-то образом.

2 способ:

Если ничего обнаружить не удается, можно пробовать следующую технику: сядьте одни в комнате, в спокойном состоянии и мысленно вызовите образы всех людей, с которыми вы сталкивались в течение суток. Каждого мысленно спрашивайте: «Из-за тебя болезни?». Обычно случается, что тот человек, от которого вы получили наказание, вспыхнет ярче, чем остальные на вашем мысленном экране. Тогда спросите его, на что он обиделся, в чем его претензия. Если он не отвечает, постарайтесь сами понять свое нарушение.

Читать еще:  Как заболеть гетерохромией глаз и стоит ли оно того

3 способ:

Предположим, вам не удалось найти причину. Можно мысленно обратиться к своим силам и попросить показать причину во сне. Во сне вы попадете в ситуации, похожие на ту, которая вызвала болезнь, но там нарушение законов будет виднее.

4 способ:

Это один из основных способов, построенный на законе подобия. Очень часто случается, что заболевание по своей форме, внешнему виду, характеру болевых ощущений и области расположения на теле напоминает наше нарушение.

Если у вас заболела голова, то обратите сразу внимание на характер боли. Очень часто он бывает давящим, и это может быть связано с тем, что вы на кого-то оказали психологическое давление и получили сдачу.

Если сердце закололо, то вероятнее всего, вы кого-то «укололи по сердцу».

Язвы желудка и кишечника непосредственно связаны с язвительностью в общении.

Зубная боль связана с критикой, которую образно можно представить так, будто мы кого-то покусываем.

Когда болит горло и имеется кашель, то он часто похож на лай, а разве не похожа на лай та энергия, с которой мы осуждаем своих близких и знакомых, если спорим и что-то доказываем? В русском языке есть выражение, описывающее такое поведение: «лаются, как собаки».

Есть еще один ключ для поиска причин болезней, также построенный на законе подобия. У кого-то заболели коленные суставы. Ставится ключевой вопрос: «Что эта боль мешает человеку делать?». Ответ — она мешает ему ходить и быть гибким. Значит, он сам мешает кому-то идти по жизни своим путем и быть гибким, т. е. свободным в своих желаниях, решениях, выборах.

Точных схем не бывает – слишком многообразна природа человека, есть только направления, а вот уже тонкости и вариации вы можете уловить сами, если не будете включать ум, а воспользуетесь только своими ощущениями.

На физическом уровне к нам возвращается то, что мы делаем сами себе или другим людям психологически и энергетически некорректно. В данном случае рассматривался пример из целительской практики, когда мужчина поучал женщину, как надо поступать в разных ситуациях. Эти поучения носили категоричный, авторитарный характер, у мужчины была большая уверенность в своей правоте и внутренняя гордыня. Женщина, доверяя авторитету мужчины, сначала пыталась сделать так, как он говорил, но потом обнаружила, что это не соответствует ее природе, возмутилась, отбросила его поучения и стала поступать по-своему. Как раз в то время, когда она возмутилась, у мужчины и заболели колени (полиартрит).

Другой пример: у женщины началось сильное раздражение кожи в паховой области. Ставим вопрос: «Что это ей мешает делать?». Мешает заниматься любовью. Значит, она кому-то мешает заниматься любовью? Не так буквально. Попробуем расширить вопрос — эта болячка мешает ей в каком-то смысле быть женщиной. Значит — она мешает кому-то подобным образом. Вскоре, из дальнейшего разговора, выясняется, что недавно ее муж проявил в общении с ней качества, которые она не может считать мужскими, достойными рыцаря. Его поведение не соответствовало ее представлению о том, каким должен быть мужчина, и она стала обижаться, возмущаться, ее мысли носили презрительный характер: «Фи! Это не по-мужски… Это не мужик!». Муж почувствовал эту энергию и обиделся в свою очередь. Его обида вызвала болезнь у жены т. к. у нее было нарушение — презрение.

Вы можете спросить: «А почему же не болеет муж?». Не знаю, нарушал ли он что-то своими поступками. Ко мне обратилась жена, и фактом является то, что его поведение не соответствовало ее представлениям о мужских качествах, но ведь ее представление сформировано под влиянием среды, где она воспитывалась, а эта среда могла иметь свои законы, не соответствующие природным. Женщина извинилась, осознала ошибки и через день воспаление исчезло.

5 способ:

Можно попросить свои силы подвести к вам людей, у которых есть такое же нарушение, как у вас. Со стороны нарушения виднее, они бросаются в глаза, а особенно если направлены на вас. Попросите, чтобы вас столкнули с такими людьми в течение какого-то срока, например недели. Эту неделю нужно быть очень чутким и внимательным ко всему, что будет происходить вокруг. Каждое событие может быть знаком или подсказкой. Если все же в дневной суете вы забылись, то сядьте вечером перед сном, и просмотрите весь день, не было ли у кого-то поведения, похожего на ваше.

6 способ:

Применяется при хронических болезнях, причину которых человек никак не может у себя найти. Попросите свои силы слегка обострять заболевание сразу после, или даже во время ситуации, где вы нарушите закон.

Допустим, у вас язва желудка. Она то чувствуется, то не чувствуется. Это зависит и от поведения, и от питания. Питание на недельку сделайте диетическим, чтобы не было побочных раздражающих факторов. Активно и раскованно общайтесь с людьми, пусть ваша ирония, сарказм, язвительность проявятся сполна. Там, где будет прихватывать боль в желудке — будут ваши причины.

Примеров может быть много, суть не в них, а в том, чтобы вы научились быть в первую очередь чуткими к себе и к окружающим, замечая следствия и причины, быстро могли ориентироваться, исправлять свое отношение, а не сразу бежать в аптеку за таблетками и мазями, усугубляя и «замазывая» причину на более глубокий уровень…

ПРИЧИНЫ возникновения

Причины возникновения государства:

1) Переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2) Разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;

3) Появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) Появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально-классовое расслоение общества.

Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов.

Обычно к ним относятся:

углубленное общественное разделение труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;

возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации. Государство появляется как результат непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев. Данная позиция наиболее полно представлена в марксизме. Государство, – указывал Ленин, – это «машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. – Т. 38. – С. 37).

Немарксистские научные направления не отрицают важного влияния экономических и социально-классовых отношений на формирование государственности, но и не абсолютизируют роли частной собственности и классов. Известно, что в некоторых случаях образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все больше становится надклассовой, общенациональной организацией.

Политическая теория, наряду с классовыми причинами, выделяет и другие причины возникновения государства:

демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории;

антропологические факторы. Представители антропологических концепций считают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека. Еще Аристотель писал, что человек как существо в высшей степени коллективное может реализовать себя только в рамках определенных форм общения. Государство, подобно семье и селению, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития;

психологические, рациональные и эмоциональные факторы. Государство рассматривается здесь как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Эта точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства. По мнению Т. Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Д. Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека, чем традиционные, догосударственной формы общежития.

Читать еще:  Аденоидит код по мкб 10

Очевидно, что реальное государство возникло в ходе длительного естественно-исторического развития общества, а не в результате подписания общественного договора. Но для своего времени договорные концепции государства имели прогрессивное значение, поставив проблемы взаимоотношений личности, общества и государства;

завоевание одних народов другими. Важную роль этому фактору в возникновении государства придавали сторонники теории насилия – Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер и др. По их мнению, государство возникает в результате внешних завоеваний и политического насилия, что усугубляет социальное неравенство, приводит к образованию классов и эксплуатации.

В литературе выделяются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства, – географические, этнические и т.п. Тем самым, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.

ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

1) афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:

а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин—округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);

2) римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

3) древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

4) азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

Процесс возникновения государ­ства это процесс разрастания из поколения в поколение патриархальной семьи. Аристотель считал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

Особенности возникновения права

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда».

Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом). Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммурапи, XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т. е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений. В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд.

Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями:

Значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины. Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга.

Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

Власть – средство функционирования любой социальной общности, отношения, возникающие между властвующим и подвластным, где властвующий диктует свою волю подвластному, направляет его поведение и деятельность. Власть зависит от характера и уровня общественной жизни. Власть свойственна для любой организованной, устойчивой, в той или иной мере целенаправленной общности людей. Важным элементом власти является принуждение.

Власть имеет следующую структуру:

1) субъект власти (в частности, государство, население);

2) объект (на кого именно направлена власть);

3) отношения, возникающие по поводу власти;

4) регламентирующие правила, нормы.

Власть может иметь различные мотивы:

1) привычка подчиняться;

3) убежденность в необходимости повиновения;

4) авторитет властвующего;

6) правовые нормы;

Источниками власти могут быть различные категории, в частности сила, богатство, происхождение, положение в обществе, высокий уровень знаний.

В зависимости от мотивов и источников формируются и виды власти:

1) власть вождя (рода, племени);

2) государственная (политическая) власть;

3) экономическая власть;

4) церковная власть;

5) социальная власть;

6) родительская власть и др.

Социальная власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц.

Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть – это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии.

Характерные признаки государственной власти:

1) публичность – распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления;

2) универсальность – этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни;

3) верховенство – обозначает свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны;

4) законодательная прерогатива – существование монопольного права на выработку юридических норм;

5) легитимность – соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;

6) легальность – соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции;

7) легальное употребление силы – власти реализуют свою силу с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда, армии, полиции и т. д.);

8) использование системы выплаты налогов;

9) использование государственного принуждения;

10) деление всего населения только по территориальному признаку.

Методы управленческого воздействия государственной власти:

1) метод принуждения (насилия);

2) метод руководства (убеждения).

Государственная власть делится:

1) на законодательную;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9592 — | 7380 — или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector