0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какими причинами обусловлено возникновение зрительных нарушений

3.2. Нарушения зрения и причины их возникновения

Восприятие мира с помощью зрения осуществляется благода- ря сложной системе различных взаимосвязанных структур зри- тельного анализатора, что позволяет человеку ориентироваться в пространстве, воспринимать форму, размер, цвет предметов, ви- деть их на разном расстоянии при различной их освещенности.

В зрительной системе вследствие воздействия неблагоприятных факторов могут возникать различные нарушения. Под зрительны- ми нарушениями (дефектами зрения) подразумевается количествен- ная и качественная характеристика нарушенного зрения на фоне повреждений различных структур зрительного анализатора.

Причины возникновения нарушений в зрительной системе весь- ма разнообразны. По своему происхождению нарушения зрения могут быть врожденно-наследственными и приобретенными. В свою очередь врожденно-наследственные нарушения зрения были обу- словлены причинами наследственного характера (наличием не- благоприятных генетических факторов, хромосомной патологи- ей), но могут быть и детерминированы различными отрицатель- ными воздействиями на плод в период внутриутробного развития и в момент рождения (интоксикацией плода, предродовыми и родовыми травмами, нарушением питания плода и др.).

Приобретенные нарушения зрения могут оказаться следствием перенесенных в постнатальный период интоксикаций, травм, опухолей, инфекционных заболеваний (менингита, энцефалита, гриппа, туберкулеза и др.). Кроме того, значительные нарушения зрения вызываются заболеваниями глаз.

По распространенности причин возникновения нарушений зрения у детей в качестве приоритетного фактора выступает врож- денно-наследственная патология (более 80% случаев), в то время как приобретенные нарушения зрения составляют приблизитель- но 20% случаев.

И то, и другое могут вызывать заболевания прозрачных и пре- ломляющих сред глаза, сетчатки, зрительного нерва, поражения

зрительных зон мозга и т.д. (первичные соматические нарушения), что, в свою очередь, неизбежно приводит к возникновению вто- ричных функциональных отклонений (снижению остроты зрения, сужению или выпадению частей поля зрения, нарушению свето- и цветоощущений). Наличие же вторичных функциональных от- клонений оказывает негативное влияние на развитие ряда психи- ческих процессов, таких, как ощущение, восприятие, представ- ление.

Различают прогрессирующие и непрогрессирующие наруше- ния зрительного анализатора. При прогрессирующих нарушениях (глаукома, миопия, гиперметропия и др.) происходит постепен- ное ухудшение зрительных функций под влиянием патологиче- ского процесса.

К непрогрессирующим нарушениям зрительного анализатора относятся некоторые врожденные его пороки (например, астиг- матизм). Причинами дефектов такого характера могут оказаться последствия некоторых заболеваний и глазных операций.

Дефекты зрения характеризуются как по характеру нарушения (бинокулярный, монокулярный, монокулярно альтернирующий, одновременный), так и по степени потери зрения (слепота, сла- бовидение) и проявляются в виде нарушений различных зритель- ных функций.

К основным зрительным функциям относятся: острота зрения, поле зрения, светоощущение, цветоощущение, бинокулярное зрение, глазодвигательные функции. Каждая из них формирует- ся прижизненно и достигает своего максимального развития к определенному возрасту. Зрительные функции в соответствии с возрастной эволюцией претерпевают бурное развитие в младен- ческом и раннем возрасте, которое продолжается и в дошколь- ном и школьном возрастах (Е.И.Ковалевский, Э.С.Аветисов и др.). Так, например, функция светоощущения достигает своего максимального развития лишь к 20-летнему возрасту (В.В.Вол- ков, А. М. Шамшинова).

Острота зрения, являясь функцией центрального зрения, име- ет огромное значение как для познавательной, так и для практи- ческой деятельности человека, обеспечивая различение форм мел- ких деталей и опознание предметов. Под остротой зрения подра- зумевается способность глаза видеть раздельно две святящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. Ее мерой слу- жит тот минимальный зрительный угол, при котором можно оце- нить еще различимые глазом пространственные величины (В.В.Волков). Острота зрения обозначается десятичной дробью (0,2; 0,3 и т.д.). За нормальный ее показатель принимается спо- собность глаза различать детали объекта под углом зрения, рав- ным одной минуте, что свидетельствует о наличии остроты зре- ния, равной 1,0. Однако минимальной достаточной остротой зре-

ния при работе вдаль принято считать величину 0,8; для чтения газетного шрифта с расстояния 30 см минимальная острота зре- ния составляет 0,5.

Снижение остроты зрения может быть вызвано нарушениями оптического (дефекты оптики глаза: аметропия, помутнение или дистрофические изменения его оптических сред) и сенсорного характера (расстройства механизмов световосприятия и обработки зрительных образов, обусловленные заболеваниями сетчатки, зри- тельного нерва и головного мозга).

Снижение остроты зрения может вызвать слепоту или слабо- видение. Слепота — это отсутствие или снижение зрения, при котором невозможно или значительно ограничено зрительное вос- приятие окружающего. Под слабовидением понимаются разные степени нарушения центрального, периферического и цветового зрения (как в отдельности, так и в их совокупности), затрудняю- щие стабильное качественное получение и обработку зрительной информации, значительно осложняющие познавательную и прак- тическую деятельность человека.

Снижение остроты зрения до слепоты и слабовидения отрица- тельно влияет на процесс узнавания предметов и изображений, на скорость зрительного восприятия, что, в свою очередь, нега- тивно сказывается на формировании предметных и пространствен- ных представлений, развитии образного мышления, регуляции движений, их точности, координации, соразмерности.

Основными клиническими формами слабовидения являются нарушения рефракции, патология хрусталика, глаукома и др. Рас- пространенность слепоты и слабовидения среди населения России в настоящее время довольно велика. Так, по данным Е.С.Либ- ман, Е.В.Шаховой, распространенность слепоты и слабовидения на рубеже XX и XXI вв. составила 28,8 человек на 10 000 предста- вителей взрослого населения. Авторы отметили тенденцию значи- тельного роста зрительных нарушений в детском возрасте.

Поле зрения является функцией периферического зрения и из- меряется в градусах. Под этим понятием подразумевается простран- ство, все точки которого одновременно видны при неподвижном взгляде одним или двумя глазами, что необходимо для ориенти- рования в пространстве и обнаружения предметов. В норме поле зрения двумя глазами (с соотнесением одновременно полученных двух изображений в единый зрительный образ) для белого цвета по горизонтали составляет 180°, а по вертикали — 110°.

Серьезные нарушения поля зрения, которые так же, как и сни- жение остроты зрения, ведут к слепоте и слабовидению, могут быть связаны как с выпадением различных его участков (ското- мы), так и с сужением границ поля зрения (монокулярным или бинокулярным). Эти нарушения, снижая скорость, точность и це- лостность восприятия, создают затруднения как при ориентиров-

ке в большом и малом пространстве, так и при выполнении раз- личных видов деятельности.

Светоощущение, или световая чувствительность, являясь наи- более ранней функцией органа зрения, представляет собой спо- собность зрительной системы различать световые раздражители. Эта способность ребенка воспринимать свет с первых дней жизни оказывает стимулирующее влияние на развитие зрительной сис- темы в целом и служит основой для формирования всех ее функ- ций. Световая чувствительность глаза проявляется в виде абсолют- ной (величина минимального светового раздражения, которое может быть воспринято человеческим глазом) и различительной способности (определение минимальной разницы в яркости двух освещенных объектов). Кроме того, она характеризуется еще све- товой (скоростью приспособления органа зрения к более яркому свету) и темновой адаптацией (приспособлением органа зрения к условиям пониженного освещения). Нарушение светоощущения может сказываться в расстройствах как световой чувствительно- сти, так и в адаптации к условиям освещения. Наиболее часто встречающимся нарушением данной функции является расстрой- ство темновой адаптации (гемералопия, или куриная слепота), выражающееся в полной потере или затруднении ориентации в условиях пониженного освещения.

Под функцией цветоощущения (цветовое зрение) понимается способность воспринимать волновую природу света, т.е. диффе- ренцировать его по длине волн, благодаря чему человек имеет возможность воспринимать не только ахроматические (белый, серый, черный), но и хроматические (цвета спектра) цвета. Вос- приятие всего многоцветия окружающей действительности игра- ет большую роль в познавательной, практической деятельности человека, в развитии эмоциональности, оказывает влияние на его настроение и работоспособность.

Читать еще:  Как быстро убрать отеки под глазами

Нарушение цветоощущения связано с выпадением какого-либо из трех элементов сетчатки, каждый из которых предназначен для восприятия одного из основных цветов (красного, зеленого, си- него), и может проявляться в виде цветоаномалии (различные сочетания цветослепоты и цветоаномальности, монохромозия или дальтонизм) или цветослабости. Нормально развитое зрение по своему характеру является бинокулярным (зрение двумя глазами с одновременным соединением полученных двух изображений в единый зрительный образ) и глубинным (способность различать отдаленность наблюдаемых предметов).

Бинокулярное зрение обеспечивает пространственное, стерео- скопическое восприятие окружающего мира. Кроме того, благо- даря свойству бинокулярности улучшаются другие зрительные функции: острота и поле зрения. Нарушение данной функции выражается в замене бинокулярного зрения на монокулярное (ви-

дение одним глазом), монокулярно альтернирующее (поперемен- ное зрение двумя глазами), одновременное (зрение двумя глаза- ми без слияния изображений в единый зрительный образ). Рас- стройства бинокулярного зрения приводят к возникновению труд- ностей в восприятии формы объемных предметов, в различении форм предметов на расстоянии, в правильном оценивании слож- ных предметных ситуаций и изображений.

Глазодвигательные функции обеспечивают нормальную работу глаз, что проявляется в их подвижности и способности к тонким установкам, необходимым для любого точно действующего опти- ческого прибора, в качестве которого выступает орган зрения. Расстройство этих функций связано с нарушением правильного стояния глаз, возникающим в результате снижения уровня услов- но-рефлекторной координации их движений, и может проявляться как в виде косоглазия (сходящегося, расходящегося, паралити- ческого), так и в виде дефектов подвижности глаз и нистагма (спонтанных колебательных движений глазных яблок). Нарушение глазодвигательных функций обусловливает снижение скорости, точности, дифференцированности зрительного восприятия и спо- собствует возникновению трудностей в определении простран- ственного расположения предметов и в выполнении практичес- ких действий. Косоглазие может привести к изменениям свойств зрения, что может выразиться в замене бинокулярной способно- сти на монокулярно альтернирующее или одновременное зрение.

Нарушение бинокулярного зрения может способствовать воз- никновению амблиопии (снижение остроты зрения без видимой анатомической и рефракционной основы). По происхождению амблиопия может быть врожденной и приобретенной. К приобре- тенным видам относятся: дисбинокулярная (развивается на фоне косоглазия), рефракционная и анизометрическая (характерна при аномалиях рефракции), обскурационная амблиопия (возникает на фоне врожденной или приобретенной катаракты, а также при нарушении прозрачных сред глаза и птозе — опущении века). По степени выраженности амблиопия делится на слабую (острота зрения не ниже 0,4), среднюю (острота зрения 0,3 — 0,2), высо- кую (острота зрения 0,1 — 0,05), очень высокую (острота зрения от 0,04 и ниже).

Причины нарушения зрения

Причины нарушения зрения многочисленны. Ухудшение зрительной функции глаз может быть следствием генетической предрасположенности, а также результатом воздействия каких-либо внешних факторов.

Часто имеет место сочетание нескольких причин, по которым утрачивается или значительно ухудшается зрение, поэтому сложно бывает определить, что именно повлияло на здоровье глаз.

Проблема снижения зрения стоит остро во всем мире, в настоящее время каждый третий житель Земли имеет те или иные глазные заболевания, большинство из которых проявляются уже в детском и подростковом возрасте.

По статистике, если оба родителя имели проблемы со зрением, то вероятность развития того же зрительного нарушения у ребенка очень высока.

Принято различать три основных группы нарушения зрения:

  • рожденные (патологии возникают вследствие неправильного внутриутробного развития);
  • наследственные (заболевания передаются от родителей к детям или через поколение и обусловлены генетической природой);
  • риобретенные (нарушения зрения возникают в течение жизни в результате травм, заболеваний и воздействия неблагоприятных внешних факторов).

Наиболее распространенными офтальмологическими проблемами являются близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия), амблиопия и астигматизм. Данные заболевания могут быть вызваны как одной, так и сочетанием нескольких причин одновременно. Кроме того известно огромное количество других глазных патологий и нарушений.

Факторы, провоцирующие ухудшение зрения:

  • тяжелые физические нагрузки;
  • умственное перенапряжение;
  • длительная и чрезмерная зрительная работа (чтение, работа за компьютером);
  • вредные привычки (курение и алкоголизм);
  • воздействие частых стрессов;
  • неправильное и несбалансированное питание;
  • нарушение гигиены зрения (плохое освещение, зрительные раздражители, чтение и работа в неправильном положении);
  • несоблюдение назначений и рекомендаций офтальмолога (отказ от ношения очков, несоблюдение зрительного режима);
  • инфекционные и воспалительные заболевания глаз (конъюнктивит, кератит, увеит);
  • токсические отравления организма;
  • воздействие яркого света и ультрафиолета;
  • общие хронические заболевания организма (сердечно-сосудистые, инфекционные и аутоиммунные);
  • травмы глаз, лица и черепа;
  • нарушение мозгового кровообращения;
  • возрастные изменения.

Под влиянием на организм вышеперечисленных провоцирующих факторов развиваются такие нарушения оптических функций глаза:

  • неспособность глаза фокусировать четкое изображение на сетчатке;
  • изменение формы и размера глазного яблока, кривизны и толщины роговицы;
  • дистрофические поражения сетчатки, сосудов глаз;
  • нарушение питания и кровообращения органа зрения;
  • помутнение или изменение структуры жидких сред глазного яблока;
  • атрофические и дегенеративные процессы, нарушение нормальной связи глаз с мозгом.

Без должного внимания и лечения подобные изменения могут привести к частичной или полной утрате зрения.

Современная офтальмология и офтальмохирургия имеют в своем арсенале множество средств и методов лечения различных патологий глаз.

На ранних этапах это могут быть профилактические мероприятия, применение специальных средств коррекции и оптических приспособлений, консервативные методы лечения (физиопроцедуры, гимнастика для глаз, витамины и лекарственные препараты), в более тяжелых случаях возможно выполнение хирургических операций и лазерных вмешательств.

Однако, как и в большинстве случаев любых заболеваний, легче предотвратить развитие патологических процессов в глазах, чем их лечить. Именно поэтому офтальмологи настоятельно рекомендуют создавать оптимальные условия для работы, избегать неблагоприятных воздействий и, по возможности, защищать органы зрения от вредных факторов.

Какими причинами обусловлено возникновение зрительных нарушений

В учебнике даны основные сведения о структурах и функциях организма человека в возрастном аспекте. Наряду с описанием анатомо-физиологических особенностей строения органов и систем организма, существующих в норме, в издании представлены их патологические варианты, обуславливающие нарушения сенсорной, моторной и речевой деятельности, знания которых необходимы для педагогов и воспитателей дошкольных и школьных учреждений.

В учебнике отражены: 1) гигиеническая направленность по сохранению и профилактике органов и систем детского организма, 2) необходимость раннего физического и трудового воспитания, 3) раскрыты понятия «здоровья», о которых должен знать педагог для составления программы обучения и воспитания, 4) возможные инфекционные и неинфекционные заболевания, карантины и вакцинация детей, 5) оказание первой помощи детям в случаях чрезвычайных происшествий.

Учебник предназначен для студентов высших и средних педагогических учебных заведений дефектологического профиля, педагогов и воспитателей специализированных и общеобразовательных детских учреждений.

Книга: Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей

Причины возникновения патологии зрительного анализатора

Причины возникновения патологии зрительного анализатора

К ним относятся:

– некоторые генетические расстройства обусловливающие наследственную предрасположенность к возникновению патологии зрительного анализатора;

врожденную патологию (инфекции, интоксикации, травмы, хроническая гипоксия из-за болезни матери);

родовые черепно-мозговые травмы;

– различные инфекции и интоксикации ребенка и взрослого в течение жизни;

перегрузки, чтение при плохом освещении, в лежащем положении, работа с компьютером;

травмы слизистой глаза;

– помутнение хрусталика (катаракта);

– повышение внутриглазного давления (глаукома);

Читать еще:  Как зрение фокусируется вблизи

близорукость и дальнозоркость (рис. 48).

Рис. 48. Ход лучей и положение дальнейшей точки ясного видения (R) в глазу с эмметропией (Е), близорукостью (М) и дальнозоркостью (Н), F – задний главный фокус.

Генетическое происхождение нарушения зрения выявляется в половине случаев детей со злокачественной близорукостью, дегенерацией и отслойкой сетчатки. При наследственных болезнях обмена веществ могут наблюдаться ранние катаракты или другие формы глазной патологии, к которым относятся: аномалии глазного яблока, болезни роговицы, аномалия и помутнение хрусталика, аномалии радужки, дистрофические изменения сетчатки, нистагм.

Врожденная патология, обусловленная инфекциями и интоксикациями, перенесенными плодом в период внутриутробного развития, а также влиянием лекарственных или химических (алкоголь) препаратов и других вредных веществ.

Асфиксия или гипоксия является условным понятием, включающим комплекс биохимических, гемодинамических и клинических проявлений, развивающихся под влиянием остро и подостро протекающей кислородной недостаточности. Внутриутробная гипоксия может быть обусловлена заболеваниями матери и плода. К заболеваниям матери, вызывающих кислородную недостаточность, относят хроническую патологию бронхолегочной системы (воспалительные процессы в носоглотке, в бронхах, в легких), сердечно-сосудистой системы, анемии, инфаркт плаценты. К заболеваниям плода, обусловливающим внутриутробную гипоксию, относят инфекции, интоксикации, тяжелые формы желтухи и др. Асфиксия, возникающая во время родов, связана с длительностью родового периода, сжатием пуповины и другими факторами.

Наряду с поражением нервной системы, внутренних органов, возможны локальные изменения со стороны зрительного анализатора. К ним относятся:

1) изменения придатков глаза;

2) изменения собственно глазного яблока;

3) изменения проводящих и корковых отделов зрительного анализатора.

Изменения придатков глаз, которые выражаются в кровоизлияниях в толщу век и под конъюнктиву, быстро проходящие и на зрение впоследствии не влияют (Л. И. Фильчикова).

Изменения глазного яблока заключаются в кровоизлияниях в сетчатку глаза. Последствия такого кровоизлияния различны. В одних случаях гематома рассасывается и зрение не страдает в раннем детском возрасте, но может пострадать в связи с добавочными факторами: инфекцией, интоксикацией, травмой. В других случаях снижение зрения выявляется с раннего детского возраста.

Изменения коркового и проводникового отделов зрительного анализатора характеризуются своими особенностями. Корковые отделы зрительного анализатора особенно чувствительны к кислородному голоданию, при их поражении возникает корковая слепота, которая характеризуется недостаточной зрительной памятью на лица, предметы или буквы. В связи с различием вариантов возникновения зрительных расстройств корковая слепота может проявляться в разные возрастные периоды. При поражении проводящих путей с одной стороны возникает расстройства типа гемианапсии, когда больной видит только половину окружающей картины. Чтобы увидеть другую часть картины, больной должен повернуть соответственно голову.

Родовая черепно-мозговая травма может проявить себя в повреждении защитного аппарата глаз и глазного яблока, повреждении головного и спинного мозга. Изменения, вызванные повреждением глазного яблока, с возрастом сглаживаются, неврологическая симптоматика может проявлять себя в разные возрастные периоды. Повреждения спинного мозга способны в школьном и дошкольном возрасте привести к зрительным дисфункциям. Так, у детей с родовой травмой шейного отдела позвоночника, чаще регистрируется близорукость. Повреждения головного мозга приводят к церебральным зрительным поражениям, если дегенеративные изменения вещества мозга располагаются в проекции зрительных путей.

Желтуха новорожденных подразделяется на физиологическую и патологическую. Физиологическая желтуха появляется на второй день после рождения и к пятому дню полностью исчезает. Патологическая желтуха новорожденных появляется в первые часы после рождения, резко выражена и сохраняется длительное время. Патологическая желтуха обусловлена разрушением (гемолизом) эритроцитов вследствие иммунологического конфликта между кровью матери и плода по резус-фактору. Выделенный билирубин накапливается в крови новорожденного, во внутренних органах и в головном мозге. При этом могут поражаться зрительные пути, ядра глазодвигательных нервов, приводя к снижению зрения и косоглазию.

Недоношенными называются новорожденные, вес которых менее 2500 г и длина тела 45 см и менее. Недоношенность – это неблагоприятный фон, на котором тяжелее протекают последствия родовой черепно-мозговой травмы и асфиксии, внутриутробные инфекции. Дети, родившиеся недоношенными с массой менее 1500 г, отличаются выраженной близорукостью и косоглазием. Наиболее тяжелая патология зрительного анализатора у недоношенных детей – ретинопатия недоношенных.

Внутриутробные инфекции – это инфекционные заболевания и процессы, которые вызывают возбудители, проникшие в плод от инфицированной матери до наступления родов или во время прохождения ребенка через родовые пути.

Среди внутриутробных инфекций, имеющих наибольшее значение для возникновения офтальмопатологии, выделяют ТОРСН инфекции. Аббревиатура ТОРСН (цит. по Л. И. Фильчиковой) используется для обозначения круга заболеваний, включающих:

О – сифилис, синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД);

Р – рубеола (краснуха);

С – цитомегаловирусная инфекция (ЦМВИ);

Н – герпетическая инфекция.

Токсоплазмоз – вызывается одноклеточным паразитом из группы жгутиковых. Болеет мать, заражение плода поисходит внутриутробно или при прохождении ребенка через родовые пути матери. Поражение головного мозга и глаз отмечается у большого количества детей с врожденным токсоплазмозом. Инфицирование плода происходит на ранних этапах внутриутробного развития. Отмечается триада клинических проявлений:

1) хориоретинит (воспаление сосудистой оболочки и сетчатки глаза);

2) гидроцефалия (водянка головного мозга);

3) кальцинаты (участки воспаления, в которые оседают соли кальция).

Воспалительные участки в хориоретините локализуются в центральной зоне сетчатки – в области желтого пятна – зрение у ребенка резко снижено вплоть до слепоты. Спинномозговая жидкость при гидроцефалии давит на перекрест зрительных нервов (хиазму), вызывая их атрофию. Кальцинаты в мозге появляется как защитная реакция на внедрение токсоплазми в мозговую ткань. Они могут располагаться вблизи проводящих путей и вызывать различные зрительные расстройства.

Сифилис – инфекция, вызываемая бледной спирохетой. Болеют сифилисом взрослые, у детей отмечается врожденный сифилис. Возбудитель проникает через плаценту во второй половине беременности. Клинические проявления поражения глаз при врожденном сифилисе выявляются в первые месяцы после рождения и характеризуются хориоретинитом. Зрительный анализатор страдает вследствие гидроцефалии или поражения ядер черепно-мозговых нервов. Следствием таких патологических изменений может быть частичная атрофия зрительного нерва, его отек или косоглазие.

Краснуха (рубеола) – инфекция, вызываемая вирусом коревой краснухи. Инфицирование плода происходит через плаценту в первой половине беременности и вызывает терратогенный эффект. Глазные изменения при коревой краснухе – это врожденная катаракта, глаукома, микрофтальмия (недоразвитие глазного яблока) и ретинопатия.

СПИД – вызывается вирусом синдрома иммунодефицита человека (ВИЧ). Передача вируса иммунодефицита может происходить пятью способами: 1) при внутривенном введении лекарственных препаратов без достаточной стерилизации инструментов; 2) при сексуальном контакте; 3) при соприкосновении слизистых здорового с кровью или кровосодержащими продуктами больного человека; 4) при пересадке органов от больного человека; 5) внутриутробно или в процессе родов. Дети заражаются преимущественно внутриутробно. Из глазных нарушений возможны хориоретинит (ВИЧ-ретинопатия). На глазном дне могут быть выявлены очаги кровоизлияния и специфические невоспалительные очаги изменения сетчатки глаза.

ЦМВИ (цитомегаловирусная инфекция) вызывается одноименными вирусами. Инфицирование происходит через плаценту во время беременности и во время родов, при прохождении через родовые пути матери, через грудное молоко и при переливании крови. Основным проявлением заболевания является нарушение сетчатки. При цитомегаловирусном хориоретините имеются специфические изменения на глазном дне с очагами кровоизлияния. Инфицирование плода вирусом простого герелеса на ранних этапах беременности обусловливает реакцию терратогенного действия. У новорожденного ребенка могут возникнуть врожденные пороки развития глаз и проводящих путей зрительного анализатора.

Приведенные данные подчеркивают значение генетических факторов, внутриутробных инфекций, травм черепа и асфиксии новорожденных в патологии зрительного анализатора. Однако во всех работах указывается, что нет изолированных форм патологии, они тесно связаны между собой. Так, инфекции и интоксикации оказывают влияние на возникновение родовой черепно-мозговой травмы и асфиксии новорожденных или на недоношенность, что необходимо учитывать при диагностике болезненных состояний.

Читать еще:  Лопнули вены на ногах синяки

Результатом исследования состояния зрения детей с перинатальной патологией выявило преобладающее количество врожденно-наследственных расстройств. Нарушения строения глаз у них сочеталась с патологией нервной системы. Степень риска возникновения сниженного зрения высока (слепота и слабовидение). Если у детей нет выраженных глазных расстройств, то у них страдает оптическая система, выражающаяся в большей частоте близорукости. Дети с нарушением зрения должны наблюдаться у специалиста-офтальмолога. Коррекция зрения возможна при помощи очков. В тяжелых случаях нарушения зрения детям оформляют инвалидность по зрению, для обучения и лечения их имеются специализированные детские сады и школы.

Профилактика зрительных расстройств состоит в ранней диспансеризации детского населения и систематическом наблюдении детей группы риска.

В общеобразовательных учреждениях педагоги должны обращать внимание на то, как близко или далеко ребенок держит книгу или тетрадь во время чтения и письма, рисования или трудовых процессов и, в случае необходимости, дать совет родителям обратиться к специалисту. При вечерних занятиях в школе и дома осветительный прибор должен стоять слева или сверху, держать книгу ребенок должен на расстоянии 30 см от глаз.

При попадании на слизистую глаза инородного тела (песка) можно промыть глаз кипяченой водой или холодным чаем, используя чистую вату (марлю), ведя ватой от наружного края глаза к внутреннему краю (к носу). В сложных случаях необходимо обратиться к специалисту.

Основные дефекты нарушения зрения детей дошкольного возраста

Дефект — это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития.

По происхождению дефекты нарушения зрения делятся на врожденные и приобретенные.

Приобретенные дефекты зрительных расстройств могут быть следствием перенесенных в постнатальный период интоксикаций, травм и острых инфекционных заболеваний (грипп, корь, дифтерия), туберкулез, различные формы коллагенозов (ревматизм, инфекционный неспецифический полиартрит), сахарный диабет и другие болезни обмена веществ. Аномалии зрения (слепота и слабовидение) могут быть вызваны заболеваниями глаз, то есть возникать самостоятельно.

Резкое снижение зрения нередко может быть вызвано заболеваниями ЦНС: менингитами, энцефалитами, опухолями мозга, травмами черепа.

Среди причин приобретенных форм зрительных расстройств определенную роль играют травмы глаз, которые провоцируют помутнение роговицы, развитие травматической катаракты, а в некоторых случаях — гибель всего яблока.

Врожденные дефекты могут быть обусловлены неблагоприятными генетическими факторами, хромосомной патологией (наследственные дефекты), различными отрицательными воздействиями на плод в период внутриутробного развития и в момент рождения (интоксикация плода, предродовые и родовые травмы, нарушения питания плода). Врожденные изменения глаз у детей могут быть следствием перенесенных матерью во время беременности вирусных и инфекционных заболеваний. К этому же приводят недостаток витаминов в организме матери, употребление алкоголя, поднятие тяжестей, ушибы, падения во время беременности. Эти и другие факторы оказывают наибольший вред органу зрения ребенка на третьей-седьмой неделе беременности. Наследственные факторы являются причиной возникновения врожденной катаракты, гидрофтальма, близорукости, и других врожденных зрительных расстройств.

В некоторых случаях на развитие глаз отрицательно воздействует недоношенность детей. Наиболее тяжелое заболевание глаз — ретинопатия. Это заболевание, поражающее сетчатку, связано с использованием большой концентрации кислорода для обеспечения дыхания преждевременно родившихся детей. Ретинопатия недоношенных — следствие все большего вторжения человека в природные процессы. В прошлом дети, родившиеся на ранних стадиях беременности, просто не выживали.

Неблагоприятно на развитие глаз ребенка действуют такие заболевания матери, как туберкулез, сифилис. К повреждению глаз иногда приводят родовые травмы. В результате могут возникнуть кровоизлияния в сетчатку, атрофия зрительного нерва.

Врожденные и приобретенные дефекты зрения (заболевания прозрачных и преломляющих сред, сетчатки, зрительного нерва, поражения зрительных зон мозга) относятся к первичным соматическим дефектам. Эти аномалии в свою очередь вызывают вторичные функциональные отклонения (снижения зрения, сужение или выпадение частей поля зрения, нарушение свето- и цветоощущение), которые оказывают отрицательное влияние на развитие ряда психических процессов (ощущения, восприятия, представления и т.д.). Таким образом ,вторичные дефекты представляют собой цепь отклонений, в которой один функциональный дефект(например, снижение остроты зрения)влечет за собой другой (отклонения в процессе восприятия). Из этого следует что, между соматическими дефектами и аномалиями в развитии психики имеются сложные структурные и функциональные связи: отклонения не только образуют длинные цепи последовательно возникающих психических дефектов, но и взаимодействуют между собой. Современный уход и системы поддержания жизнедеятельности позволяют сохранять жизнь 500-граммовым плодам, родившимся на 3 месяца раньше срока. Условия развития в атмосферном воздухе и при естественном освещении резко отличаются от абсолютной темноты полости матки, где плоду кислород доставляется с кровью матери. Именно эти факторы объясняют развитие ретролентальной фиброплазии.

К основным функциям зрения относятся: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательные функции. Снижение любой из них неизбежно влечет за собой нарушения, как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия. Так, нарушение функции остроты зрения снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и скорость восприятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений.

Нарушение функции остроты зрения может быть вызвано нарушением преломляющей силы оптической системы глаза (рефракции) и проявиться в виде миопии (близорукости), гиперметропии (дальнозоркости), астигматизма (изменение преломления оптической системы глаза в различных меридианах).

Нарушение остроты зрения может быть вызвано также функциональными расстройствами зрительного аппарата. Нарушение зрения, связанное с ослаблением остроты зрения, происходящим без видимой анатомической причины, называется амблиопией.

Нарушения функции цветоразличения обусловливают возникновение трудностей восприятия, невозможность различения одного из трех цветов (красного, зеленого, синего) или приводит к смешению зеленого и красного цветов.

Наличие нарушений функции поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке.

Нарушение бинокулярного характера зрения, приводящее к снижению способности видеть двумя глазами одновременно и воспринимать рассматриваемый объект как единое целое, искажает пространственное, стереоскопическое восприятие окружающего мира. Нарушение глазодвигательных функций, характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, приводит к возникновению косоглазия.

При наличии нарушений глазодвигательных функций в виде нистагма, характеризующегося наличием непроизвольных колебательных движений глазных яблок, даже при достаточно высокой остроте зрения имеет место нечеткость восприятия.

Под влиянием различных причин могут иметь место нарушения как одной, так и нескольких зрительных функций.

Нарушения зрения условно делятся на глубокие и неглубокие.

К глубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота зрения и (или) поле зрения, имеющие ярко выраженную органическую детерминацию. В зависимости от глубины и степени нарушений данных зрительных функций может иметь место слепота или слабовидение.

К неглубоким зрительным нарушениям, относятся нарушения глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм); нарушения цветоразличения (дальтонизм, дихромазия); нарушения характера зрения (нарушения бинокулярного зрения); нарушения остроты зрения, связанные с расстройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия)

Анализ научных данных и результатов наблюдений за практической деятельностью детей с нарушениями зрения позволяет утверждать, что такие дети испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве. Поэтому так важна для детей с нарушениями зрения помощь специалистов, в первую очередь, тифлопедагога.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector