1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гимнастика для глаз для дошкольников

Картотека «Гимнастика для глаз» для дошкольников

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ

(профилактика нарушений зрения)

Нарисуем яблоко круглое и сладкое.

И большое-пребольшое, очень вкусное такое.

Нарисовать глазами «яблоко» сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

(нормализация тонуса глазных мышц)

Вот какой у нас арбуз:

Вдаль покатился – на место воротился.

Снова покатился – домой не воротился.

Перемещение взгляда с дальней точки на ближнюю.

Влево покатился,вправо покатился

Медленные движения глазами влево, затем вправо.

(снятие зрительного утомления)

Собачка бежит вправо, собачка бежит влево.

Дети делают медленные движения глазами вправо, а затем влево, не поворачивая головы, с ориентиром на зрительные метки, например, на деревянную палочку с «собачкой» на конце.

И снова это делает она очень умело .

Повторяют те же движения.

Собачка к носу движется, а потом обратно.

На неё смотреть нам очень приятно!

Переводят взгляд с дальней точки на ближнюю и наоборот.

(тренировка глазных мышц)

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Поднести к глазам ладони, хлопать ресницами, щекоча ладони.

А щенок не лает, глазки закрывает.

Закрыв глаза, поглаживать веки.

(укрепление внутренней мышцы глаза)

Белка прыгает по веткам,

Гриб несёт бельчатам-деткам.

Взгляд смещать по диагонали влево – вниз – прямо, вправо – вверх – прямо, вправо – вниз – прямо, влево – вверх – прямо и постепенно увеличивать задержки в отведённом положении, дыхание произвольное.

(нормализация тонуса глазных мышц)

Движения глазного яблока влево – пауза – затем вправо.

Я поужинать хочу – волчью ягоду ищу.

Круговые движения глаз почасовой и против часовой стрелки, не поворачивая головы.

(снятие зрительного напряжения)

Ходит рыжая лиса, щурит хитрые глаза.

Крепко зажмурить и открыть глаза.

Смотрит хитрая лисица,

Ищет, чем бы поживиться.

Медленно прослеживать взглядом вправо, затем – влево за движущимся предметом – лисой, не поворачивая головы.

Пошла лиска на базар, посмотрела на товар.

Взгляд направлен вниз, затем – вверх.

Себе купила сайку, лисятам – балалайку.

Самомассаж века путём лёгкого надавливания на него тремя пальцами.

На сосне сидит сова, под сосной стоит лиса.

Медленно перемещают взгляд вверх – вниз, не поворачивая головы.

На сосне сова осталась,

Выполняют круговые вращения глазами по часовой стрелке.

Под сосной лисы не стало.

То же против часовой стрелки.

Можно использовать зрительные тренажёры для фиксации взгляда.

(укрепление глазных мышц)

Дети вытягивают вперёд правую руку и фиксируют взгляд на указательном пальце. Это«кукушка».

Летела кукушка мимо сада,

Поклевала всю рассаду

Медленное движение взглядом влево – вправо, не поворачивая головы.

Прослеживают движения пальца вверх-вниз.

Ты, кукушка, не кричи, а немножко помолчи.

Закрывают глаза ладонями.

(профилактика нарушений зрения)

Совушка-сова, большая голова.

Движения глазами вправо – влево, не поворачивая головы.

Маленькие ножки, а глаза как плошки.

Вращение глазами по кругу по часовой и против часовой стрелки.

Луп – луп – луп, луп – луп – луп…

Широко открывать глаза.

(профилактика зрительного утомления)

Быстро и легко моргать глазами.

Остановиться, посмотреть на ближнюю точку – «огонёк».

Поскорей улетай, свои крылышки спасай!

Моргать глазами быстрее.

Посмотреть на дальнюю точку вслед улетающему мотыльку.

(укрепление мышц глаз)

Над цветком цветок летает

Дети прослеживают взглядом без поворота головы «полёт» бабочки от «цветка к цветку» с использованием зрительного тренажёра. Траекторию, по которой должен двигаться взгляд, показывает бабочка на палочке. На конце каждого «цветка» (стрелки) бабочка останавливается, и глаза отдыхают. По форме траектория движения может быть разной.

(укрепление глазных мышц)

Эй, пчела! Где ты была?

Дети смотрят на пчелу на палочке.

Дети медленно переводят взгляд влево, затем вправо за пчелой, не поворачивая головы.

Где летала? – По лугам.

Смотрят вверх, а потом вниз.

Что ребятам принесла?

Массируют веки, надавливая слегка пальцами.

(нормализация тонуса глазных мышц)

Кит плывёт как большой пароход.

Широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль.

Влево плывёт,вправо плывёт

Движения глазами влево – вправо.

Закрыть глаза и зажмурить их.

(профилактика нарушений зрения)

Дети «путешествуют» по зрительному тренажёру. Это может быть рисунок речных кругов, разных по размеру, в которых плавают рыбы. Или просто схемы-круги со стрелками, изображающими направление движения взгляда.

На реке – камыши. Расплясались там ерши:

Медленное вращение глазами по большому кругу по часовой (против часовой) стрелке, не поворачивая головы.

Аналогичное движение глазами по кругу меньшего размера.

Такое же движение по самому маленькому кругу.

Круги могут находиться на ближнем и дальнем расстоянии друг от друга, и тогда дети переводят взгляд с ближней точки на дальнюю и наоборот.

(нормализация здорового зрения)

Ёлочка, ёлочка, зелёная иголочка.

Медленные движения глазами вверх – вниз, не поворачивая головы, за ёлочкой на деревянной палочке.

С буйным ветром спорится,

Отвести тренажёр вдаль и посмотреть на ёлочку.

Перевести взгляд на ближнюю точку – к носу.

(тренировка силы мышц глаз)

Анютины глазки зажмурили глазки.

Анютины глазки открылись, как в сказке.

(Широко открыть глаза).Повторить несколько раз.

(снятие зрительного напряжения)

Дети представляют шляпку гриба и медленно обводят её глазами, не поворачивая головы, по часовой стрелке. Затем те же движения с воображаемой ножкой гриба. Повторяют все движения против часовой стрелки.

Мы снежинку увидали, со снежинкою играли.

Берут снежинку на палочке, вытягивают руку перед собой, фокусируют взгляд на снежинке.

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели.

Медленно отводят руку вправо, следя глазами за снежинкой, не поворачивая головы.

Снежинки влево полетели,

Глазки влево посмотрели.

Движения глазами влево.

Ветер вверх их поднимал и на землю опускал.

Поднимают руку вверх и опускают вниз, медленно следя глазами за снежинкой; затем приседают, опустив снежинку на пол.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Закрывают глаза ладонями.

(профилактика нарушений зрения)

При выполнении упражнения использовать зрительные метки. Это могут быть картинки тучек, расположенных по углам квадрата стены («неба»), или воображаемые тучки.

Тучки по небу ходили,

Красно солнышко дразнили.

Не поворачивая головы, дети медленно переводят взор с одной тучки на другую по направлению, указанному педагогом – можно пронумеровать тучки или поставить указатели-стрелки и т.п.

А мы солнышко догоним, а мы красное поймаем.

Переводят взор на солнышко в середину «неба» и отдыхают.

Солнышко услыхало, красное поскакало.

Обводят глазами большой круг по часовой, потом против часовой стрелки. Педагог может пустить солнечный зайчик по «небу», а дети будут прослеживать взглядом его движение.

По возможности это может быть и электронная физкультминутка для глаз.

(снятие зрительного напряжения)

Движения глазами выполнять медленно, не поворачивая головы.

Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и всё сначала.

Быстро, быстро поморгай –

Отдых глазкам своим дай!

Чтобы зоркими нам быть –

Нужно глазками крутить.

Вращать глазами по кругу.

Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их еле-еле.

Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

22. «Пальминг» (оптическое голодание) –

(расслабление мышц глаз)

Глазки ладошками закрылись

И в пещере очутились.

Раз-два-три, ничего не видим мы…

Опершись о стол локтями, мягко прикрыть глаза ладонями так, чтобы не было ни одного просвета. Расслабиться.

(нормализация тонуса глазных мышц)

Пальчик к носу поднесём,

Медленно поднести указательный палец к носу, не сводя с него глаз.

Отвести палец подальше на вытянутую руку, следя взглядом.

Поморгаем, помолчим и опять всё повторим.

Поморгать глазами и повторить всё сначала.

(профилактика зрительного утомления)

Дети «путешествуют» по офтальмотренажёру. По кругу расположены зрительные метки – герои известной сказки, а в середине круга под деревом сидит Айболит.

Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит.

Фиксируют взгляд на докторе Айболите.

Приходи к нему лечиться, и корова, и волчица,

И жучок, и червячок, и медведица

Дети обводят их глазами по часовой и против часовой стрелки и «отправляют лечиться» к доктору.

Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит!

Поморгать глазами и расслабиться.

(снятие усталости с мышц глаз)

Вы, метёлки, метите, метите,

И усталость сметите, сметите,

И усталость сметите, сметите,

Глазки нам хорошо освежите.

Выполнять частое моргание без напряжения глаз с небольшой паузой в середине текста.

(снятие зрительного напряжения)

Качу, лечу во весь опор.

Медленное движение глазами по кругу по часовой стрелке, не поворачивая головы.

Я сам – шофёр и сам – мотор.

То же против часовой стрелки.

Указательный палец подносим к носу и послеживаем за ним взглядом.

И машина мчится вдаль.

Отводим палец далеко вперёд и переводим взгляд на дальнюю точку.

(укрепление глазных мышц)

Использовать зрительный тренажёр – самолётик на деревянной палочке.

Пролетает самолёт, с ним собрался я в полёт.

Перевод взгляда с ближайшей точки на дальнюю.

Правое крыло отвёл, посмотрел.

Движение глазами вправо, не поворачивая головы.

Левое крыло отвёл, поглядел.

Я мотор завожу и внимательно гляжу.

Движение взглядом по кругу.

Поднимаюсь ввысь, лечу, возвращаться не хочу.

Движение взглядом вверх – вниз.

(нормализация тонуса глазных мышц)

Вот отправился в полёт

Наш чудесный вертолёт.

Медленно поднимать глаза высоко вверх и фиксировать взгляд на «вертолёте».

Быстро крыльями кружит,

И жужжит, жужжит, жужжит.

Вращать глазами по кругу, не поворачивая головы, по часовой и против часовой стрелки.

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

  • Козлова Мария АлексеевнаНаписать 433 04.11.2019

Номер материала: ДБ-777386

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

    04.11.2019 18
    04.11.2019 22
    04.11.2019 26
    04.11.2019 28
    04.11.2019 29
    04.11.2019 20
    04.11.2019 24
    04.11.2019 54
Читать еще:  Глаз дергается что делать

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Детская гимнастика для глаз в картинках, стихах, на видео

Развитие зрительного аппарата начинается еще в утробе матери, а завершается только к 12 годам — до этого возраста легко ухудшить и без того еще неокрепшую систему. Предрасположенность к близорукости, дальнозоркости и другим нарушениям зрения у детей может привести к печальным последствиям при переутомлении, больших нагрузках в школе или просто из-за простуды. К сожалению, немногие думают о том, что гимнастику для глаз нужно начинать делать еще в детстве — в это время она наиболее эффективна и дает больший результат. С началом учебы в школе на ребенка сваливается большой объем информации, приходится много сидеть и мало двигаться, к тому же не во всех школах мебель подразумевает хоть какую-то заботу о здоровье ребенка или просто ему не вредит — все это приводит к переутомлению, усталости, напряжению глаз. Поэтому гимнастику для глаз для детей важно делать как во время занятий в школе, так и дома.

Зачем нужна глазная гимнастика детям

Детская гимнастика для глаз отличается от других тем, что сопровождается стихами, песнями, присказками и поговорками — так легче заинтересовать ребенка, чтобы занятия не стали чем-то неприятным. Цель детской гимнастики не просто расслаблять глаза и снимать напряжение, но и тренировать глазные мышцы, пока они еще развиваются.

Цели детской зарядки для глаз

Гимнастика для глаз для детей ориентирована больше на тренировку глазных мышц, потому что от них зависит будущее зрения ребенка. Комплексы упражнений:
● успокаивают нервную систему;

● помогают перерабатывать полученную информацию;

● облегчают нагрузку, снимают усталость глаз;

● замедляют или вовсе предотвращают ухудшение зрения.

Это основные функции гимнастики для глаз для детей. При ежедневных занятиях, рекомендованных офтальмологами, результат будет заметным.

Показания к выполнению гимнастики для глаз детям

Для того, чтобы подобрать нужный комплекс упражнений для ребенка самостоятельно, необходимо посетить специалиста. Если есть жалобы — это обязательно.

В каких случаях рекомендуется зарядка для глаз:

● при склонности к нарушениям зрения: близорукости, дальнозоркости, при астигматизме;

● если ребенок жалуется на усталость глаз или боли в области лба (могут возникать из-за напряжения глаз);

● если чадо много времени проводит за книгами, телевизором, играми в телефоне или на компьютере;

● при проблемах со зрением;

● при серьезных заболеваниях.

Гимнастика для детей дошкольного возраста

Для детей дошкольного возраста предусмотрены простые интересные и увлекательные упражнения, чтобы по большей части выработать у ребенка привычку и интерес к гимнастике глаз.

Занятие в образовательном ДОУ — дошкольном учреждении — делится на три этапа:

В детском саду занятие проводит воспитатель. Дома этим могут заниматься родители.

Разминка начинается с обычного движения глаз вверх—вниз, затем, из стороны в сторону. Затем расслабление — глазки закрывают руками и считают до пяти.

Основная часть включает в себя упражнения — более сложные комбинации движений глазами.

● «Буратино» — нужно смотреть на кончик носа, затем, представить, как он увеличивается, а потом снова уменьшается. Главное условие при выполнении этого упражнения: детки не должны гримасничать.

● «Рожицы» — дети представляют себя в роли животных и изображать их: щуриться, корчить рожи и т.д.

● «Геометрические фигуры» — воспитатель предлагает детям рисовать геометрические фигуры глазами.

В заключение гимнастики дети от 3х лет рисуют носом — на доске развешиваются картинки — изображения разных животных, транспорта, фруктов и предметов для дошкольников. Детям нужно повторить рисунок глазками. Гимнастика для глаз в картинках создана специально для того, чтобы увлечь детей полезным для их здоровья процессом.

Детская гимнастика для глаз в стихах

Стихи в детской гимнастике для глаз можно использовать как в детских садах, так и в младших классах школы. Вот несколько стишков для физкультминуток для разминки уставших глаз у малышей:

«Глазкам нужно отдохнуть.»
(Все закрывают глазки)
«Нужно глубоко вздохнуть.»
(Глубоко вдыхаем. Глазки еще закрыты)
«Глаза по кругу побегут.»
(Глазки открыты. Поворачиваем зрачком по кругу по часовой стрелки и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут»
(Быстро моргаем глазами)
«Глазкам стало хорошо.»
(Слегка касаемся глаз кончиками пальчиков)
«Увидят мои глазки все!»

А эта гимнастика для глаз в стихах поможет деткам запомнить дни недели и способствует профилактике глазных заболеваний:

Всю неделю по порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник. как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
(Поднять глазки вверх; опустить их вниз, голова не двигается)

Во вторник часики-глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
(Повернуть вправо глаза, потом влево, голова не двигается)

В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
(Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки)

По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
(Смотрим перед собой прямо , располагаем пальчик на расстояние 25-30 см от глаз, переводим взгляд на пальчик и смотрим на него, опускаем руку)

В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
(Поднимаем взгляд вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх )

Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
(Смотрим в верхний правый угол, потом — в нижний левый; Смотрим в верхний левый угол, затем — в нижний правый )

В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
(Закрываем глаза, массажируем их круговыми движениями подушечками пальцев: верхнее веко — от внешнего к внутреннему краю , нижнее веко от внешнего к внутреннему, и наоборот)

Упражнения для детей школьного возраста

Для школьников есть другие упражнения для улучшения зрения детей и тренировки мышц глазного дна. Использования других упражнений связано с возросшей нагрузкой на глаза.

1. Зарядка начинается с быстрого моргания в течение 10 секунд для того, чтобы снять напряжение с глаз. Затем, минутный перерыв и еще один подход.

2. Следующее упражнение: нужно зажмуриться и досчитать до пяти. Необходимо сделать это три раза.

3. Выставить перед собой правую руку. Двигать ее влево, затем в противоположную сторону, вверх, вниз. Голова при этом не должна двигаться. Упражнение выполняют три раза.

4. Движение глазами по кругу: медленно нужно нарисовать глазами окружность в левую сторону — 3 раза, затем, в правую.

5. Завершение: плотно закрыть глаза ладонями, но не давить на них, глазами нарисовать все цифры от 0 до 9.

Гимнастика для глаз: комплекс Аветисова

Для школьников также подходит методика Аветисова. Этот комплекс упражнений для глаз используют как для профилактики, так и в лечебных целях — для восстановления зрения. Методика Аветисова построена на трех группах упражнений:

● для улучшения циркуляции крови;

● для укрепления мыщц;

Обратите внимание, что для каждого упражнения указано свое количество повторений.

Первая группа — циркуляция крови:

1. Для выполнения первого упражнения нужно присесть, сильно зажмуриться на 5-7 секунд, затем, открыть глаза и расслабиться в течение нескольких секунд. И повторить еще 6-7 раз.

2. Моргание: нужно быстро-быстро моргать минуту, затем закрыть глаза и аккуратно, плотно сжатыми пальцами, мягко надавливать на глазное яблоко, массируя его. Затем упражнение повторяется и глаза массируют круговыми движениями указательными пальцами.

Вторая группа — тренировка мышц

1. Опустите взгляд на пол, затем медленно поднимите на потолок, не двигая головой, затем снова на пол и на потолок. Это упражнение рекомендуется выполнить 10 раз.

2. Аналогично выполняется второе упражнение: взгляд нужно максимально направить направо, затем медленно перевести влево.

3. Ромб: глаза движутся по траектории справа наверх, затем влево и вниз. Десять повторов, затем, 10 раз в другую сторону.

4. По кругу: глазами медленно рисуют круг максимального диаметра сначала в одну сторону, затем в другую. По пять раз в каждую.

Третья группа — приспособление к новым условиям

1. Вытяните вперед руку, поднимите вверх указательный палец, он должен находиться примерно на 30 см от лица. Посмотрите вдаль 2-3 секунды, переведите взгляд на палец на 3-4 секунды. Повторите 12 раз.

2. Встаньте прямо, указательный палец для этого упражнения должен быть прямо перед вашим лицом. Смотрите на кончик пальца и медленно приближайте его к лицу, пока не станет тяжело фокусироваться. Медленно отодвигайте его от лица. Упражнение выполняется 7 раз.

3. Для выполнения этого упражнения нужно вытянуть перед собой левую руку, указательный палец должен смотреть вверх. Смотрите на кончик пальца 5-6 секунд, затем, правой рукой закройте правый глаз. Поменяйте руки и выполните упражнение, прикрывая ладонью левый глаз. Повторите 7-8 раз.

Читать еще:  Ангиопатия код по мкб 10 у взрослых

4. Для того, чтобы сделать это упражнение, нужно прикрепить на окно на уровне глаз бумажный круг, диаметром до 5 мм. Для выполнения нужно отойти на расстояние, примерно, 30 см от бумажного круга. Смотрите на круг 3-5 секунд, затем на любой предмет вдалеке за окном. Первое время на упражнение нужно не более 5 минут, затем, 7. Рекомендуется выполнять его не менее трех раз в день.

Разделение комплекса на группы позволяет использовать упражнения при астигматизме и при миопии для восстановления зрения.

Видео детской гимнастики для глаз

Видео детской гимнастики помогает лучше понять, как ребенку нужно выполнять упражнения, а также позволяет организовать самостоятельные занятия.

Зарядка для глаз для детей с использованием видео занимает меньше времени и вызывает у ребенка больший интерес, чем самостоятельное выполнение. Особенно актуально это для дошкольников.

Для самых маленьких созданы специальные видео, где с помощью визуальных элементов взгляд ребенка направляется в нужную сторону и по определенным траекториям, чтобы тренировать мышцы при близорукости и дальнозоркости. Гимнастика для глаз при астигматизме у детей по видео поможет быстрее достичь улучшения зрения.

Гимнастика для глаз определенно стоит внимания. В более раннем возрасте она приносит больший результат и помогает предотвратить нарушение зрения у детей или уменьшить их проявленность.

Занятия по зрительной гимнастике детям в ДОУ

Нагрузка на глаза у детей ощущается уже в раннем возрасте. Малыши много времени проводят за компьютером и телевизором, просматривая мультфильмы и играя в игры. И при этом их зрение не имеет достаточного отдыха. Для снижения риска возникновения проблем со здоровьем в дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводятся простые и увлекательные упражнения для глаз.

Цели проведения гимнастики для глаз в дошкольном учреждении

Упражнения — эффективное средство профилактики глазных болезней и корректирование недугов. Гимнастика для глаз для детей, как и самомассаж, динамические паузы дыхательные упражнения — это современные здоровьесберегающие технологии. А ведь самые первые элементы подобных гимнастик, направленных на сохранение остроты зрения, придумали еще индийские йоги.

Самое легкое и доступное для малышей упражнение — закрывание глаз руками

В ДОУ зрительная гимнастика выполняется в следующих целях:

  • Общего оздоровления зрительного аппарата, предупреждения нарушений зрения: укрепления глазных мышц, снятия общего напряжения, утомления, улучшения кровообращения.
  • Лечения уже приобретенных патологий: близорукости, дальнозоркости, астигматизма.
  • Формирования у воспитанников в детском саду понятия о заботе о своём здоровье, в т. ч. о зрении.
  • Формирования у детей навыков ориентации в пространстве (закрепление таких понятий, как «право-лево», «верх-низ», «поворот».

Важно! Зрительная гимнастика для детей влияет на развитие связной речи, обогащение словарного запаса, помогает закрепить знакомые представления об окружающей действительности.

Упражнения, связанные с фиксацией взгляда на двигающемся предмете, развивают навык зрительно-пространственного ориентирования

Виды зрительной гимнастики в ДОУ

В детских учреждениях применяют несколько комплексов упражнений для глаз:

  • Без наглядности (ребята выполняют действия по словесному указанию педагога) и участием атрибутов (воспитанники зрительно отслеживают перемещения игрушки или предмета).
  • Профилактические, корригирующие (замедляет развитие астигматизма, близорукости, дальнозоркости и т. д.).
  • Пассивные (гимнастика затрагивает только глазодвигательный эффект) и активные (сочетаются с общеукрепляющими упражнениями для рук, ног, спины).

Обратите внимание! Среди профилактических комплексов самой эффективной считается зарядка для глаз по Аветисову для детей. Всего автор создал 3 комплекса, каждый из которых способствует улучшению определенных зрительных процессов.

Комплекс № 2 направлен на укрепление глазных мышц:

  1. Дети, не двигая головой, 15 раз глазами чертят линию до пола.
  2. Воспитанники сначала чертят глазами траекторию «в сторону — вверх», а затем «в сторону — вниз». Повторить 20 раз.
  3. Посмотреть по направлению «налево-вверх», «вправо-вниз». Выполнить 15 раз.
  4. Круговые движения глазами: сначала по часовой стрелке, затем — против. Делать 12 раз.

Нормализует циркуляцию крови комплекс № 1, а № 3 ­— аккомодацию.

Методика проведения зрительной гимнастики

Зарядка для глаз применима для детей уже в младшем дошкольном возрасте. Выполняют их с детьми не 1, а 2-3 раза в день. В младших и средних группах для этого отводится 3 мин., а в старшей — продолжительность занятий уже может занимать 4-5 мин.

При выполнении упражнений нужно следовать правилам:

  • Воспитанники должны находиться в расслабленном состоянии.
  • Положение головы фиксированное (если гимнастика не выполняется в сочетании с упражнениями, предполагающими движения шеи).
  • Перед началом гимнастики следует снять очки (если дети их носят).
  • Дыхание во время занятий глубокое и равномерное.

Для возбуждения к гимнастике интереса воспитанников ее проводят в игровой форме. Например, при зажмуривании можно предложить изобразить сову или кота. Кроме того, детям нравится выполнять действия под веселые рифмы и музыку.

Внимание! Конкретного определенного времени для проведения зарядки нет. Она органично сочетается с прогулкой и любым запланированным занятием (продуктивной деятельностью, развитием речи). Например, при изучении насекомых, в младшей и средней группах можно «проследить полет стрекозы».

Если урок предполагает нагрузку на зрение, то гимнастику рациональней провести в середине занятия, чтобы снять часть напряжения. Если нагрузки нет, то упражнения переносят на вторую половину занятия, чтобы снять усталость от самого занятия.

Завершить комплекс лучше морганием, затем малыши должны потянуться.

Особенности работы с дошкольниками разного возраста

Чтобы заинтересовать ребенка в выполнении зрительной гимнастики, нужно учитывать его возраст.

Обратите внимание! Так при занятиях с 2-3-летним ребенком не стоит надеяться, что его увлечет команда «вращаем глазками». В этом случае стоит применить педагогическую хитрость. Малыши с удовольствием будут следить за полетом птички, закрепленной на указке или простом карандаше, либо за перемещениями пальчиковой куклы.

Дети 3-4 лет готовы повторять за воспитателем многое и его стимулирующая фраза: — «Я вот что умею. А ты?» — обязательно привлечет их внимание.

Зрительную гимнастику с воспитанниками лучше сочетать с какими-либо движениями руками

Обратите внимание! Более старшие ребята 5-6 лет проявляют любознательность и могут быть мотивированы рассказом о строении человека, например, как устроен глаз, позволяющий каждому видеть окружающий мир.

Картотека гимнастики для глаз с целями по ФГОС

Зарядка для глаз имеет множество комплексов, но все их можно сгруппировать для дошкольников по возрастной принадлежности.

Первая и вторая младшие группы

Картотека для малышей особенно богата.

Обратите внимание! Сюжетные офтальмологические упражнения для 1 группы направлены на сохранение и улучшение зрения, профилактику дальнозоркости и близорукости.

  • «Пилот»

Пролетает самолет. (Дети поднимают глаза вверх).

Отправляюсь с ним в полет.

Вправо отвожу крыло и смотрю. (Ребята отводят правую руку, смотрят вправо).

Влево отвожу крыло и гляжу. (Малыши отводят левую руку, смотрят влево).

И внимательно слежу. (Следят глазами за вращательными движениями руками).

Поднимаюсь ввысь, лечу. ( Встают на носочки, взглядом рисуют волны).

Возвращаться не хочу. (Поморгать, закрыть глаза).

Справа — сладкая черника. (Дети смотрят вправо).

Слева зреет земляника. (Ребята глядят влево).

Спеет на горе брусника. (Малыши поднимают взгляд вверх).

Под ногами — ежевика. (Воспитанники опускают взгляд вниз).

Ягоды мы соберем,

А потом все отдохнем и толпой домой пойдем. (Смыкают веки на 3-5 сек, повторять до 8 раз).

С целью сохранения остроты зрения во 2-й младшей группе проводят гимнастику для глаз:

Осень краски ярко разводила,

Кистью по листочкам тихо проводила. (Дети рисуют глазами круг: влево — вверх — вправо — вниз).

Желтым стал орешник, клены покраснели. (Круговые движения: направо-вверх-налево-вниз).

Лишь в бору сосенки также зеленели. (Малыши зажмуриваются, моргают 10 раз. Повторить 2 раза).

Дождик, дождик, пуще. (Дети глядят вверх).

Лейся в лужи гуще. (Ребята опускают глаза вниз).

Только нас не промочи. (Воспитанники делают взглядом круговые движения).

Каплями в окно стучи.

Важно! В младших группах гимнастику для глаз необходимо проводить 2-3 раза/нед., используя мелкие предметы для облегчения понимания команд воспитателя образовательного учреждения.

Средняя группа

Методика проведения гимнастических упражнений для дошкольников 3 лет почти не отличается от предыдущей. Гимнастические упражнения для них проводятся в целях профилактики нарушений зрения, предупреждения утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения во время занятий.

Дует ветер всем в лицо. (Дети часто моргают).

Покачалось деревце. (Ребята смотрят налево, потом направо).

Ветер станет тише. (Воспитанники приседают, взгляд — вниз).

Деревца все выше. ( Встают, взгляд — вверх).

Носик смотрит влево-вправо. (Дети перемещают взгляд справа налево).

Смотрит нос то вверх, то вниз. (Ребята поднимают глаза вверх и опускают вниз).

Что подметил хитрый носик? (Проводят подушечками пальцев по векам).

Мы куда-то забрались.

Обратите внимание! Время выполнения зрительной гимнастики в средней группе увеличивается до 5 мин.

Старшая и подготовительная группы

Кроме оздоровительно-профилактической цели при выполнении зарядки для глаз с детьми 5-6 лет можно работать над понятиями пространственно-временного устройства мира.

Упражнения для глаз

Повторяем каждый раз.

Право, лево, верх и вниз,

Повторяй и не ленись.

Мышцы глаза укрепляем.

Наглядное пособие способствует более продуктивному выполнению упражнения.

  • «Часы»

Целый год слышно «тик-так»

Все часы идут вот так,

Раз — налево, два — направо. (Дети глаза отводят влево-вправо).

И мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так. (Повторяют упражнение).

Обратите внимание! В завершении воспитанники 6-7 лет сами массируют себе веки подушечками указательных пальцев.

Использование наглядности во время зрительной гимнастики

При выполнении гимнастики для глаз, рекомендованной для дошкольников, большое значение имеет наглядность, ведь в этот период у них доминирует наглядно-образное мышление. Выполнять команды «влево», «направо» им гораздо проще, имея перед собой зрительный ориентир. С этой целью используют разные версии наглядности:

Ориентиры-предметы. Их воспитатель раздает каждому ребенку либо оставляет один только у себя. Это должна быть вещь, которую удобно надевать на палец, например, резинка для волос с птичкой. Также она должна соответствовать теме занятия, например, бабочка при изучении насекомых.

Обратите внимание! Наглядность не должна быть одного цвета с одеждой воспитателя, но при этом яркой, заметной, привлекающей внимание. Это может быть пальчиковая кукла или указка с прикрепленной на конце картинкой.

  • Схемы. Такое пособие подходит для занятий в старшей или подготовительной группе. В этом возрасте у детей уже развивается абстрактное мышление, и схемы помогут им понять принцип выполнения упражнения.
  • Сигнальные метки. Они помогают быстро переключить взгляд с дальнего объекта на ближний. Например, квадрат 0,5 см х 0,5 см воспитатель крепит на оконное стекло. Воспитанник детского сада 1-3 сек. смотрит на метку, а затем переводит взгляд на предмет за окном. При этом педагог просит его пояснить, что происходит с предметом. Например, с машиной: из нее вышли люди или она поехала и т. д.
Читать еще:  Поражение вен нижних конечностей

Сигнальная метка должна находится на уровне глаз ребенка

  • Офтальмологические тренажеры. Они бывают настенные либо потолочные и представляют собой цветные траектории-дорожки, по которым, например, персонажи из сказки должны «добраться» до «своего» домика. Каждый герой имеет свой цвет. Такое задание можно выполнять коллективно.
  • Индивидуальные тренажеры для глаз. Это либо контурные картинки, состоящие из нескольких элементов (например, белка, орех, лист), либо для старших дошкольников (это могут быть буквы и цифры). Ребенок держит картинку на вытянутой руке и зрительно проводит линию по контурам. Дети 3-4 лет могут помогать себе пальчиком.

Обратите внимание! В зимний период во время прогулки в качестве наглядности можно использовать снежки.

Регулярное проведение зарядки для глаз обязательно даже при здоровом зрении, так как в современном мире нагрузка на глаза не просто огромна, но и постоянно увеличивается.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Гимнастика для глаз: для дошкольников

Одним из самых важных органов чувств, которыми нас наделила природа, являются глаза. Для того чтобы зрение не ухудшалось, нужно проводить гимнастику для глаз. В зависимости от того, какое зрение у ребенка, можно делать вывод о его развитии. Так как хорошо видеть окружающий мир также важно, как и слышать, чувствовать, и т.д. Каждый родитель стремится с малых лет обезопасить малыша от ухудшения зрения. Так как большую часть окружающей информации человек принимает именно через глаза. Для этого и существует гимнастика для глаз.

Почему ухудшается детское зрение?

Нельзя однозначно утверждать, что острота зрения у детей падает только из-за какого-то одного фактора, например, из-за частого «общения» с современными компьютерными гаджетами. На ухудшение зрения могут влиять различные причины, на некоторые из которых очень сложно влиять, если причина состоит в наследственности. Рассмотрим основным причины ухудшения зрения у детей.

Наследственный фактор

Если хотя бы у одного из родителей имеется офтальмологическое заболевание, рекомендуется посетить с ребенком врача. Во-первых, доктор назначит профилактику для глаз. Во-вторых, если при обследовании зрения обнаружено заболевание, на ранней стадии сохранить 100-процентное зрение намного легче.

Усиленная нагрузка на глаза

Переутомление в детском саду или даже дома является угрозой для зрительного органа. Ребенок может просто утомлять свои глазки длительным чтением, компьютерными играми, планшет и мобильный телефон с множеством приложений просто притягивают ребенка и он часами может без отрыва смотреть в экран.

Слишком долгое пребывание перед экраном телевизора или компьютера

В современном мире у ребенка с малых лет появляются различные гаджеты. Ребенок может не заметить, что проводит достаточно большое количество времени за просмотром разных мультфильмов, телепередач, а также за игрой всевозможных игр. Поэтому родителям нужно обратить на это внимание.

Если малыш начинает тереть глаза и жаловаться на их усталость, стоит оградить его хотя бы на время от таких развлечений. В любом случае, рекомендуется спланировать режим дня для ребенка, где будет отведено ограниченное время на просмотр телевизора или компьютера.

Недостаток витаминов

Это немаловажная причина ухудшения зрения у дошкольников. Если в питании ребенка присутствует не совсем полезная пища, где находится недостаточное количество витаминов, стоит пересмотреть его рацион. Для хорошего зрения необходимы витамины: A, B, D, цинк, железо.

Чтение в раннем возрасте

Многие родители стремятся привить необходимость чтения к ребенку в раннем возрасте. Но это также чревато возникновением заболеваний зрительных функций.

Ребенок до четырех лет не способен долгое время фокусироваться на книге. Вследствие этого, появляется переутомление. А это, в свою очередь, несет за собой, как говорилось выше, риск получить какое-либо заболевание глаз. Поэтому очень важно начинать раннее чтение максимум с 15 минут в день, а также следить за уровнем освещения и расстоянием от глаз ребенка до книги. Можно делать перерывы в чтении.

Болезни позвоночника

Организм – это сложная и уникальная система, где все взаимосвязано. Поэтому заболевания глаз могут быть связаны с позвоночником. Необходимо это выявлять на ранних стадиях, чтобы исправить ситуацию как можно скорее.

Недостаток физической нагрузки

Чтобы сохранить отличное зрение, необходимо насыщать ткани глаз кислородом. Сделать это возможно с помощью физической активности.

Отсутствие профилактики

Такое случается, если родители не замечают самые незначительные симптомы ухудшения зрения у ребенка и не приветствуют профилактику заболеваний.

Польза глазной гимнастики

Главное значение зрительной гимнастики – тренировка мышц глаз. Гимнастика глаз является хорошим профилактическим средством для сохранения зрения. С помощью нее у дошкольника вырабатывается осознание того, что зрение нужно беречь с самых малых лет, чтобы в будущем не было проблем со здоровьем. Также с помощью глазной гимнастики можно восстановить работоспособность зрительного органа, улучшить его кровоснабжение, препятствовать развитию некоторых заболеваний. К тому же, и усвоение нового материала станет намного легче. С помощью такой гимнастики зрение дошкольника будет готово к предстоящим школьным нагрузкам на глаза.

Глазная гимнастика для дошкольников:

  • улучшает функционирование мозга, ускоряет переработку поступающей информации с помощью глаз;
  • успокаивает центральную нервную систему;
  • снимает усталость с органов зрения;
  • имеет профилактическое действие для зрительного органа, замедляет ухудшение зрения.

Если придерживаться всех правил гимнастики для глаз, результаты не заставят себя долго ждать. Зрительные функции окончательно сформировываются к двенадцати годам, поэтому зрительная гимнастика для дошкольников будет как нельзя кстати.

Особенности гимнастики для глаз для дошкольников

Родителям необходимо иметь в виду, что у детей, которые являются недоношенными, а также у детей с ослабленным иммунитетом возрастает вероятность развития близорукости. Чтобы остановить это заболевание, необходимо принимать экстренные меры. Чем раньше начать лечение, тем лучше. Статистика гласит, что у 15% детей это заболевание развивается в младшем и школьном возрасте.

Специалисты говорят, что близорукость является наследственной болезнью. Укрепить мышцы глаз поможет зрительная гимнастика для дошкольников, которая является профилактическим средством. Такую процедуру с малышами стоит проводить в виде игры, так как они очень неусидчивы. Если выполнять упражнения регулярно, можно добиться улучшения и восстановления работоспособности зрения. В это время глазные мышцы отдыхают и расслабляются, что способствует облегчению принятия последующей нагрузки.

Упражнения для глаз для детей дошкольного возраста

Занятия зрительной гимнастикой следует осуществлять около трех раз в день по 5 минут каждое.

Ниже приведен список упражнений для глаз.

  1. Необходимо наклеить на потолок картонные круги разных цветов большого размера. Затем по десять секунд ребенок должен пристально смотреть на каждый круг по очереди. Двигать необходимо только глазами, голова остается в неподвижном положении. По окончании упражнения следует закрыть веки глаз и повторить заново.
  2. Данное упражнение является подходящим средством для снятия усталости с мышц глаз. Оно подойдет даже для детей в раннем возрасте. Необходимо сильно зажмурить на десять секунд глаза. Затем раскрыть и расслабить. Несмотря на то, что такое задание совсем несложное, оно обладает высокой эффективностью.
  3. Нужно смотреть вверх-вниз с четко зафиксированной головой. Следует повторить четыре раза с перерывом в десять минут. Далее аналогичным образом повторить вправо-влево.
  4. Необходимо нарисовать или прикрепить на потолке какой – либо сложный узор. Ребенок должен глазами пройти по всем очертаниям данного рисунка от начала до конца.
  5. Посмотрев через окно, найти предмет, находящийся на самом дальнем расстоянии от ребенка, затем перевести взгляд на самый ближний. Поочередно останавливать свое внимание то на одном предмете, то на другом.
  6. Стихотворения. Сейчас можно найти огромное количество упражнений для гимнастики глаз дошкольников в форме стихов. Такие задания придадут малышу игровой настрой.
  7. Цветные круги. Данное задание подойдет для детей, которые умеют отличать один цвет от другого. Перед ребенком крепятся разноцветные круги. Затем он должен по очереди переводить взгляд на те круги, которые называет родитель. Голова должна находиться в неподвижном положении.

Упражнения для ежедневного выполнения

Даже в обычную прогулку с малышом можно включить минуты зрительной гимнастики. Упражнения возможно выполнять в любых условиях, не требующих специальных устройств:

  • Пересчитать все объекты, которые находятся вокруг, включая людей, животных и т.д.
  • Четко «прорисовывать» глазами объекты ровно по их контуру.
  • Следить за предметами, которые движутся, закрывая попеременно каждый из глаз.
  • Целиться в урну и бросать предметы в нее.

Зрительная гимнастика в дошкольных учреждениях

Воспитателям в ДОУ необходимо включать в разминку зрительную гимнастику. Для этого можно воспользоваться следующими приемами и рекомендациями.

  • Использование настенных либо потолочных тренажеров.
  • Проведение гимнастики в стишках, словах и т.п.
  • Проведение занятий с помощью схем и меток для глаз.
  • Проведение развлекательных пятиминуток.

Стереокартинки для отдыха глаз

Разглядывание стереоскопических картинок является интересным и занимательным занятием для ребенка. Для гимнастики глаз дошкольников только необходимо подобрать соответствующие изображения. Стоит начать проведение таких занятий с игровой формы. Например, попросить ребенка найти того, кто спрятался на данной картинке. Каждый день прибавлять по пять-шесть изображений к исходному количеству. И просить малыша вспомнить, что именно изображалось на картинке вчера.

Необходимо следить за тем, чтобы малыш моргал. Для гимнастики глаз рекомендуется использовать картинки, изображенные на бумаге, а не на мониторе. Это снизит напряжение глаз. Исходя из всего вышеописанного, можно сделать вывод, что зрительная гимнастика очень важна в формировании зрения у дошкольников.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector