69 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гимнастика для глаз базарного

«Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного в работе с детьми дошкольного возраста — гимнастика для глаз».
методическая разработка на тему

Глаза ребенка выполняют значительную зрительную работу. От того, как соблюдается правила гигиены, зависит и утомление органа зрения, и сохранение его полноценной функции на будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
doklad_metodiki_bazarova_na_pedsovete.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного

в работе с детьми дошкольного возраста —

гимнастика для глаз».

По данным некоторых ученых 70% всех сведений человек получает из окружающего мира с помощь зрения, другие полагают, что цифра должна быть увеличена до 90%. Недаром А. М. Горький, которому пришлось несколько дней во время болезни пробыть с повязкой на глазах, писал о своем состоянии так: «Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение – это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира». Глаза ребенка выполняют значительную зрительную работу. От того, как соблюдается правила гигиены, зависит и утомление органа зрения, и сохранение его полноценной функции на будущее.

За последнее время в печати появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей. И это яркое свидетельство тому, что проблема века услышана.

Буквально несколько слов об авторе этой замечательной программы. Базарный В.Ф. – русский ученый, врач и педагог-новатор. Более 30 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы страны путем сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях показал, что существующая система воспитания и обучения детей в детских садах, школе сориентирована против природы ребенка.

Являясь руководителем Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем Московской области, совместно с сотрудниками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». На ее базе разработана и широко апробирована целостная система здоровьеразвивающих педагогических технологий.

Его разработки признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены Минздравом, утверждены Правительством, дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.

Под руководством ученого доказано, что способ сидения за столом со склоненной и фиксированной к крышке стола грудной клеткой может на 20-й минуте вызвать признаки стенокардии, а длительное пребывание в этой позе формирует деформацию грудной клетки, недоразвитие мышц диафрагмы, а все это вместе взятое создает условия для патологического развития самого сердца. Кроме этого выяснилось, что неправильная поза сидения за столом первична, а близорукость же вторична, а не наоборот, как считалось. Явление это В. Ф. Базарнов назвал “синдромом низко склоненной головы”. Для снятия зрительной утомляемости на уроках были использованы тренажеры разработанные В. Ф. Базарным: глаз по методике Базарного В.Ф.

К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся:

  • Режим динамической смены поз.
  • Упражнения на зрительную координацию.
  • Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
  • Упражнения на мышечно-телесную координацию.

Режим динамической смены поз:

  • Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут.
  • «Не усади!» – заповедь Базарного.

Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше.

  • «Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» — писал В. Ф. Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у детей зрительно — моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей.
    Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Для реализации режима динамической смены поз В.Ф. Базарный

предлагает два варианта:

  1. использование настольной конторки
  2. а там, где это возможно менять позу детей: за столами – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку.

Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

  • поддержание физической, психической активности умственной сферы;
  • имеет высокие показатели физического развития здоровья;
  • повышается иммунная система;
  • улучшаются ростовые процессы;
  • развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);
  • снижается степень низкой склоняемости головы.

Упражнения на зрительную координацию –

«Сенсорные кресты»
«Никакой преграды глазу!» — еще один принцип В. Ф. Базарного.

  • В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения.

Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных.

Все вместе картины составляют единый сюжет.

Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.

Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.

  • дети с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.

Влияние таких упражнений:

  • данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции,
  • скорость ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни.
  • у детей развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация.
  • дети становятся зоркими, внимательными.
  • очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза.

Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)

Особую роль в профилактике зрительного утомления играет работа со зрительным тренажером Базарного, расположенного обычно на потолке или одной из стен групповой комнаты:

  • на стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям:
  • наружный овал – красный ,
  • внутренний – синий,
  • крест коричнево-золотистый,
  • восьмерка – зеленым цветом.

Каждый цвет выполняет определенную функцию

Красный — активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон.

Зеленый — цвет гармонии, равновесия, успокаивает.

Желтый (коричневый) — цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы.

Синий — тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.

Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.

Методика работы с офтальмотренажёром

  • Детям предлагается проследить глазами по указанному направлению.
  • На подходящей поверхности (потолок, стена, лист ватмана) расчертите разноцветные фигуры. Стрелками на схеме указаны направления, вдоль которых нужно перемещать взгляд при выполнении упражнения.
  • Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя .
  • Эффект снятия зрительного напряжения на описанном зрительном тренажере объясняется тем, что хаотичная напряженная высокочастотная моторика глаз переводится в успокаивающий режим при плавном перемещении взгляда вдоль зрительных траекторий.
  • «Обход» взглядом фигур на тренажере можно производить в двух режимах:
  • только глазами при неподвижной голове и туловище;
  • с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.
  • Рекомендуется делать до 10-12 движений по каждой траектории. Частота таких глазных тренингов зависит от интенсивности зрительной работы и психо-эмоционального состояния человека.
  • Например, в случае необходимости длительное время концентрировать взгляд в близкой точке (рисование, чтение и пр.) и при ощущении высокого психического напряжения следует выполнять упражнениякаждые 15-20 минут.
  • Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

Упражнения на мышечно-телесную координацию

  • Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке группы.
  • Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот

Им можно заниматься в любом положении, но, конечно, удобнее и правильнее всего – в сидячем. Так что сядьте и расслабьтесь. Прикройте глаза и вообразите, что кончик вашего носа – это карандаш или ручка, с помощью которой вы можете что-нибудь написать либо нарисовать. Теперь приступайте непосредственно к письму или же рисованию. По своему усмотрению выберите, что хотите изобразить, и медленно выполняйте. Со стороны будет похоже, будто вы просто задумались и расслабились, чуть прикрыв глаза, так что не переживайте, что будете выглядеть глупо – вовсе нет. Удобство «письма носом» заключается еще и в том, что его можно делать где угодно. Поверьте, никто даже не догадается, что у вас проходит зарядка для глаз, а вы тем временем дадите глазкам долгожданный отдых.

«Диаграмма» для разгрузки зрения

В нашей группе есть и на стене где дети прослеживают путь зверей в теремок. Это прекрасно снимает напряжение с глаз , расслабляет, снимает психологическую утомляемость. Эту диаграмму используем для закрепления пространственных представлений: вверх — вниз, вправо — влево. Уделяем особое внимание профилактики близорукости у детей.

90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Поэтому для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования используем в своей работе гимнастику для глаз, разработанную В.Ф. Базарным.

По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью и он может отказаться от очков.

Вот некоторые элементы этой гимнастики.

1. расслабиться и подвигать зрачками слева — направо; затем справа налево; повторить 3 раза;

2. медленно переводить взгляд вверх — вниз, затем наоборот; повторить 3 раза;

3. представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку , следить за вращением этой точки, сначала в одну сторону, потом в другую; повторить 3 раза;

4. положить ладони одна на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше; глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони. не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

Все эти упражнения способствуют тренировке мышц глаз.

Работаем мы в группе не долго по этой методике но уже можно сказать что у ребят повысилась работоспособность, внимательность, активность. У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль. Они растут доброжелательными, внимательными, заботливыми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одним из важных факторов является получение информации детьми о необходимости заботы о своем здоровье. Получение информации закрепляется выполнением физических упражнений. Особое внимание на своих зан.

Обучение английскому языку дошкольников имеет свои особенности, которые основываются на психофизиологическом развитии детей данного возраста. Раннее обучение способствуе.

Исходная ситуацияКонцепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает .

В данной работе показана актуальность и цель работы со старшими дошкольниками с использованием здоровозберегающих технологий, а именно гимнастики для глаз.

Данное пособие раскрывает актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи, основные направления, задачи.

Данная статья раскрывает актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи, основные направления, зад.

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образо.

Доклад для воспитателей «Гимнастика для глаз по методике В. Ф. Базарного»

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

по методике В.Ф. Базарного

На курсах повышения квалификации я узнала подробнее о здоровьеразвивающей технологии — гимнастике глаз по методики В.Ф.Базарного. Решила поделиться информацией с педагогами и применять эту методику со своими детками.

В. Ф. Базарный офтальмолог , доктор медицинских наук, профессор. Более 20 лет занимается вопросами оздоровления. Специалистами его лаборатории предложены и защищены патентами 44 уникальные технологии оздоровления детей в процессе дошкольного и школьного воспитания и обучения.

Зрение — это основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.

Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи . Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться — важнейшая задача родителей и педагогов.

Детей уже с 2-х лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем — в привычку в них играть. Необходимо регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для глаз.

Для поддержания интереса детей используются гимнастики с предметами , яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т. д., которые крепятся на палочке — указке или даются ребёнку в руку, одеваются на пальчик).

-индивидуальный подход с учётом возраста, состояния здоровья;

-постепенное увеличение нагрузок;

-сочетание с двигательной активностью;

-развитие интереса у ребёнка к этому виду упражнений.

-проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения;

— гимнастику можно включать в занятия и режимные моменты;

— гимнастика проводится в течение 2-3 минут;

-основной прием проведения – наглядный показ действий педагога;

-для фиксации взора используются сигнальные символы в соответствии с заданным сюжетом;

-демонстрацию предмета необходимо производить на уровне глаз детей;

-упражнения хорошо проводить под музыкальное сопровождение.

В углах комнаты, под потолком расположите цветные картонные кружки разных размеров. Предложите детям посмотреть на левый круг несколько секунд, затем на правый, выполните это упражнение 3-5 раз, следите, чтобы у детей работали только глаза, после 3-5 упражнений на 10 секунд глаза закрыть, повторить упражнение 3 раза.

Для расслабления мышц, поддерживающих глазное яблоко, предлагается в течение 10 секунд зажмуривать и расслаблять глаза.

Для выполнения упражнений дети руки ставят под подбородок, чтобы исключить движение головой. Ребёнок должен поднять глаза и посмотреть вверх, затем вниз по 4 раза, перерыв 10 секунд, затем вправо, влево 4 раза, перерыв 10 секунд.

Упражнения для снятия усталости глаз

Вверх морковку подними

На неё ты посмотри,
Вниз морковку опусти

Только глазками смотри.

Вверх и вниз и вправо-влево,
Ах, да Заинька умелый
Глазками моргает,
Глазки закрывает

Зайчики морковки взяли,
С ними весело плясали.

Поднять взгляд вверх.

Опустить взгляд вниз.

Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем

Часовщик прищурил глаз, (Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз)
Чинит часики для нас. (Открыть глаза.)

Вот какая стрекоза – как горошины глаза (пальцами делаем очки) .
Влево, вправо, верх, вперед (глазами смотрим по тексту) .
Ну, совсем как вертолет (круговые движения глаз) .
Мы летаем высоко (смотрим вверх) .
Мы летаем низко (смотрим вниз) .
Мы летаем далеко (смотрим вперед)

Белка дятла ожидала (резко перемещаем взгляд вправо, влево,
Дятла вкусно угощала.
Ну-ка, дятел, посмотри (смотрим вверх, вниз) .
Вот орешки: раз, два, три.
Пообедал дятел с белкой (моргаем глазками) .
И пошел играть в горелки (закрываем глаза, гладим веки указательным пальцем) .

Таким образом, следует отметить, что гимнастика для глаз необходима для снятия зрительного напряжения . Она способствует повышению тонуса глазных мышц, уменьшает утомляемость глаз, действует как профилактика сохранения зрения.

Польза данных упражнений данной гимнастики для детей будет ощутима только при систематическом их выполнении.

Тренажеры для глаз

Бывает так, что человеческий организм дает сбой и один орган не работает полноценно. На протяжении жизни зрение человека меняется и может ухудшаться от естественного старения, но если нет сложных заболеваний, его можно улучшить в детстве, а в пожилом возрасте поддерживать.

Своевременная профилактика зрения а также применение тренажеров для глаз позволит поддерживать глаза в хорошей форме и долгие годы радоваться жизни и окружающему миру.

Тренажеры для глаз представляют собой специальные приспособления для улучшения работы глаз или восстановления зрения. Простейшие тренажеры – перфорированные очки, помогают расслабить глаза после напряженной работы и со временем восстановить, если не полностью, то 2-3 диоптрии вполне возможно.

Более сложные тренажеры очки — тренажеры выполнены в форме шлема, работают от электричества и выполняют дополнительные функции массажа головы, зоны лба и лица. Такой тренажер рекомендуют не только офтальмологи, но и невропатологи и даже косметологи.

Назначение тренажеров для зрения:

  • снимают усталость после напряженной работы;
  • снижают темп возрастных изменений;
  • улучшают кровообращение вокруг глаз;
  • улучшают сон.

Выпускается более 100 видов тренажеров для улучшения и восстановления зрения, не все они полезны. Перед покупкой рекомендуется получить консультацию у доктора, обязательно изучить инструкцию по использованию и противопоказаниям.

Очки-тренажеры для глаз

Очки-тренажеры для глаз выпускаются в виде обычных очков в классической оправе с черным пластиком, вместо стекол. Вся поверхность пронизана отверстиями в определенном порядке. Кто надевает очки впервые, удивительно отмечают, что прекрасно обходятся без стекол с диоптриями.

Отверстия в линзах не простые: конические и цилиндрические. Количество дырочек зависит от модели, в некоторых линза полностью покрыта отверстиями, в других в определенном порядке. Качество это не изменяет.

После надевания очков-тренажеров, меняется восприятие света и его резкости. Перфорация способствует правильному распределению нагрузки на, заставляя работать полностью глаз.

  • возрастных изменениях;
  • трудной работе, когда глаза долго были напряжены;
  • начальной стадии катаракты, строго после консультации с офтальмологом;
  • астигматизме, миопии и амблиопии.

Носить рекомендуется до 2х часов в день. Можно разбить на 3-4 раза, на пример утром 30 минут, а днем и вечером по 1 часу. В очках сложно сфокусироваться на сложной зрительной работе, лучше выполнять, то что вы хорошо и уверенно делаете без очков: готовите пищу, смотрите телевизор, работаете в саду.

Противопоказаниями считаются сложные заболевания глаз, головные боли, внутричерепное давление. В любом случае, если в очках некомфортно их не следует носить.

Тренажер для глаз Базарного

Российский ученый В. Ф. Базарнов долгие годы изучал здоровье глаз школьников и разработал уникальный тренажер. Его можно изготовить своими руками, а при длительном использовании обходиться и без него.

Офтальмологи отмечают хорошее действие тренажера. Также его высоко оценили нейропсихологи. Работа с тренажером ежедневно повышает оценки в школе, детки начинают лучше концентрироваться над заданиями, лучшее соображать в логических задачах.

Сам тренажер для глаз Базарного представляет собой рисунок на стене или потолке из 3 разноцветных линий. В центре крупная горизонтальная восьмерка или знак бесконечности, например зеленого цвета. Вторая линия овальная, чуть больше восьмерки, зеленого цвета. Третья линия полностью повторяет вторую, чуть больше диаметром и красного цвета.

Часто эти три фигуры наносят на стандартный лист ватмана. На стену или потолок крепится так, чтобы пациент мог стоя рассмотреть все линии. Находят точку, от которой начинает глазами повторять восьмерку, затем оба овала. Маленьким деткам сложно сконцентрироваться и не потерять линию, можно помогать себе пальцем, ручкой или указкой.

Противопоказаний нет, если только не общее плохое самочувствие. Обычно все с удовольствием делают упражнения. Рекомендуется делать каждый день по 1 подходу 20 раз по каждой линии, или перед сложной работой, где необходима концентрация.

Гимнастика для глаз Лазаревой

Людмила Лазарева носила очки с детства и страдала набором глазных заболеваний. Став взрослой, начала искать методы по облегчению состояния. Со временем зрение восстановилось, а упражнениями Людмила делится со всеми.

Гимнастика для глаз Лазаревой начинается с массажа, используются подручные средства, потом гимнастика для глаз, которую можно посмотреть на видео ниже. Людмила ведет свой видео-канал, проводит регулярно вебинары и продаёт курс. На протяжении всего курса она совместно с пациентом проводит все упражнения и доводит до хороших результатов.

Тренажер для глаз Лечи-Играй

Тренажер для глаз Лечи-Играй подходит для всех членов семьи, и даже лучше когда все от детей до бабушек тренируются на одном тренажере. Разработан детскими офтальмологами с инженерами в научном институте. Простой в обслуживании, при регулярных тренировках показывает хорошие результаты. Рекомендован при многих глазных нарушениях: миопия, косоглазие, астигматизм.

Тренажер представляет собой трубочку, похожую на популярную игрушку калейдоскоп. Вся тренировка проходит за 2-3 минуты на каждый глаз, можно делать несколько раз в день. Главное сделать все тренировки регулярными и результат обязательно будет.

Порядок работы с тренажером:

  • предварительно нужно сделать гимнастику для глаз;
  • включить тренажер
  • трубку держим в правой руке, окуляр левой. Отодвигаем дальнюю трубку и смотрим на дальний объект, например картину на стене или цветок на окне. Потом переходим к ближайшему предмету, любой игрушке на столе, при этом поворачивая окуляр вокруг своей оси.
  • повторять 3-5 раз.

Тренажер для глаз Бейтса

Метод восстановления зрения предложен американским врачом-офтальмологом Бейтсом помогает восстанавливать зрение уже 100 лет. Методика временами запрещалась, врачи доказывали не эффективность. Но многие успешно применяют тренажеры для глаз Бейтса и довольны своими результатами.

Тренажер Бейтса представляет собой очковую оправу, в стекла, которых вставлены светодиоды. С наружной стороны прикреплены провода и пульт управления. Пациент надевает очки, включает тренажер и начинается лечение световыми импульсами. Аппарат имеет несколько режимов работы, сеанс длится 15 мин, таймер находится в самом аппарате и по истечении времени отключается.

Тренажер тщательно закрепляется не только на переносице, а полностью на голове. Глаза обязательно закрыты, тело расслаблено и обязательно в удобной позе. Во время работы массажера, у пациента нормализуется внутричерепное давление, снимается утомление глаз, повышается острота зрения.

Тренажеры для глаз при амблиопии

Лечение необходимо начинать в детстве, пока глаз растет. При амблиопии (ленивые глазки) основное лечение направлено на тренировку глазных мышц. Дополнительно офтальмологи назначают коррекцию специальными линзами.

Диагностируется амблиопия на специальном приборе рефрактометре, доктор определяет степень искаженности линий и назначает физиотерапию и очки. Проблема амблиопии в том, что каждый глаз видит картинку по-разному, один из распространенных вариантов – правый не видит параллельные полосы, левый вертикальные.

Компьютерная программа «ЕУЕ»

Компьютерная программа «ЕУЕ» предназначена для диагностики и лечения амблиопии и косоглазия, восстановления и развития бинокулярного зрения. Разделения полей зрения осуществляется с помощью красно-синих очков. На экране появляются изображения, мышкой выполняются задания, глазки работают.

Офтальмолог назначает 10-15 сеансов, которые рекомендуется повторять каждые полгода. Программу можно установить на домашний компьютер, но тут главное не переусердствовать, при длительных занятиях можно навредить.

Методика Гончаровой-Кюпперса

Если дома компьютера нет, а клинику посетить не всегда удобно, можно ознакомиться с методикой Гончаровой-Кюпперса. Потребуется темная комната и электрическая лампочка мощностью 60 ватт. и светонепроницаемая бумага. Вырезается кружок, немного меньше 1см., наклеивается на лампу. Можно сделать каплю строительной краской красного цвета.

Человек садится в темной комнате, один глаз плотно закрывается повязкой. На расстояние 50-60 см. смотрит на кружочек светонепроницаемой бумаги включенной лампы в течение 20-30 сек, далее взгляд переносится на белый лист бумаги. Каждая процедура выполняется по 3 подхода на каждый глаз. Делать упражнения рекомендовано 1 раз в день, в течении 1-3 месяцев или каждый месяц по 12-14 дней.

Засветы

Еще один похожий метод, офтальмологи называют «засветы». Лампа мощностью 100 ватт. помещается в мешок или колпак черного цвета из плотной ткани. Саму лампу можно покрасить в красный цвет или надеть пленку. В центре вырезается кружок диаметром 3-5см.

Расстояние между пациентом и лампой 40 см. Человек смотрит на лампу 20-30 сек, затем выключает свет на 3-5 сек, и вновь засвет. Выполняется 1 раз в день, в течение 3 месяцев.

Тренажер для глаз на компьютере

Современные гаджеты не только могу ухудшить зрение, но также могу помочь глазам отдохнуть. Существует ряд различных офтальмологических приложений для смартфонов которые предназначены для расслабления и отдыха глаз.

Также существует ряд графических программ для зрения и на компьютера. Пациента усаживают напротив монитора и включают специальные программы.

Одной из наиболее распространенных тренажеров для глаз на компьютере считаются иллюзии, повторяющиеся рисунки и бесконечные лабиринты. Пациент должен наблюдать за центром экрана, не отвлекаться. Занятие часто сильно расслабляет пациента, маленькие детки могут заснуть около монитора.

Тренажеры-массажеры для глаз

Тренажер представляет собой мощные очки, которые хорошо прикрепляются к голове и массируют большую область вокруг глаз. Зона прикосновения к глазам, снабжена дополнительными массажными щупальцами. Между ними находятся магниты, прибор дополнительно оказывает стимуляцию магнитотерапией.

Массажеры подключаются к сети и имеют пульт управления. Часто в приборах заложен таймер, процедура должна длиться не более 15 мин. После включения начинается слабая вибрация. Перед сеансом лучше принять удобную позу, с прибором ходить нельзя, да и расслабляться, лучше всего полулежа.

Польза и вред тренажеров для глаз

Среди пациентов и офтальмологов ведутся споры на тему пользы и вреда тренажеров для глаз. Врачи достаточно широко используют тренажеры в детской терапии восстановления зрения. Физиокабинеты есть в каждом глазном диспансере и в комплексном лечении всегда применяются эти методы курсом.

Обычно на курс предлагаются витамины, препараты, улучшающие головное кровоснабжение и работу сосудов. Лечебная гимнастика и большой курс занятий на тренажерах. В восстановлении зрения у детей это дает хорошие результаты. Между курсами многим назначают окклюзию – закрытие по очереди глаз.

При регулярном лечении, а это обычно каждые полгода, терапия дает хорошие результаты. Но со временем, когда глаза выросли, замедляется и восстановление зрения. Взрослые окулисты назначают совсем другое лечение, часто это хирургическое вмешательство.

Для поддержания результатов и рекомендуется использовать тренажеры и гимнастику для глаз. Какой лучше выбрать? Обязательно посоветуйтесь с офтальмологом. Разговоры о том, что тренажеры не помогают именно в том, что аппарат выбран неверно или используется не корректно.

Зрительные тренажёры

Технологии здоровой жизни

В классе на занятиях с тренажёром

Назначение

Для профилактики и снятия зрительного и психогенного утомления, а так же стрессов у школьников, офисных работников, лиц, занятых напряжённым зрительным трудом в режиме ближнего зрения (сборка микросхем, продолжительная работа с компьютерами, студенты ВУЗов в период экзаменационных сессий и другие).

О том, что при таких видах деятельности в эпицентре проблем самочувствия и здоровья оказалась зрительно-вестибулярная система указывает следующее наблюдения И. Краузе – Либшера из Центра профессиональной гигиены Германии (1976):

«Жалобы не ограничиваются только глазами, но включают та ухудшение общего самочувствия или расстройства других органов и систем. Однако вначале пациенты, как правило, жалуются на нарушение зрения, например на «появление тумана перед глазами», на «мерцание» и другие зрительные расстройства при работе на близком расстоянии. К этому добавляются жалобы на понижение работоспособности, невозможность концентрировать внимание. Затем присоединяются боли во лбу или затылке, иногда колотье ил ночные боли в области сердца, состояние страха, забывчиво бессонница, обмороки, тошнота, пугливость, боязливость. В некоторых случаях у таких пациентов отмечается специфическое стереотипное положение головы — поза, характерная для выполнения тонких операций и контроля з работой мелких механизмов. При однократном обследовани обычно не удается установить органических поражений. Осмотр пациента терапевтом нередко выявляет функциональные нарушения, например колебания артериального давления с наклонностью к коллапсу».

Вся трагедия наших детей, заключается в том, что ещё в 70-е годы ХХ столетия на Западе появились работы, указывающие, что труд школьника сравнялся с трудом взрослых, занятых на участках наряжённого зрительного профиля. В этих условиях встаёт естественный вопрос: если взрослые с их физической и психической зрелостью при зрительно-напряжённых работах испытывают «боли в области сердца…бессонницу» и падают в «обмороки», то что же тогда говорить о школьниках с их физической и психической незрелостью?

Ясно, что всё отмеченное выше нельзя исправить без радикального изменения эргономики самого учебного процесса.

Для этой цели под руководством проф. В.Ф.Базарного ещё в 70-80-е годы ХХ столетия были оптимизированы эргономические режимы организации и проведения учебного процесса.

В 1989 году программа была утверждена министерством здравоохранения РСФСР и вошла в правительственные постановления под названием «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы организации учебно — познавательной деятельности в детских садах и школах».

На сегодняшний день программа прошла экспертизу головных НИИ в области гигиены и здоровья детей РАН и РАМН. Получены убедительные данные на обоснование массовой профилактики утомления детей и формирования школьных форм патологии.

Согласно полученным данным и требованиям федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», выдано первое (и пока единственное) санитарно–эпидемиологическое заключение как на здоровьесберегающую программу.

Одним из методов данной программы является поддержание работоспособности учащихся за счёт профилактики утомления и стрессов с помощью :

  • Автоматизированной системы «Зрительно – Вестибулярных Тренажей» («ЗЕВС»)
  • Интегральной «Схемы Универсальных Символов» («СУС»)

Обе вышеперечисленные системы не заменяют, а дополняют друг друга. В частности если «ЗЕВС» несёт в себе мощное энергоактивирующее начало (В.Ф.Базарный, Э. Я. Оладо в материалах симпозиума «Офтальмоэргономика операторской деятельности». Ленинград. 1986 год), то упражнения с помощью «СУС» несут антистрессогенное, успокоительное и синтезирующие начала(между чувством локализации в пространстве и моторной сферой).

Выполненными исследованиями под руководством В.Ф. Базарного установлено главное: в основе утомления учащихся (как и взрослых, занятых напряжённым зрительным трудом) лежит нарушение телесно-моторного ритма, который призван интегрировать высокочастотные моторные ритмы глаза (а точнее зрительного сканера) и руки. При этом синтетическая роль телесно – осевого ритма выявляется только в режиме телесной вертикали.

Авторитарная и закрепощающая «педагогическая усидчивость» приводит к разобщению чувственно–моторного синтеза между глазом и рукой, на основе которого выполняются все осознанные тонко координированные ручные манипуляции. В свою очередь это сопровождается расстройствами зрительно – моторных и ручных ритмов и, как следствие, своеобразной судорожностью – хаосом в микродвижениях глаз и руки.


Фото 1: занятие с тренажёром на уроке

Исследованиями установлено: чем в большей степени дети и взрослые работают в режиме ближнего зрения, тем в большей степени нарастает моторный хаос зрительного сканера. В этих условиях для наложения ритмов глаза и руки дети и взрослые вынуждены всё больше и больше напрягать всю мышечно–моторную систему тела, а так же сближать руку с глазами(головой). А это сопровождается напряжением и истощением энергетического потенциала, а также различными временными и постоянными психогенными расстройствами. И чем в большей степени человек сближает голову к объекту зрительного внимания, тем в большей степени нарастает хаос (судорожность) в работе зрительного сканера.

Так же установлено, что подобные состояния на начальных этапах можно снимать с помощью прослеживания за волнообразными линиями удалёнными от глаз. При этом эффективность профилактики значительно возрастает если прослеживание за волнообразными линиями сопровождается с движениями глаз головой и телом, при приподнятой голове.

Полученные научные факты позволили разработать методику энергетической активации и синхронизации высокочастотных ритмов в зрительно-ручном контуре — методику зрительно–вестибулярных тренажей с помощью интегральной схемы универсальных символов («СУС»).

Схема нанесения «СУС» на потолке учебной комнаты

Способ нанесения и размеры схемы на потолке в каждом случае определяется индивидуально с учётом разных размеров учебных комнат и расположения на потолке светильников. При этом желательно предварительно проконсультироваться с сотрудниками нашей организации. Исследования выявили: наибольшую эффективность несёт в себе «СУС» если он изображён на потолке в максимально возможных размерах.

Цвета каждой траектории должны быть строго соблюдены.

Самый простой способ

  • Сначала мелом на полу наносятся контуры схемы «СУС» таких же размеров, которые будут нанесены и на потолок.
  • Далее кто-либо из сотрудников берёт в руки длинную указку и, обходя контуры схемы на полу, наносит предварительные метки на потолке.
  • После этого по готовым меткам на потолок наносятся окончательные цветовые траектории.

Методика выполнения зрительно–вестибулярных тренажей

В случае, если в классе смонтирована система автоматизированных зрительно – ве6тибулярных тренажей «ЗЕВС», то тренаж со схемой «СУС» выполняется чередуя с «ЗЕВСОМ». Например, после 15 минут урока в течение 1-1,5 минуты выполняется автоматизированный тренаж с помощью «ЗЕВС», а спустя полчаса занятий – с помощью схемы «СУС».

Методика выполнения зрительно–вестибулярных тренажей с помощью «СУС»

  • Выполняется только стоя
  • Желательно чтобы в центре класса было свободное пространство. (Фото 2)
  • Дети становятся в этом пространстве и по команде учителя, либо одного из учеников раз – два – три – четыре и т. д. с частотой примерно 1 секунда на цикл делают наклоны туловищем влево – вправо (10-12 раз)
  • Затем вперёд – назад (10-12 раз)
  • После этого делают следящие и скоординированные по зелёному контуру движения глазами, головой и всем телом в количестве и 10-12 раз. Один оборот делается примерно за одну секунду.
  • Затем по красному контуру столько же раз
  • Затем по восьмёрке
  • Эффективность тренажа повышается, если движения по линиям «ИСУ» синтезированы глаз и рук (Фото 1)


Фото 2: школа №7 г. Ялта

Читать еще:  Как убрать отек под глазом после удара
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector