0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Достоинства и недостатки метода

Достоинства и недостатки различных методов

Психология обладает целым арсеналом методов, позволяющих эффективно проводить психологические исследования. Не существует идеальных, удобных во всех отношениях методов исследования. У них есть как достоинства, так и недостатки.

Например, главным преимуществом метода наблюдения можно назвать непосредственную связь исследователя с объектом его изучения. Кроме того, очень важным является отсутствие опосредствующих звеньев и оперативность получения информации. Именно этот метод даёт возможность уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода — ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений. И, наконец, относительная дешевизна — важный атрибут, присущий этому методу. Однако, все эти достоинства не исключают и ряда недостатков. Этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Данный метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей и большого количества событий.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, полученные при помощи анкет и вопросников не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. Исследования эффективности анкетирования показывают, что ожидания оправдываются примерно наполовину. Это обстоятельство резко сужает диапазон применения анкетирования и подрывает доверие к объективности полученных результатов. Анкетирование к тому же практически не дает возможности исследователю контролировать ситуацию. Он почти не имеет возможности убедиться, что анкета была вручена тому, кому предназначалась и что на нее отвечает тот, кому следует. У него также нет уверенности, что респондент правильно понял все вопросы.

Интервью, как и анкетирование, имеет свои достоинства и недостатки, которые примерно уравновешены. Интервью «лицом к лицу» позволяет интервьюеру получить дополнительную информацию, наблюдая поведение респондента. Интервьюер может также уточнить вопрос, вызвавший затруднение респондента. И, наконец, интервьюер точно знает, что на его вопросы отвечает именно тот человек, который его интересует. Но в применении и этого метода исследователь сталкивается с затруднениями. Главное из них связано с достоверностью, правдивостью информации, которую сообщает о себе респондент.

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Но беседы — очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный — для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.

Биографический метод основан на изучении психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии. Достоинство метода- надежность и обоснованность выводов о психологических особенностях человека. Но метод трудоемок и не может быть использован широко. Использование биографического метода сопряжено с применением ряда частных методик: опросников, интервью, тестов, свидетельств очевидцев, с изучением продуктов деятельности и т.д.

«Архивный метод» («анализ продуктов деятельности», или праксиметрический метод) содержит в себе ряд ценных качеств, которые отсутствуют в других методах. Он позволяет проверять гипотезы, используя данные широкого исторического и социального диапазона на материалах различных времен и народов, что недоступно другим методам. Многие сведения и факты относятся к вековой истории, т. е. охватывают такой временной период, который находится вне сферы исследования других, уже описанных методов. Другим достоинством архивного метода является то, что для его проведения используется беспристрастная информация, т. е. сведения о людях без личного знакомства с ними. Но, хотя при его использовании практически отсутствует проблема требуемых характеристик и очень мала вероятность столкнуться с ожиданием оценки, тем не менее, и здесь не обходится без своих проблем. Самая существенная из них — отсутствие или недостаток нужной информации. Данные, сосредоточенные в архивах, могут быть фрагментарными, неполными, в результате чего исследователь не имеет возможности получить то, что ему требуется. Когда информация искажена или неточна, невозможно адекватно проанализировать данные. И даже в том случае, когда имеется доступный необходимый материал, его порой трудно классифицировать, рассортировать таким образом, чтобы он стал пригодным для исследования.

Методы контент-анализа должны быть разработаны более тщательно и точно, чем те, которые используются в других исследованиях. Но эти процедуры трудоемкие, они отнимают много времени и к тому же не всегда бесспорны.

Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного, продольного (в этом его достоинство) изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни. При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических образований. Этот метод конкретизируется в совокупности самых разнообразных методик. Его недостаток в возможной ошибочности обобщения, связанной с недостаточной полнотой или глубиной собранного материала.

Достоинство диагностических методов( различных тестов), наряду с точностью и портативностью, состоит в очень широком спектре исследовательских задач, которые могут решаться с помощью данных методов. Основным недостатком большинства диагностических методик является осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, которое часто приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов (иногда начинает действовать желание испытуемых угадать, что от них хочет экспериментатор, иногда — стремление поднять свой престиж в глазах экспериментатора или других испытуемых и т.п.), что искажает результаты эксперимента. В процессе тестовых исследований не учитывается влияние многочисленных условий, которые так или иначе влияют на результаты, — настроение испытуемого, его самочувствие, отношение к тестированию.

Главным достоинством экспериментальных методов является то, что исследователь имеет возможность проверить свои гипотезы с точки зрения их причинно-следственных связей. Возможность работать с независимыми переменными и задавать, применяя принцип случайности, различные экспериментальные условия для участников дает основание для выводов о причинах и следствиях. Кроме того, эксперимент позволяет исследователю конструировать, отсортировывать, отбирать переменные таким образом, чтобы упростить сложные явления социального мира, разложив их на составляющие. Другим преимуществом эксперимента является его практичность. Проведение эксперимента в лабораториях очень удобно во многих отношениях. Эксперименты, проводимые в полевых условиях, менее удобны. При работе в полевых условиях эксперимент имеет ряд и более существенных недостатков. Это сложность подбора контрастных естественных условий и, в частности, все недостатки неэкспериментальных и диагностических методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора экспериментальных данных. Экспериментальные условия, создаваемые в исследовании, лишь частично отражают реалии повседневной жизни, выхватывая из нее лишь какой-то фрагмент, лишенный контекста. Поэтому многие ситуации, создаваемые в лабораториях, мало похожи на настоящую жизнь

Формирующие методы выявляют резервы психического развития и одновременно конструируют, создают новые психологические особенности испытуемых. Формирующий метод позволяет направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление. Этот метод считают ведущим типом исследовательского метода в экспериментальной области психологии. Его сложность — в тщательной подготовке.

Читать еще:  Острая венозная недостаточность

В психологии обычно используют не один какой-либо метод, а ряд методов, взаимно дополняющих друг друга.

личность темперамент сензитивный ролевой репертуарный

Психология

Категории блога

Методы психологии.

Методы психологии.

Метод- путь получения информации об интересующем объекте и предмете.

Методы- теоретические и эмпирические.

Теоретические методы: анализ, обобщение, классификация, сравнение, подведение под понятие.

Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение (интроспекция), эксперимент, тестирование, опрос (анкета, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности.

Схема характеристики метода исследования.

1. Определение.
2. Перечислить виды.
3. Назвать требования, предъявляемые к данному методу.
4. Назвать достоинства метода.
5. Назвать недостатки.

Характеристика методов исследования.

Наблюдение- метод психологии, основанный на целенаправленом восприятии поведения, деятельности, поступков человека.

Виды: сплошное, открытое, включенное, внешнее, выборочное, закрытое, невключенное, внутреннее.

Сплошное- за всем происходящим и выделение орпделенных единиц.

Выборочное- конкретный процесс.

Открытое- наблюдаемый знает о наблюдении.

Закрытое- наблюдаемый не знает о наблюдении.

Включенное- исследователь находится внутри группы.

Невключенное- исследователь не входит в группу.

Внутреннее- наблюдение за собой.

Внешнее- прочие наблюдения.

1. Цель.
2. Составить план наблюдения:

3. Выдение единиц наблюдения и способов фиксации.

Единицы наблюдения:
-жесты
-действия
-поступки
-речевые высказывания
-вегетативные реакции
-паузы
-интонационные изменения

Способы фиксации:
-сплошная запись
-таблицы
-схемы с заранее продуманными условными обозначениями.

Исследователь не вмешивается в естественное течение процессов.
Малые материальные затраты.

Большие временные затраты.
Невозможность повторения.
Возможный субъективизм наблюдателя.

Эксперимент- метод психологии, в котором целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

Виды: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий, срез.

Лабораторный- искуственные условия, лаборатории, использование специальных приборов.

Естественный- активное влияние на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого.

Констатирующий- выявление определенных психических особенностей и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества.

Формирующий- выявление закомномерностей развития психики ребенка в процессе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на формирование психики испытуемого.

Срез- кратковременная констатация состояния изучаемого объекта на различных этапах его развития (поперечные- сопоставление разных групп испытуемых; продольные- измерение отдельных психических качеств у одних и тех же людей).

1. Планирование:
-сформулировать цель;
-определение контингента испытуемых;
-подборка методик;
-определение места и времени его проведения.

2. Проведение:
-установление доверительных отношений с испытуемым.

3. Эксперименты всегда проводятся индивидуально, в отдельном помещении, если не предусмотрено групповое исследование.

1. Исследователь сам создает условия, чтобы вызвать проявление психических процессов.
2. Исследователь может целенаправленно изменять условия и течение психических процессов.
3. Строгий учет протекания эксперимента.
4. Возможность проведения среди большого количества испытуемых —> установление общих закономерностей развития психических процессов.

1. Исследователь знает об эксперименте.
2. Невозможность организации исследования так, чтобы испытуемый не знал, что является объектом исследования.

Психодиагностические методы исследования.

Тест- краткие стандартизированные психологические методики, в результате испытания которых оцениваются те или иные личностные качества.

Виды: тесты-опросники, тесты-задания, тесты способностей, тесты личностные, тесты достижений.

Тесты-опросники- система заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения валидности и надкжности вопросов, по ответам на которые судят о психических особенностях человека.

Тесты-задания- оценка психики человека на основе того, что и как он делает.

Тесты способностей- оценка возможностей человека в овладении знаниями, умениями и навыками.

Тесты личностные- оценка эмоционально-волевых качеств личности, особенности поведения в различных условиях.

Тесты достижений- оценка уровня овладения знаниями в связи с конктретными программами подготовки.

1. Бланки-рисунки, схемы, таблицы, опросники.
2. Аппаратура для обработки результатов.

1. Краткость.
2. Массовость использования.
3. Возможность статистической обработки.

При использовании тестов учитываются количественные, а не качественные показатели.

Опрос- метод психологии, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Виды: анкета, интервью, беседа.

Анкета- опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

Интервью- получение информации путем устных ответовна вопросы.

Беседа- получение информации путем речевого обсуждения интересующего вопроса.

1. Сообщение некоторых данных о себе.
2. Ряд задаваемых вопросов.

1. Анкета: получение большого количества информации за относительно малый промежуток времени.
2. Наблюдение за поведением и реакциями человека.
3. Изменение тактики, содержания задаваемых вопросов.

1. Письменная форма: неполная достоверность данных.
2.Устная форма: большие временные затраты.

5. Анализ проудктов деятельности.

1. АПД- выявление и оценка психологических особенностей человека.
2. Виды зависят от выполняемых действий.
3. Требования: наличие определенных материалов.
4. Достоинства: достоверность данных.
5. Недостатки: возможные затраты большого количества времени; ограничение материалов.

Проективные методы исследования.

Проективный метод- метод психологического исследования, заключающееся в анализе события, личного отношения к нему.

Виды: ассоциативный, интерпретационный, конструктивный, аддитивный, импрессивный, экспрессивный, катартический, моделирование, генетический.

Ассоциативный- предъявление беспорядочного материала, требующего придания субъективного смысла.

Интерпретационный- толкование событий, ситуаций, изображений.

Конструктивный- предъявление отдельных деталей для составления разных целостных картинок.

Аддитивный- дополнение, завершение.

Импрессивный- выбор решения, связанный с влечениями, симпатиями, намерениями.

Экспрессивный- деятельность на свободную или задуманную тему.

Катартический- творческая деятельность в особо организованных условиях.

Моделирование- копирование объекта исследования, с целью его упрощения.

Генетический- определение роли генотипических или средовой обусловленности психологических свойств и особенностей поведения человека.

Достоинства и недостатки метода наблюдения

Этапы проведения наблюдения

Необходимо заранее тщательно разработать план и программу наблюдения. Общие требования к программе социологического исследования распространяются и на программу наблюдения. Процесс наблюдения условно можно разделить на четыре этапа: подготовка исследования; сбор первичной социологической информации; обработка материала и оформление результатов.

1) Подготовка исследования.На этом этапе составляется программа наблюдения, организуется процесс наблюдения. В программе описывается проблемная ситуация, устанавливаются цели и задачи наблюдения, определяются его предмет и объект, дается их предварительная характеристика. Основные понятия предстоящего исследования интерпретируются, операционализируются и формулируются как единицы наблюдения. Четко устанавливаются сроки проведения наблюдения. Если в этом есть необходимость, формируется рабочая группа, и распределяются обязанности между членами группы. Решается вопрос относительно использования финансовых и материально-технических средств. Получаются соответствующие разрешения, устанавливаются контакты с руководителями учреждений, где будет проходить исследование, и налаживаются взаимоотношения с людьми на объекте (если наблюдение не тайное).

Среди исследуемых проводится разъяснительная работа. Наблюдаемым объясняют цель и задачи предстоящего наблюдения, предполагаемый результат, возможный характер его использования.

На основе предварительно собранных материалов выбирается способ (вид) наблюдения. Определяются средства сбора информации. Подготавливаются технические средства и документы (тиражируются карточки, протоколы, инструкции), письменные принадлежности и т. п. Важное место на этом этапе занимает инструктирование и подготовка наблюдателей.

Желательно, если есть необходимость, провести пилотажное исследование для того, чтобы апробировать методику и технику проведения социологического наблюдения.

2) Сбор первичной социологической информации.

Это этап непосредственного наблюдения, на нем происходит сбор информации о проблемной ситуации и ее фиксация в документах наблюдения. Запись результатов наблюдения может быть выполнена в виде:

Читать еще:  Заболевания страница 60 из 128

1) краткой записи, проведенной «по горячему следу», насколько позволили место и время;

2) карточек, служащих для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц, явлений, процессов;

3) протокола наблюдения;

4) дневника наблюдений;

5) технической записи (видео-, фото-, кино-, звукозапись).

Карта наблюдения

остановка ул. Волгоградская, время наблюдения 7.00-8.00Ф.И.О. наблюдателя Петров А. А.
№ п/п№№ маршру­товминута отправ­ленияСтепень наполняемости
пустойнаполненполныйпереполнен
X
X
.

При фиксировании результатов наблюдения следует соблюдать обязательное требование — запись вести одновременно с самим наблюдением. Записанные результаты позволяют не только фиксировать изменения в наблюдаемой ситуации (объекте наблюдения), сравнивать результаты наблюдения с данными, которые могут быть получены с помощью других методов сбора эмпирических данных, но и осуществлять контроль за работой наблюдателя. При неконтролируемом и неструктурализованном наблюдении, как правило, результаты имеют вид развернутого описания событий, явлений, ситуаций, которые служат объектом наблюдения. Чтобы избежать смешения данных наблюдения с выводами исследователя, всегда необходимо указывать, что является только результатом наблюдения, а что — интерпретацией событий наблюдателем. Строгая форма записи не задается.

Если планируется проведение контролирумого и структурализованного наблюдения, то исследователь должен заранее сконструировать документ наблюдения (карточку, таблицу, план), в котором будут фиксироваться наиболее значимые с точки зрения задач исследования элементы ситуации. Запись результатов наблюдения может вестись заранее обусловленными знаками, когда цели исследования требуют только фиксации наличия тех или иных элементов ситуаций, той или иной формы поведения:

— напр., не говорит — 0, говорит — 1;

— напр., индивид действует так, как если бы он был учителем — 1; врачом — 2; родственником — 3; соседом …).

Реакция участников собрания на выступление, доклад (обвести кружком нужную цифру)

Тип реакцииСила проявления реакции по группам наблюдателя (шкальные оценки)Особые заметки, заранее не формализуемые
Одобрительные реплики, возгласы, аплодисменты1, 2, 3, 4, 5, 6
Неодобрительные реплики, возгласы и т.п.1, 2, 3, 4, 5, 6
Требование допол­нительной информации1, 2, 3, 4, 5, 6
Разговоры, связанные с обсуждаемым вопросом1, 2, 3, 4, 5, 6
Вопросы к выступающему1, 2, 3, 4, 5, 6
Отсутствие реакции (нейтральное отношение)1, 2, 3, 4, 5, 6
Призывы к соблюдению порядка1, 2, 3, 4, 5, 6
Призывы к соблюдению регламента1, 2, 3, 4, 5, 6
Разговоры, тему которых определить невозможно1, 2, 3, 4, 5, 6
Посторонние разговоры1, 2, 3, 4, 5, 6
Занятие посторонними делами1, 2, 3, 4, 5, 6

Контроль проведенного наблюдения можно осуществлять разными способами:

1) провести беседу с наблюдаемыми;

2) обратиться к документам, связанным с наблюдаемым событием;

3) проверить результаты собственного наблюдения наблюдением, проведенным другим квалифицированным наблюдателем;

4) послать необходимые документы проведенного исследования другому социологу с целью повторения наблюдения.

3) Обработка материала.Полученный материал обрабатывается в соответствии с разработанной программой исследования, в которой указывается, как будет происходить обработка информации.

На этом этапе происходит выбраковка, шифровка, кодировка, ввод в базу данных на ЭВМ. Для обработки используются математико-статистические методы. Информацию можно полностью или частично обработать и вручную. Результаты обработки приводятся к системе показателей и эмпирических индикаторов. После этого полученные данные сводятся в таблицу, изображаются графически: в графиках, схемах, матрицах и т. п.

4) Оформление результатов.После того как материал обработан, полученные документы, таблицы и результаты наблюдений тщательно изучаются.

На основе этого делаются выводы о подтверждении или опровержении выдвинутых первоначально гипотез. Выявляются и формулируются разные социальные закономерности, тенденции, противоречия, новые проблемы. В конце исследования оформляются основные результаты. Главным итоговым научным документом является научный отчет, в котором подробно описываются все основные моменты хода исследования и главные результаты. В отчете о проведенном наблюдении обязательно должны быть:

а) тщательная документация о времени, месте и обстоятельствах произведенного наблюдения;

б) информация о роли наблюдателя в группе, способе/виде наблюдения;

в) характеристика наблюдаемых лиц;

г) подробное описание наблюдаемых фактов;

д) собственные заметки и интерпретации наблюдателя.

На базе полученных выводов разрабатываются практические рекомендации для обоснования и принятия определенных управленческих решений или для регулирования социальных отношений. Кроме этого, результаты научно-исследовательской работы могут быть изложены в выступлениях на научных конференциях, на семинарах, путем публикации статей и монографий, докладной записки в соответствующее ведомство.

Достоинства и недостатки метода наблюдения

Методу наблюдения присущи как достоинства,так и недостатки.

1.Дает возможность уловить детали изучаемого явления, его многогранность.

2.Позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в отличие от других методов сбора первичной социологической информации, которые основываются на предварительных или ретроспективных суждениях респондентов.

3.Отсутствуют опосредующие звенья, осуществляется прямой контакт между исследователем и исследуемым объектом, что дает возможность получать более достоверную, объективную и оперативную информацию о действиях людей в определенных социальных ситуациях, т. е. о социальных фактах.

4.Помогает полнее и точнее понять смысл поведения или каких-либо действий наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакции на происходящие события.

5.Исследователь в определенной степени не зависит от объекта исследования, т. е. он может собирать факты независимо не только от умения, но и желания наблюдаемых говорить.

Недостаткиметода наблюдения можно свести к двум группам: объективные (независимые от наблюдателя) и субъективные (связанные с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя).

Объективные недостатки метода:

1. Редко может быть использован при наблюдении больших совокупностей.

2. Меньшая возможность широкого обобщения полученных результатов исследования, чем в других исследованиях.

3. Сложность, а порой и невозможность повторения наблюдения.

4. Получение качественного, а не количественного характера выводов.

5. Часто возникают трудности при фиксации и описании исследуемых явлений, необходимость делать эту работу после проведения наблюдения.

6. Трудности при проведении дифференциации и выделении признаков наблюдаемой ситуации.

7. Ограничена возможность получения данных о целях и мотивах поведения.

8. Возможность проведения лишь в момент совершения события. Для изучения прошлого, например выяснения природы социального энтузиазма в 1920-е годы, потребуется использовать другие методы: анализ документов, свидетельства очевидцев, кинохроники, художественную литературу. Таким образом, в данном случае будет анализироваться опосредованное наблюдение.

9. Ограниченность наблюдения временем совершения интересующего наблюдателя события.

10. Высокая трудоемкость. Часто для сбора первичной информации привлекается большое число людей с достаточно высокой квалификацией.

11. Массовое наблюдение с применением кино-и фотоаппаратуры, звуко- и видеозаписи является одним из самых дорогостоящих методов сбора первичной социологической информации.

12. Не все социальные факты поддаются непосредственному наблюдению, целый ряд областей оказывается почти или полностью недоступным изучению с помощью наблюдения (например, семейные и сексуальные отношения, поведение людей в критических ситуациях и т. п.).

Субъективные недостатки метода:

1. Возможно невольное вмешательство исследователя в естественный ход событий.

2. Значительная вероятность ошибок в связи с возникновением «барьера субъективности» при интерпретации событий. Результатом наблюдения оказывается не просто констатация факта как такового, а констатация той или иной интерпретации наблюдаемого факта исследователем.

Читать еще:  50 картинок с иллюзиями и оптическим обманом зрения

3. На качество получаемой информации может ощутимо повлиять различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть ценностных ориентаций, стереотипов поведения, интересов и т. д. Например, часто в бригаде рабочих обращение друг к другу на «ты» является нормой для всех ее членов. А исследователь, который не привык к такой форме обращения в своей среде, может оценить это как неуважение, фамильярное отношение молодых рабочих к старшим.

4. Возможен эффект «снисходительности» — тенденция оценивать ситуацию преувеличенно положительно. Это происходит в том случае, если наблюдатель считает, что отрицательный результат наблюдения может принести ему неприятности. В одних случаях причиной эффекта «снисходительности» могут выступать: забота исследователя о своем престиже, проявление симпатии к наблюдаемому или личные связи с ним, поверхностное выполнение исследования. В данном случае «благодушные» оценки скорее говорят о беспечности исследователя, чем о его снисходительности.

5. Порой возможна ошибка «контрастности». Она основывается на склонности (чаще неосознанной) наблюдателей, при оценке других людей игнорировать у них такие черты характера, которые свойственны им самим. Например, темпераментный будет считать, что другие люди, наоборот, излишне вялы, рассудительны и малоэкспрессивны.

6. Включенный наблюдатель может утратить объективность, занять позицию тех, в среде кого он действует.

7. Эффект эксперимента. Например, наблюдаемые, зная, что являются объектом изучения, искусственно меняют характер своих действий, чтобы подстроиться под то, что по их мнению, хотел бы видеть наблюдатель.

8. Эффект ореола. Он основан на общем впечатлении, которое наблюдаемый производит на наблюдателя, и ведет к поверхностным обобщениям в восприятии и классификации. Например: наблюдатель отмечает у наблюдаемого ряд положительных актов поведения, которые, по его мнению, особенно существенны. А если наоборот, после предварительных контактов сложилось негативное ожидание, то это может привести к преувеличенно отрицательной оценке деятельности наблюдаемого.

9. Ошибка усреднения, которая состоит в боязни крайних суждений. Известно, что экстремальные признаки поведения встречаются значительно реже, чем свойства средней интенсивности. Поэтому некоторые исследователи стремятся избегать крайних оценок, приближают их к средним величинам. В итоге результаты наблюдений становятся однотипными. Чтобы избежать этого, рекомендуется при изучении уровня интенсивности поведения закладывать все оценки от крайне положительных до крайне отрицательных. Причины также могут заключаться в неуверенности наблюдателя, слабом знании объекта исследования.

10.Возможна ошибка моделирования — когда исследователь вместо наблюдения использует дедуктивный вывод, что определенные признаки личности должны быть взаимосвязаны между собой. Например, может быть сделан «логический» вывод, что приветливые люди добродушны, а добродушные — доверчивы. Носящим шляпу может приписываться интеллигентность, а полным — добродушие.

11. Влияние настроения наблюдателя во время
проведения наблюдения. Настроение может отрицательно влиять как на характер восприятия событий, так и на оценку результатов наблюдения, особенно если у исследователя нет никакого желания наблюдать объект изучения.

Основной способ устранения влияния негативных факторов на результаты наблюдения — тщательная подготовка наблюдателя, неоднократное наблюдение изучаемого социального объекта (как одним и тем же наблюдателем, так и разными исследователями) и сочетание его с другими способами сбора информации (например, опросом, анализом документов, экспериментом).

Достоинства и недостатки метода наблюдения

Достоинствами (сильными сторонами) метода наблюдения являются следующие его особенности:

1. Непосредственность, или естественность. Основное, общее требование к ситуациям наблюдения состоит в том, что они должны быть естественными для наблюдаемого человека, который должен жить своей обычной жизнью. При наблюдении сохраняется естественность условий его деятельности. Ж.Годфруа писал, что «наблюдение в естественных условиях – самый простой, но и самый скучный метод».

2. Возможность анализировать поведение группы. С помощью наблюдения можно одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определенным задачам деятельности, предметам и т.д., находящихся в общении, во взаимодействии друг с другом.

3. Преимущество по сравнению с собственным описанием поведения. В этих двух случаях имеют дело с разными способами наблюдения. При внешнем наблюдении наше внимание направлено на протекание чужого действия, на регистрацию результатов наблюдаемого поведения. Причины подобных поведенческих проявлений мы относим к действующему субъекту как к их автору. При наблюдении собственного поведения, восприятие человека направлено на существенные особенности ситу­ации, на то в большей степени, что определяет поведение, а не на его особенности. В итоге, опытный наблюдатель классифицирует интересующие его элементы поведения другого человека более точно по сравнению с тем, как он оценивает собственное поведение.

4. Независимость от готовности наблюдаемых лиц. Продуктивность и точность результатов опроса во многом зависит от того, насколько опрашиваемый готов давать о себе сведения. Наблюдение в значительной степени может не считаться с этим обстоятельством. Также необязательно и получение предварительного согласия испытуемых. В связи с этим, правда, возникает этический вопрос: не является ли такое наблюдение слежкой? Критерий отличия здесь один: наблюдение и его результаты никогда не используются во вред человеку.

5. Многомерность охвата. Человек предстает перед наблюдателем во всем многообразии качеств и взаимоотношений с окружающей средой. Наблюдения выявляет в объекте его бесчисленные свойства и взаимосвязи, дает целостный и естественный образ. Цель наблюдения – не просто описание отдельных фактов, а рассмотрение явления с возможно большего числа точек зрения.

6. Широта поля наблюдения. Наблюдение позволяет увидеть и понять, как некий объект или явление связаны с другими объектами и явлениями. Явление остается необъяснимым до тех пор, пока поле наблюдения не расширяется настолько, чтобы включить в себя контекст, в котором это явление происходит. Чем проще метод наблюдения, тем шире поле исследования и тем более естественным образом оно сохраняется неповрежденным.

Недостатками метода наблюдения являются следующие его особенности:

1. Пассивная роль наблюдателя. Наблюдатель пассивно ожидает интересующие его события, даже если вероятность их появления невелика.

2. Трудность формализации данных. Усложняет количественный анализ данных. «Не все данные удается обрабатывать статистически в силу их небольшого количества, а порой и уникальности.

3. Трудность установления причин наблюдаемых явлений. Из-за невозможности учета всех воздействующих факторов.

4. Непроизвольная пристрастность наблюдателя. Пристрастность обусловлена некоторыми закономерностями социальной перцепции типа эффекта ореола, каузальной атрибуции, контрастных представлений, эффектов первичности и новизны, явлений идентификации, эмпатии, референтности и проч.

5. Влияние присутствия наблюдателя на результаты наблюдения. Присутствие наблюдателя может существенно изменить наблюдаемое поведение, поскольку для наблюдаемого не безразличен тот факт, что за ним наблюдают. В присутствии наблюдателя утрачивается естественность поведения испытуемых. Для минимизации этого влияния делают так, чтобы наблюдатель мог видеть, сам оставаясь невидимым.

6. Уникальный характер, неповторимость. В силу зависимости от множества факторов, которые к тому же могут присутствовать в разных сочетаниях, проявления одного и того же психического свойства или процесса неповторимы.

Дата добавления: 2015-03-11 ; просмотров: 3727 . Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector