0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Состав и действие

Сложные составы преступлений. Их виды

По степени общественной опасности выделяются три вида состава преступления: основной (простой), квалифицированный (с отягчающими, квалифицирующими признаками) и привилегированный (со смягчающими признаками).

Основным (простым) признается состав преступления, содержащий совокупность объективных и субъективных признаков, которые всегда имеют место при совершении определенного вида преступления, однако не предусматривающий дополнительных признаков, повышающих или понижающих уровень общественной опасности содеянного.

Вместе с тем одно и то же преступное деяние в зависимости от тех или иных признаков, относящихся к объекту (важность объекта, на который происходит посягательство, и др.), объективной стороне (например, способа, места, времени и т.п. совершения преступления), к субъективной стороне (наличие корыстных или иных мотивов и т.д.) или к субъекту преступления (особое должностное или служебное положение, возраст и т.д.), может содержать различную степень общественной опасности.

Если эти и другие подобные признаки отягчают вину и в силу этого влияют на квалификацию (квалифицирующие признаки), учитываются законодателем в статье Особенной части УК, наряду с основными составами выделяются квалифицированные составы преступления.

Квалифицирующими признаками следует признавать все дополнительные обстоятельства, включенные в состав преступления и изменяющие его квалификацию. Такие обстоятельства предлагается именовать квалифицирующими, т.е. влекущими изменение квалификации преступления, появление новой санкции, дифференциацию наказания, иными словами — усиливающими квалифицирующими признаками (Л. Л. Кругликов).

Думается, что главным в этом вопросе является не столько терминологическое оформление этих признаков (хотя это и важный аспект проблемы), сколько выявление их. Квалифицированный состав преступления, как правило, формулируется в разных частях или пунктах соответствующей статьи Особенной части УК терминологической моделью типа: «То же деяние».

Уголовное законодательство предусматривает довольно значительное количество квалифицирующих признаков, из которых наиболее чаще используются: тяжкие последствия, насилие, судимость, особо опасный рецидив, организованная группа, низменные побуждения и др.

По своей юридической природе квалифицирующие признаки имеют двойственный характер. С одной стороны, они входят в совокупность признаков преступления и в этом отношении обладают определенным набором черт, характеризующих их как признаки состава. С другой — они являются своеобразным (нередко существенным) «привеском» к основному составу, так как не входят в ту единственно возможную совокупность признаков общественно опасного деяния, которая определяет его, согласно закону, как преступное и уголовно наказуемое.

Квалифицирующие признаки отражают степень общественной опасности определенного вида поведения, так как свидетельствуют о существенном изменении уровня общественной опасности по сравнению с той, которая отражена с помощью признаков основного состава. Однако отсутствие квалифицирующих признаков или неподтверждение их в ходе следствия или судебного разбирательства автоматически не влечет исключение состава преступления в содеянном, так как оно может содержать признаки основного состава преступления.

Квалифицирующие признаки состава преступления необходимо отличать от факторов, выполняющих роль лишь смягчающих или отягчающих обстоятельств. Основное различие между ними заключается в том, что квалифицирующие признаки состава преступления — это средство (прием) законодательной дифференциации прежде всего ответственности, а через нее и наказания.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание, — это способ индивидуализации только наказания, и потому они учитываются лишь при назначении наказания, ибо предоставляют суду возможность варьировать выбор вида и размера наказания в пределах санкции статьи, уменьшая его или, соответственно, увеличивая.

Особо отягчающие признаки, если они включаются законодателем в соответствующую статью уголовного кодекса, могут повлиять на создание особо квалифицированного состава преступления, обозначаемого законодателем словосочетанием типа: «Действия, предусмотренные частями первой, второй настоящей статьи» и т.д.

Привилегированным (со смягчающими обстоятельствами) является состав преступления, который, помимо признаков основного состава, содержит еще и признаки, с помощью которых законодатель осуществляет дифференциацию ответственности в сторону ее снижения. Привилегированный состав может содержаться либо в разных частях одной и той же статьи уголовного кодекса, либо может быть предусмотрен отдельной статьей.

Предложенная классификация составов преступления не является единственной в теории уголовного права и практике применения уголовного закона. Помимо деления составов преступления по степени общественной опасности деяния, в теории уголовного права они подразделяются и по способу описания в законе элементов и признаков состава преступления.

Так, по указанному критерию все составы преступления предлагалось делить на простые и сложные. Простые составы преступления, в свою очередь, — на описательные и бланкетные; сложные — на альтернативные, с двумя действиями, с двумя формами вины и с двумя объектами

Думается, что такое подразделение составов преступления на виды не вполне обоснованно по следующим основаниям. Прежде всего в теории уголовного права устоялось общепризнанное правило, согласно которому состав преступления не может быть бланкетным, поскольку всегда содержит описание тех или иных конкретных признаков преступления.

Бланкетной может быть только уголовно-правовая норма. Кроме того, вряд ли целесообразно отнесение альтернативных составов преступления к сложным, ибо по сути своей это особое описание законодателем в одной уголовно-правовой норме нескольких различных составов преступления, каждый из которых обладает совокупностью определенных признаков и потому рассматривается в качестве самостоятельного.

По мнению большинства ученых, все составы преступления по способу описания в законе их признаков следует подразделять на: простые, сложные и альтернативные.

Простой состав преступления — это состав, содержащий описание одного деяния, части или стадии которого не образуют самостоятельного преступления. Иными словами, каждый элемент состава преступления представлен в единственном экземпляре.

Сложный состав преступления — это состав, законодательная конструкция которого усложнена включением в него, помимо элементов или признаков в одинарном числе, дополнительных количественных элементов или признаков, однако в совокупности своей представляющих один состав преступления.

Сложные составы преступления, в свою очередь, подразделяются на:

составы преступления, в которых один элемент или несколько элементов состава преступления не одинарные (несколько объектов, две формы вины и т.п.);

составы преступления, в которых одно преступление самим законодателем сконструировано из нескольких преступлений, имеющих, применительно к другой ситуации, относительно самостоятельное значение, однако в данном конкретном составе преступления выполняющих роль лишь его элементов или признаков.

Последний подвид составов преступления имеет свои разновидности, а именно состав:

с двумя объектами (разбой и др.);

с двумя обязательными действиями (изнасилование и др.);

с двумя формами вины (незаконное производство аборта, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, и др.);

с двумя и более последствиями (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, и др.).

Альтернативный состав преступления — это состав, в котором описано не одно преступное действие или способ действия, а несколько альтернативных их вариантов, наличие хотя бы одного из которых является основанием для решения вопроса об уголовной ответственности. Составы преступления этого вида подразделяются на составы:

с двумя или несколькими альтернативными действиями (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств);

в которых законодатель внутри одного состава преступления органично объединяет два других состава преступления (разбой).

По особенностям конструкции признаков объективной стороны составы преступления подразделяются на: материальные, формальные и усеченные.

Материальный состав преступления — это состав, момент окончания которого законодатель связывает с наступлением преступного результата (последствий). Если же деяние, направленное на достижение преступного результата, обязательного для данного состава преступления, не привело к его наступлению, состава оконченного преступления не будет. Виновный в таком случае будет нести ответственность за покушение на совершение соответствующего преступления.

Читать еще:  Настойка из сирени от варикоза

Формальными признаются составы, в которых для наличия оконченного преступления требуется лишь совершение деяния, указанного в законе, вне зависимости от наступления тех или иных последствий, которые могут быть вызваны этим деянием.

Фактически же наступившие последствия в формальных составах преступления могут выполнять роль либо квалифицирующих признаков, либо отягчающих наказание обстоятельств.

Усеченный состав преступления — это состав, для признания которого оконченным не требуется не только наступления преступного результата, но и доведения до конца тех действий, которые способны вызвать данные последствия. Усеченные составы преступлений законодатель считает оконченными на более ранней стадии преступных действий (разбой, бандитизм и др.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10308 — | 7624 — или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Конспект урока информаткики СОСТАВ И ДЕЙСТВИЯ ОБЪЕКТА (ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ? ЧТО УМЕЕТ?

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Тема: СОСТАВ И ДЕЙСТВИЯ ОБЪЕКТА (ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ? ЧТО УМЕЕТ?)

Цели урока: образовательные: учить описывать объект (предмет, существо, явление), называя его составные части и действия, которые выполняет объект (или выполняют с объектом); учить описывать состав и возможные действия объекта в табличном виде; развивающие: развивать речь, внимание, память, логическое мышление; воспитательные: воспитывать навык корректного ведения беседы на уроке при обсуждении вопросов, трудолюбие, аккуратность, ответственность при выполнении заданий.

Актуализация опорных знаний.

— На вопрос «Как это делается?» можно ответить с помощью пошагового плана действий. Как называется такой план? (Алгоритм.) С помощью алгоритма можно объяснить, как правильно съесть банан, вскипятить воду в чайнике, наловить рыбы, собрать яблоки в саду.

— А теперь представьте себе, что человек, инопланетянин или робот, которому вы это объясняли, никогда не видел чайника, банана, рыбу или яблоню. Сможет ли он понять и выполнить алгоритм, если он не знает, что такое чайник, что такое банан, рыба или яблоня?

— Значит, нужно уметь отвечать не только на вопрос «Как это делается?», но и на вопросы «Что это такое? Кто это такой?».

III . Изучение нового материала.

1. Описание объекта. Таблица «Состав — Действия»

— Чтобы ответить на вопросы: «Что это такое? Кто это такой?», нужно сообщить о предмете или о существе все самое важное. Прежде всего нужно рассказать, из чего предмет состоит и что с ним можно делать (что есть у существа и что оно может делать).

Например (учитель называет объект, а дети перечисляют его составные части и действия):

— карандаш (состоит из: оболочки, грифеля, возможно, ластика;

можно: рисовать, точить, держать в руке, вертеть. );

велосипед (состоит из: колес, руля, педалей, седла; можно: ездить, рулить, ремонтировать);

А теперь попробуйте, наоборот, «узнать» предмет по такому описанию (учитель называет составные части и действия предмета, а дети называют предмет):

— состоит из: корпуса, трубки и диска; можно: снимать трубку, набирать номер (телефон);

есть: лепестки, стебель, корень, листья; можно: сажать, поливать, нюхать, срезать (цветок).

Составные части и действия удобно записывать в таблицу. Найдите в рабочей тетради задание 1 и таблицу. Сверху в этой таблице записано название предмета («ЧАЙНИК»), в столбце «СОСТАВ» мы запишем ответ на вопрос «Из чего состоит?», а в столбце «ДЕЙСТВИЯ» — ответ на вопрос «Что с ним можно делать?».

Выполнить задание 1 (состав и действия чайника).

— Из чего состоит чайник? Что можно делать с чайником? (Дети называют сначала составные части чайника, затем действия, которые с ним можно выполнять, а учитель на доске заполняет сначала левый, затем правый столбцы таблицы.)

Выполнить задание 2 (состав и действия школьника).

— Кого нужно описать в этом задании? Обратить внимание детей на то, что:

— вопросы в таблице «Состав — Действия» записаны по-другому (не «Из чего состоит?», а «Что у него есть?; не «Что с ним можно делать?», а «Что умеет делать?»);

— отвечая на эти вопросы, нужно описать не просто человека или ребенка, а именно школьника!

Предложить детям самостоятельно заполнить таблицу. Проверить результаты.

Выполнить задание 3 (узнать сказочного героя по описанию состава и действий).

После того как имя будет отгадано и вписано в клетки, спросить, какие действия Красной Шапочки названы в описании.

(Ходит по лесу, не боится волков, ходит всегда в шапочке, любит свою бабушку, носит в корзинке пирожки.)

2. Сравнение состава и действий объектов (загадки).

— В загадках очень часто описывается состав и действия предмета, по которым его можно отгадать. Например (прочитать вслух приведенные ниже загадки, попросить детей отгадать их (назвать объекты), а также назвать составные части и/или действия этих объектов, пользуясь текстом загадок):

— «Два кольца, два конца, посередине гвоздик».

(Ножницы состоят из: двух колец, двух концов, гвоздя.)

«Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет, и никуда я не пойду, покуда он идет».

(Действия дождя: шумит, идет, в дом не попадет.)

«Стоит дерево, у дерева 12 веток, на каждой ветке по 4 прута, у прута по 6 кистей, седьмая — золотая».

(Год состоит из: месяцев, недель, дней недели.) Обратить внимание детей: если бы в последней загадке составные части были названы прямо, то ее было бы очень просто отгадывать:

«Что состоит из 12 месяцев?». Поэтому в загадках чаще всего названия составных частей зашифрованы: вместо них названы похожие составные части других предметов. Например:

— «Что такое перед нами: две оглобли за ушами, на глазах по колесу и седёлка на носу?» (Очки.)

Как в этой загадке названы части оправы очков: заушники, обод и дужка? (Оглобли, колеса, седёлка.)

Выполнить задание 7 (знакомство со способом составления загадок). Обратить внимание детей: в задании используется только часть таблицы «Состав -Действия» — а именно столбец «Состав».

— В столбце «На что похоже?» записаны названия предметов, на которые похожи части рыбы:

— чешуя у рыбы похожа на . (сделать паузу, чтобы дети продолжили ответ) кольчугу воина, хвост — на . веер принцессы, плавники — на . крылья птицы.

Обсудить вслух и дописать текст загадки.

Выполнить задание 8 (отгадывание загадок). Обратить внимание детей на то, что:

— эти две загадки нужно отгадать;

— в первой загадке используется другая часть таблицы «Состав — Действия» — только столбец «Действия»;

— во второй загадке используется только столбец «Состав».

— В столбце «Такие же действия» записаны названия предметов, которые выполняют те же действия, что и загаданный предмет или существо:

Читать еще:  Препарат анавенол инструкция по применению аналоги и отзывы

— он колется, как . ёлка; катится, как . клубок; пыхтит, как . паровоз.

Вписать в столбец «Такие же действия» слово «паровоз». Обсудить и дописать текст загадки. Вписать в верхней строчке отгадку — «ЕЖ». Задание на дом — нарисовать ежа и отгадать вторую загадку.

Выполнить задание 9 (придумывание загадок).

В задании предлагается придумать три загадки: две — с помощью таблицы «На что похоже?» и одну — с помощью таблицы «Такие же действия». Можно отложить часть задания на следующее или любое другое занятие. Если на уроке придумано две загадки, то третью можно предложить детям составить дома. (Можно попросить записать текст готовой загадки на отдельном листочке и провести конкурс на лучшую загадку. Самые интересные загадки учитель сможет использовать в своей дальнейшей работе.)

Учитель называет предмет, о котором будет первая загадка: «Давайте теперь сами придумаем загадку про . (например, про книгу)».

Записать название предмета или существа, о котором будет первая загадка, в верхнюю строку таблицы, например: «КНИГА». Таблица обязательно заполняется и на доске, и в тетрадях. В тетрадях дети работают простыми карандашами — в ходе обсуждения может возникнуть необходимость исправления уже записанных слов. (См. замечания в конце описания задания.)

Назвать и записать две-три составные части предмета. Например, у книги есть . (обложка, страницы).

Назвать для каждой части предмет, на который она похожа. Здесь по каждому пункту нужно получить от детей максимальное количество ответов, обсудить их и выбрать самый интересный. Например: обложка книги похожа на . пенал с карандашами, футляр, ларчик, рубашку -на человеке, кожуру апельсина. ; страницы — на листья дерева или гербария, лепестки цветка.

Записать названия этих предметов в таблицу «На что похоже?».

Составить текст загадки. Очень хорошо, если удастся придумать рифмованную загадку, но не нужно тратить на это слишком много времени. Например: «Листья с дерева слетелись, в кожуру для нас оделись», или:

«В красивом ларчике собрали лепесток к лепестку», или: «Лист к листу, а не гербарий, в рубашке, а не человек».

Учитель называет предмет, о котором будет вторая загадка: «Давайте теперь придумаем загадку про . (например, про компьютер)».

Записать название предмета в верхнюю строку таблицы: «КОМПЬЮТЕР».

Назвать и записать два-три действия предмета. Например, на компьютере можно. играть, рисовать. ; с его помощью можно. считать, посылать (получать) письма.

Назвать для каждого действия предмет, который выполняет такое же действие. Например: играет, развлекает, как. Дед Мороз, лучший друг;

можно рисовать, как . кисточкой, карандашом, фломастером; считает, как . бухгалтер; может доставить письмо, как . почтальон.

Выбрать и записать названия этих предметов в таблицу «Такие же действия».

Составить текст загадки. Например: «Не Дед Мороз, а с детьми играет, не карандаш, а рисовать помогает, не почтальон, а письма доставляет». Или: «Не почтальон, не друг и не учитель, но доставит письма быстро, даст на выбор краски, кисти, и поможет рисовать, и поможет поиграть».

Третья загадка придумывается по той же схеме, что и первая — используется таблица «На что похоже?». (Возможный персонаж — жук. Например: лапки — палочки, крылья — лепестки, усы — антенны; возможный текст загадки: «На шести палочках стоит, лепестками машет, антенной грозно шевелит, что это — кто скажет?».)

— Сегодня вы узнали, что предмет или существо можно описать, называя его составные части и действия, которые он выполняет (или с ним выполняют).

Задание 6 — придумать название фантастического животного и заполнить для него таблицу «Состав — Действия». Попросить детей придумать название, в котором отражался бы состав и/или действия животного (можно привести пример: «курослон» или «слонокрокодил»).

Задание 9 — придумать загадку, записать ее текст на отдельном листочке.

Спайс. Состав и действие наркотика на организм

Наркомания — патологическая тяга к употреблению наркотических веществ. На сегодняшний день проблема наркомании не теряет своей актуальности. Появление все новых и новых видов наркотиков только усугубляет положение. Спайсы – это широко известные в наше время психоактивные вещества, от которых развивается сильнейшая психологическая тяга к их употреблению, поэтому лечение спайсовой зависимости так важно. Вот уже многие годы Клиника «Миннесота» оказывает помощь наркозависимым, предоставляя эффективный реабилитационный курс. Обращайтесь и мы поможем вам и вашим близким!

Спайс: из чего состоит смесь?

По мнению многих специалистов спайс – очень опасный наркотик. Он представляет собой курительный порошок, в который, согласно описанию, входят вещества, обладающие психоактивным действием: Шалфей Предсказателей, Голубой Лотос, Гавайская Роза. На самом деле смесь содержит ещё и целый ряд каннабиоидов – синтетических аналогов веществ, которые содержатся в конопле. Они в десятки раз превышают по своему наркогенному потенциалу известные ранее наркотики этой группы.

Признаки употребления спайса

Лечение спайсовой зависимости необходимо начинать при появлении первых признаков употребления спайса. Они следующие:

  • Меняется поведение человека: или возбужденное, или заторможенное
  • Он много спит, или наоборот бессонница
  • Красные глаза
  • Цвет кожи становится бледным
  • Человек становится неряшливым, неопрятным
  • Депрессивное расстройство. Меняется психическое состояние: появление беспричинного веселья, или наоборот грусти.
  • Социальная активность: появление новых друзей, знакомых, с которыми человек часто исчезает
  • Сужается круг интересов

Последствия употребления спайса

Спайс, как и некоторые ему подобные вещества, не вызывает моментальной наркотической зависимости. Первым этапом будет являться психическая зависимость, так как наркотик вызывает чувство эйфории, условие появления которого постоянное употребление. В противном случае наркоман впадает в депрессию, нервозность. За редким случаем наркозависимый может подвергаться ломкам после длительного употребления больших доз. Лечение спайсовой зависимости необходимо, ведь спайс уничтожающе влияет почти на все органы и системы. Нарушения

  • деятельности сердца и сосудов
  • функций печени
  • различных функций центральной нервной системы и разрушение клеток головного мозга

Наркозависимый человек – это большая проблема и беда для всех членов семьи. Если вы подозреваете, что ваш ребенок или другой близкий человек употребляет данный наркотический продукт, не медлите! Во избежание серьезных последствий начинать лечить больного необходимо как можно скорее.

Лечение спайсовой зависимости в Клинике «Миннесота»

Полное избавление от зависимости за короткий срок, к сожалению невозможно. В подавляющем большинстве одна детоксикация недостаточна, необходимо проходить комплексный реабилитационный курс. В Клинике «Миннесота» лечение спайсовой зависимости сопровождает особая методика. Лечение спайсовой зависимости необходимо начинать с мотивации пациента, так как многие из них не видят у себя этой вредной привычки, не согласны с ней. Данная проблема не терпит отлагательств, ведь дальнейшее употребление повлечет за собой серьезные психические нарушения.

Необходимо знать, что лечить спайсовую зависимость, как и любую другую наркозависимость, должен опытный и высококвалифицированный специалист , поэтому обращаться стоит лишь в специальные медицинские учреждения. Наркологический центр «Миннесота» — единственный в Саратове частный медицинский наркологический и психотерапевтический стационар, оказывающий весь спектр наркологической, психиатрической и психотерапевтической помощи, чтобы лечить наркотическую, и соответственно спайсовую зависимость. Наш специалист нарколог сможет грамотно определить и назначить подходящий пациенту эффективный метод. Клиника «Миннесота» — 100% гарантия анонимности, качества и удобства. Если вам нужна помощь, вы можете позвонить прямо сейчас и, мы вместе поможем вам или вашему близкому!

Читать еще:  Описание препарата состав свойства

Умения как результат процесса учения. Состав действий и умений.

Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык. Большинство психологов и педагогов считают, что умение — более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения. Одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению. Другие авторы под умениями понимают возможность осуществлять какое-либо действие, операцию. По их понятию, умение предшествуют навыку, который рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями. Тогда: Умение — это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно. Навык — это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов. Когда мы формируем в процессе обучения у ученика способность совершать какое-то действие, то сначала он выполняет это действие развернуто, фиксируя в сознании каждый шаг совершаемого действия. То есть способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью автоматизировано — у ученика образуется навык в выполнении этого действия, т.е. умение переходит в навык. Но в ряде случаев, когда действие сложное, и его выполнение состоит из многих шагов, при любом совершенствовании действия оно остается умением, не превращаясь в навык. Поэтому умения и навыки различаются еще в зависимости от характера соответствующих действий. Если действие элементарное, простое, используемое широко при выполнении более сложных действий, то его выполнение формируется обычно как навык, например, навык письма, чтения, устных арифметических действий над небольшими числами и т.д. Если же действие сложное, то выполнение этого действия, как правило, формируется как умение, в состав которого, входит один или несколько навыков. Таким образом, термин «умение» имеет два значения: 1) Как первоначальный уровень овладения каким-либо простым действием. В этом случае навык рассматривается как высший уровень овладения этим действием, автоматизированное его выполнение: умение переходит в навык. 2) Как способность осознанно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков. В этом случае навык — это автоматизированное выполнение элементарных действий, из которых состоит сложное действие, выполняемое с помощью умения.

Действия имеют компоненты и связи между ними, задающими их структуру. Компонентами действия являются:

1. их предметы и продукты,

2. средства и операции,

3. знание обо всех этих компонентах.

Умение – потенциальная способность человека осуществлять действия. Действия и умения – два состояния одной реальности. Состав умений раскрывается через состав действий. Действие – преобразование некого объекта в некий результат, продукт. Действие состоит из 2-х компонентов – результата и продукта, третий компонент – акт преобразования (операции), четвертый компонент – средства действия, они могут быть и не быть. Пятый компонент – психическое состояния: психика – мотивационно-волевая сфера; способы действия – познавательная сфера; удовольствие или отрицательные эмоции – эмоциональная сфера и самосознание.

Объект – это некоторая реальность, вещь, которая преобразуется. Преобразования происходят по определенным свойствам этого объекта – это предмет действия. У одного и того же объекта бывают разные свойства, соответственно возможно много предметов действия, но также у объектов могут быть и одинаковые свойства – предметы, с которыми можно осуществлять одни и те же действия.

ТИПЫ ЗНАНИЯ О ДЕЙСТВИИ: мера полноты знания о действии (есть знание о всех компонентах), мера обобщенности знания о действии, способы получения знания о действии (могут даваться со стороны в готовом виде или самостоятельно). Восемь типов знания о действии (делятся на основании полноты-неполноты, обобщенности-конкретности, готовом виде-самостоятельности):

1. Неполное, конкретное, получено самостоятельно,

2. Полное, конкретное, в готовом виде,

3. Полное, обобщенное, в готовом виде.

СВОЙСТВА ЗНАНИЙ И ДЕЙСТВИЙ:

1. Уровень (форма, степень интересолизации) знаний и умений. По этому свойству знания о действии бывают: материализованные (текст- имеете перед собой и с ним работаете), речевые ( можете работать без инструкций, не требуют внимания носителя), умственные ( не требуют предварительного воспоминания).

2. Степень осозноваемости: полная осознаваемость, частичная осознаваемость, полная.

3. Сознательность — способность осознавать состав действий и умений.

4. Мера гибкости.

5. Мера психологической направленности.

Умение как способ осуществлять действие.

Если мы не обеспечили умения учиться, то процесс усвоения новых действий не будет протекать успешно, как бы мы ни старались его организовать. Для успешного протекания процесса усвоения ученик должен иметь соответствующий исходный уровень своей познавательной деятельности. Этот исходный уровень должен проверяться:

а) со стороны наличия действий, на которые опирается новое;

б) со стороны умения учиться, т.е. наличия действий, которые необходимы для понимания нового, для того, чтобы перейти от внешней, материальной формы его выполнения к выполнению во внутренней, умственной форме.

1. Действия, составляющие умение учиться, необходимо усвоить так же, как любые другие действия. Это означает, что все действия, входящие в умение учиться (вторая группа действий), ранее были предметами усвоения (входили в первую группу действий).

2. Действия, составляющие умение учиться, не являются уникальными, пригодными только для учения. Они могут входить в состав других видов человеческой деятельности.

Следовательно, умение учиться состоит из разного вида познавательных действий, направленных на получение новых знаний, новых операциональных систем. Эти действия объединяются в умение учиться по выполняемой ими функции: они являются познавательными средствами.

В умение учиться входят действия как общие, так и специфические. К числу общих относятся психологические действия и действия, составляющие приемы логического мышления, а также такие действия, как планирование, контроль, оценивание, корректирование своей деятельности. Все эти действия входят и в умение учиться. Учащиеся должны, выполняя новое действие, контролировать ход выполнения, опираясь на данный им образец. Контроль неизбежно требует оценивания – насколько правильно выполняется действие. В случае обнаружения отклонения, ошибки, учащийся должен уметь скорректировать выполнение действия.

В умение учиться обязательно входят знаково-символические действия: моделирование, кодирование, декодирование. Эта группа действий, с одной стороны, является общей, так как необходима при усвоении любого учебного предмета. Но в то же время каждый предмет имеет свою систему знаковых средств, которые ученик должен уметь использовать в процессе усвоения.

Указанные группы общих действий важны для усвоения любых знаний и умений. Специфические действия – для усвоения только каких-то определенных.

Учитель, приступая к изучению любого предмета, любой темы, должен быть уверен, что учащиеся владеют всеми необходимыми познавательными средствами для усвоения этого предмета. Если не владеют – необходимо сформировать недостающие действия или в ходе работы с предметным материалом, или до этого.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector