4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формы нарушений и их симптомы

Когнитивные нарушения – что это такое, симптомы, причины развития у пожилых и детей, основные формы

За познание мира в человеке отвечают функции мозга, названные когнитивными. Они организуют процесс взаимодействия индивида с окружающей средой. Когнитивные нарушения дезорганизуют мозговые связи. Это не позволяет человеку нормально жить и развиваться, поэтому так важно знать о них.

Когнитивные нарушения – что это такое?

Высшие мозговые функции отвечают за взаимодействие, восприятие и познание окружающей действительности. Это важно знать, чтобы понять, что такое когнитивные нарушения. В функции входят память, гнозис (отвечает за ориентацию), праксис (действия для достижения какой-либо цели), речь и механизмы исполнения. Они предназначены для выполнения задач любой сложности. Действия могут быть как элементарными, так и комплексными высшей трудности.

На основании вышесказанного ответ на вопрос, когнитивные нарушения – что это, приобретает актуальное значение. Сбой даже одной функции приводит к потере способности адаптироваться и препятствует взаимодействию с окружающим миром. Например, больной не может вспомнить предмет, его назначение. В обращении с вещью ведет себя неадекватно. Он может приложить чрезмерные или ослабленные усилия. Это приводит к порче или невозможности взаимодействия с предметом.

Симптомы когнитивных нарушений

Левое и правое мозговые полушария, теменная область, лобные и затылочные доли показывают признаки дисфункции. Когнитивные нарушения при сосудистых заболеваниях головного мозга дают следующие симптомы:

  • теряются навыки письма, счета, чтения, логически мыслить, анализировать;
  • начинает страдать ориентация в пространстве;
  • исчезает воображение;
  • пропадает способность сочинять, придумывать что-либо, мечтать и фантазировать;
  • теряются навыки в любом виде творчества;
  • становится невозможным сопереживание, появляется эмоциональная бесчувственность.
  • исчезает способность восприятия запахов;
  • пропадает слух;
  • происходит снижение памяти;
  • пропадает целенаправленность действий пациента;
  • перестает различать левую и правую стороны;
  • человек становится дальтоником;
  • не узнает знакомые лица или предметы;
  • поведение становится неадекватным.

Причины когнитивных нарушений

Факторы неправильного функционирования мозговой деятельности возникают из-за внешних обстоятельств и по причине внутренних органических изменений. Когнитивные искажения могут быть вызваны:

  1. Дефицитом снабжения кровью мозговых клеток.
  2. Возрастными изменениями организма.
  3. Неправильным обменом веществ.
  4. Алкогольными, наркотическими и другими отравлениями.
  5. Нервно-эмоциональным перенапряжением, частыми стрессовыми ситуациями.
  6. Травмами головы.
  7. Заболеваниями нейродегенеративного типа (Альцгеймера, Паркинсона и другие).
  8. Болезнями, связанными с нейроинфекциями (ВИЧ, энцефалит, рассеянный склероз).

Когнитивные нарушения у пожилых людей

Особенностью этого возраста является то, что изменению подвержены настроение и деятельность интеллекта. Деменция у пожилых (слабоумие) – это результат длительного угасания нервных импульсов мозга. Значительно отсрочить болезнь можно, начав лечение на ранней стадии. Если рассматривать рассеянность, участившуюся забывчивость, частые смены настроения как начало нарушений, то их можно успешно устранить. Статистика запущенных форм нарушений среди стариков ставит на первое место болезнь Альцгеймера. Она характеризуется снижением интеллекта, забывчивостью.

Вторым по численности заболеванием у пожилых людей является деменция из-за поражения сосудов. Основные причины возникновения:

  • травмы мозга;
  • сахарный диабет;
  • дистония вегетососудистая;
  • повышенное артериальное давление;
  • общая интоксикация организма.

  1. Легкие. Характерные психометрические показатели находятся в пределах средней статистики каждой возрастной категории. Однако больной жалуется на снижение способностей.
  2. Умеренные. Показатели уже вышли за норму. Пациент еще не потерял своей независимости и самостоятельного поведения. Дезадаптация в быту не замечается.
  3. Тяжелые когнитивные нарушения. Наступает полное слабоумие. Пациент перестает связанно говорить, теряет координацию в пространстве и времени, не может логически мыслить.

Легкое когнитивное нарушение

Характеризуется дисфункциями на уровне нейродинамических связей. Определяется субъективной оценкой или при помощи нейропсихологического анализа. Синдром когнитивных нарушений легкой степени в жизни проявляется по ряду признаков:

  • заторможенность обработки поступающей в мозг информации;
  • плохая оперативная память;
  • неспособность в высокой степени менять виды деятельности;
  • быстрая утомляемость при умственной работе;
  • большая рассеянность, неспособность сконцентрироваться;
  • затруднения в подборе слов.

Умеренное когнитивное нарушение

Данная форма заболевания встречается у 11-17% лиц после 65-ти лет жизни. Нарушения когнитивных функций имеют тенденцию прогрессировать. Со временем переходят в слабоумие. Основная характеристика – патология одной (нескольких) когнитивных зон. В жизни проявляется, как невозможность заниматься сложными видами деятельности. Однако человек еще не утратил свою жизненную самостоятельность и независимость в быту.

Тяжелое когнитивное нарушение

Это полная дезориентация человека в повседневной жизни, утрата самостоятельности. Выраженные когнитивные нарушения бывают следующие:

  1. Деменция. Это слабоумие, проявляющееся в памяти, речи, внимании и так далее.
  2. Делирий. Отмечается помрачением сознания.
  3. Выраженная афазия. Расстройство психики, сопровождающееся потерей способности говорить и воспринимать речь.
  4. Апраксия. Это неспособность делать целевые действия (например, по команде).

Диагностика когнитивных нарушений

Может осуществляться следующим образом:

  1. Опрос пациента о субъективных жалобах. Больной сам чувствует изменения в поведении и высказывает их врачу.
  2. Выслушивание близких о действиях обследуемого человека. Когнитивные нарушения – это изменение поведения в повседневной жизни. Со стороны окружающих они хорошо заметны.
  3. Нейропсихологическое тестирование. Существуют специальные диагностические критерии, на основании которых определяется степень патологии.
  4. Установление неврологического статуса. По схеме врач дает оценку работы мозга пациента.
  5. Томография мозга компьютерная и магнитно-резонансная. Применяются при подозрении на органическую форму заболевания.

Лечение когнитивных нарушений

Успех в излечении от недуга зависит от применения комплексного подхода. Он заключается в следующем:

  1. Чем раньше провести диагностику и установить диагноз, тем успешнее будет лечение.
  2. В лечебный процесс должны быть включены мероприятия по снижению риска от заболеваний соматического характера (сердечно-сосудистых, ожирение, диабет).
  3. Установить оптимальный режим жизни (физические нагрузки, полноценный сон). Снижение умственной работоспособности хорошо преодолевается путем смены видов деятельности.
  4. Применять медикаментозные препараты по рецепту врача. Эффективными средствами являются статины («Аторвастатин», «Питавастин», «Розувастатин»).
  5. Проводить терапию нейрометаболическую. Врачи прописывают к применению нейропротекторы («Пирацетам», «Цераксон», «Церебролизин»).

Профилактика когнитивных нарушений

Чтобы избежать такого рода патологий, необходимо родителям позаботиться в раннем возрасте о развитии своих детей. Существует ряд действенных методик, развивающего характера. Они укрепляют мозговые механизмы и нервную систему в целом. Такие упражнения полезно делать в любом возрасте. Нарушение когнитивных процессов можно предотвратить, если выполнять следующие действия:

  1. Принимать препараты, обеспечивающие организм всеми необходимыми веществами и витаминами (например, антиоксиданты).
  2. Вести жизнь по правильному распорядку (питание, физические нагрузки, сон).
  3. Ввести в практику ряд специальных упражнений игрового характера, обеспечивающих когнитивную стимуляцию (тренинги по развитию внимания, памяти, логического мышления).
  4. Очень полезно изучение иностранного языка или освоение музыкального инструмента.

Нарушение психического развития

Нарушение психического развития представляет собой психическое состояние, которое характеризуется замедленными темпами формирования личности и психических функций, а также нарушениями в умственной и познавательной способности.

Симптомы и причины нарушений психического развития

Нарушения психического развития проявляются наиболее часто в младенческом и детском возрасте. Эти психологические нарушения связаны с различными факторами, травмами и патологиями.

Основными причинами нарушений психического развития являются:

  • наследственные патологии головного мозга;
  • хромосомные заболевания;
  • пороки головного мозга;
  • эпилептический синдром;
  • поражения и патологии центральной нервной системы;
  • опухоли головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы;
  • наследственные эндокринные заболевания;
  • соматические патологии;
  • нарушения и заболевания органов чувств;
  • отсутствие воспитания и педагогическая запущенность.

Нарушения психического развития у детей проявляются в виде недоразвития, повреждений личностного развития и отсутствия самоопределения, невозможности умственного развития и проблем с познанием, психопатии и искажений (аутизм).

Наиболее серьезными причинами нарушений психического развития являются наследственные, биологические, социальные и психогенные факторы.

Нарушения психического развития у детей выражаются в значительном отставании в развитии от сверстников, замедлении психического становления, несоответствии в поведении и восприятии с возрастными нормами. Эти нарушения начинают проявляться с раннего возраста, и они часто связаны с мозговой дисфункцией.

При определении причин нарушений психического развития необходимо учитывать темперамент ребенка, наличие соматических и церебральных патологий, эмоциональное состояние и депривацию.

К биологическим причинам нарушений относятся патологии в период беременности, недоношенность, родовые и послеродовые травмы, соматические заболевания и мозговые травмы.

Читать еще:  Как принимать аскорутин при геморрое

Нарушения психического развития могут быть вызваны социальными факторами, в том числе недостатком во внимании и отрывом от матери, социальной изоляцией, дефицитом воспитания, обучения и развития, неблагоприятными условиями в семье и обществе.

Типы нарушений психического развития

Нарушения психического развития классифицируются на несколько типов.

К основным типам нарушений психического развития можно отнести:

  • дизонтогенез, в том числе поврежденное, замедленное и искаженное развитие;
  • необратимое психическое недоразвитие;
  • дисгармоничное психическое развитие;
  • дегенеративное психическое развитие, связанное с эпилепсией и другими заболеваниями;
  • патологическое психическое развитие, вызванное психическими и соматическими патологиями.

Также выделяют типы нарушений психического развития по шизофреническому процессу: асинхронию, ретардацию и умственную отсталость.

В некоторых случаях проявляются клинические формы нарушений, в том числе акселерация, инфантилизм, аутизм и соматопатия.

Отдельно в медицине выделяют нарушения психического развития, связанные с видом олигофрении – неосложненная, нейродинамическая, анализаторная и психопатическая форма.

Профилактика нарушений психического развития

Особое значение в препятствовании развитию психических нарушений выполняет комплексная система профилактических мер. Профилактику психических нарушений необходимо начинать проводить с регулярного осмотра и консультаций у педиатра, а также проверки психомоторных реакций у ребенка.

Состояние психического развития должны определять логопед, детский психолог, педиатр и дефектолог. Точный диагноз ребенка и тип нарушений психического развития можно определить с помощью диагностического обследования.

Профилактика нарушений психического развития основана на использовании специальных медицинских, педагогических, психологических и социальных методов проверки ребенка. Для создания правильной среды для психического развития используется благоприятное коррекционное пространство, в котором ребенок развивает познавательную функцию, логическое мышление и приобретает учебные навыки.

Важным фактором профилактики является соблюдение безопасности, а также проведение медицинских и педагогических консультаций с первых месяцев беременности.

После рождения ребенка и в течение первого года его жизни можно выявить первые признаки психических нарушений. Отсутствие реакций на звук и свет могут первыми признаками таких нарушений.

У детей дошкольного возраста нарушения психического развития часто проявляются в виде проблем с речью и письмом, отставании в моторном развитии и слабой памяти.

Для проведения эффективной профилактики нарушений психического развития необходимо исключить конфликты в семье, избегать физических и психологических травм во время беременности, а также следует создать благоприятную среду для развития ребенка.

Лечение нарушений психического развития

Лечением нарушений психического развития занимаются педиатры, психологи, неврологи, логопеды, психиатры и дефектологи. Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.

Для назначения точного вида лечения необходимо установить причины нарушений и их тип. Основной задачей лечения является длительная коррекция развития ребенка.

В состав медикаментозной терапии должны входить следующие препараты: ноотропы, сосудистые и противосудорожные, противовоспалительные и иммуностимулирующие. В качестве дополнения назначают витаминную терапию.

При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации. К ним можно отнести:

  • коррекцию психологического характера, включающую занятия с дефектологом и психологом, направленную на восстановление познавательной функции, речи и памяти, эмоционального восприятия, коммуникации и социальной адаптации;
  • коррекцию логопедического типа, включающую занятия с логопедом, направленные на формирование правильной речи и звукообразование, устранение дефектов произношения, вырабатывание навыков и способностей для содержательной речи;
  • сенсорные упражнения с психологом для восстановления чувствительности, улучшения восприятия и психологической разгрузки;
  • аппаратные занятия с биологической обратной связью, направленные на тренировку внимания и запоминания, регулирование ребенком собственного восприятия;
  • релаксационные упражнения;
  • лечебную физкультуру и гимнастику для стимулирования физического и психического развития;
  • физиотерапию, включающую тепловые, водные и электропроцедуры.

Важным этапом лечения нарушений психологического развития является индивидуальная учебная и развивающая программа для ребенка. Эта программа должна быть разработана педагогами и психологами, а в ее состав должны входить специальные интеллектуальные упражнения, художественные задания, музыкальные и хореографические занятия.

Видео с YouTube по теме статьи:

1.2. Виды нарушений развития и их причины

Содержание учебного материала

Понятие «норма» и «отклонения» в психическом и личностном развитии.

Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей.

Нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка).

Этиология нарушений нервно-психического развития. Эндогенные и экзогенные факторы риска патологии.

Классификация причин: по времени воздействия на организм ребенка (пренатальные, натальные, постнатальные перинатальные); по происхождению (органические, функциональные).

Учение о психическом дизонтогенезе (В.В.Лебединский). Классификация дизонтогенеза.

Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом.

Основные понятия: аномалия, дети с патологией развития, дети с дефектами развития, дети с отклонениями в развитии, дети(лица) с особыми образовательными потребностями, дефект, дизонтогенез, недоразвитие, нарушение развития, норма, отклонение, экзогенные, эндогенные причины.

Ведущие идеи: Знание происхождения нарушений, времени и особенность их возникновения предоставляют педагогу необходимые исходные данные для планирования индивидуальной программы специальной педагогической деятельности.

1.2.Виды нарушений развития и их причины

Как свидетельствует мировой и общественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возрастает. Этому есть ряд причин: дезадаптация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп. У многих детей возникает психическая , познавательная депривация, недостаточность удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей. Это и многие другие патологические факторы приводят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии.

Норма – ( лат. «norma») – руководящее начало, правило, образец; установленная мера, средняя величина чего-нибудь.

Аномалия – ( греч. anomaloz- неправильный) – патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей, отклонение от общих закономерностей развития.

Понятие «аномалия развития» входит в круг понятий,объединяемых термином дизонтогенез», которым обозначают любые формы нарушений онтогенеза, т.е. развития индивида в отличие от развития вида (филогенез).

Многочисленными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главными условиями их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них более тяжелых нарушений (вплоть до инвалидности) и социальной депривации.

На начальных этапах развития проблемного ребенка главным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект. При отсутствии коррекционного воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные наслоения (отклонения), и именно они мешают социальной адаптации ребенка. Возникает педагогическая запущенность, расстройства-волевой сферы и поведения что обусловлено эмоционально-личностными особенностями на фоне дефицита общения, комфортности и ощущениями неуспеха.

Виды нарушений, их классификация

В настоящее время единых принципов классификации в развитии не существует. Некоторые исследователи выделяют следующие группы детей с отклонениями в развитии:

1) дети с сенсорной неполноценностью ( с нарушением слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики);

2) дети с задержкой психического развития;

3) дети с астеническим и реактивным состоянием и конфликтными переживаниями;

4) дети с психопатоподобными (психопатическими) формами поведения (эмоциональные нарушения поведения);

5) умственно отсталые дети (олигофренные в степени дебильности, имбецильности, идиотии);

6) дети с начальными проявлениями психических заболеваний ( шизофрения, эпилепсия, истерия и др.)

Эта классификация детей с отклонениями в развитии представлена в работе М.А. Власовой и М.С.Певзнер «Учителю о детях с отклонениями в развитии» (1967).

Возможно и другое подразделение на группы:

дети с отклонениями развития в связи с органическими нарушениями;

в связи с функциональной незрелостью;

дети с отклонениями в развитии на почве депривации (См.: Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития.- М., 1995).

В монографии В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова «Основы дефектологии» (М., 1990) приводится следующая классификация детей с нарушениями развития:

1) дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);

2) дети с интеллектуальными нарушениями ( умственно отсталые и дети с задержкой психического развития);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

5) дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития;

6) дети с искаженным(или дисгармоничным) развитием.

Этиология нарушений развития.

Этиология (греч. aitia –причина, logos – учение) – учение о причинах возникновения болезни. Причины возникновения болезни могут быть вызваны эндогенными и экзогенными факторами.

Эндогенные факторы (греч. endon – внутри, genos – род, происхождение) – возникший по причинам, лежавший во внутренней среде организма.

Экзогенные факторы (греч. exo – снаружи, genos – род, происхождение) – возникший по причинам, лежавший вне организма (травмы, инфекции, нарушения питания).

Дизонтогенез – отклонение в психическом развитии.

Психомоторное развитие ребенка – сложный диалектический процесс, в нем отмечаются последовательность и неравномерность формирования отдельных психических процессов и функций. На каждой из усложняющихся стадий развития выявляется ее связь с предшествующей и последующими стадиями, каждый возрастной этап характеризуется качественным своеобразием, отличающим его от других этапов.

Нарушения развития детей могут быть вызваны разными факторами.

По времени воздействия на организм (пренаталъным, наталъным, постнатальным, перенатальным). Неблагоприятное воздействие в период внутриутробного развития называется пренаталъным, в период родовой деятельности наталъным, а после рождения – постнаталъным воздействием. Соответственно называются и нарушения. Сочетание внутриутробной и природовой патологии называется перинатальным повреждением (например, перинатальная энцефалопатия).

Читать еще:  Бинт при варикозе

Вызвать отклонения в развитии могут различные патологические факторы, действующие во внутриутробный период: генетические отклонения, отягощенная наследственность, хронические заболевания родителей; злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками, курением: физические и психические травмы женщины в период беременности; инфекционные, вирусные заболевания, токсоплазмоз; конфликт по резус-фактору; нефропатия – недостаточность деятельности почек, токсикозы и интоксикация (отравления); внешнесредовые факторы – неблагоприятная экологическая ситуация, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка и многие другие неблагоприятные факторы.

Другая группа причин – патология родовой деятельности: быстрые, стремительные роды, длительные роды со стимуляцией, использование щипцов, обвитие ребенка пуповиной, что приводит к рождению в асфиксии (удушье), неквалифицированное оказание акушерской помощи и другие природовые травмы.

Нарушения развития ребенка могут быть вызваны и различными прижизненными факторами: опухали мозга (менингиома), нейроинфекции (менингиты и энцефалиты), инфекционные болезни с осложнением на мозг, открытые и закрытые травмы черепа, сотрясение мозга, контузии и т.д.

В ряде случаев отмечается действие не одного какого-либо патологического фактора, а их сочетание – полиэтиология. Проявляется наследственная отягощенность: через специальные структуры половых клеток родителей – хромосомы – передается информация о признаках отклонений (аномалий) развития. Хромосомные нарушения (абберации) приводят к умственной отсталости ребенка, нарушениям слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и т.д. По данным современной науки, на 1000 новорожденных приходится 5-7 детей с хромосомными аномалиями.

Нарушения психомоторного развития ребенка могут иметь место при нарушениях питания и сна детей, при длительных соматических заболеваниях, вызывающих истощение ребенка и поражение центральной нервной системы. Вероятность возникновения отклонения в развитии повышается у недоношенных детей, родившихся раньше срока или с малым весом тела.

Нарушения развития, связанные с органическим поражением центральной нервной системы, называются органическими нарушениями.

Дефекты развития могут быть вызваны функциональными, а не органическими причинами, тогда говорят о дефицитарном развитии. В их числе: социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация (недостаточность эмоционального положительного контакта ребенка со взрослым), двуязычие (или многоязычие) в семье, нарушение речи окружающих, ограниченность речевых контактов ребенка и др.

Установлено, что благополучное развитие ребенка бывает только в случаях равновесия между внутренними и внешними условиями формирования организма. По словам И.П.Павлова, болезнь возникает там и тогда, когда нарушается равновесие внутренних и внешних условий жизни организма, когда на неблагоприятное воздействие окружающей среды ребенок не может дать соответствующую ответную реакцию, не может приспособиться к этому воздействию.

Функциональные нарушения обычно являются более легкими по сравнению с органическими, и при устранении неблагоприятных факторов развитие интенсифицируется, а при проведении специальной коррекционной работы ребенок может догнать в развитии сверстников. Функциональные нарушения обратимы и при своевременно проведенных коррекционных мероприятиях обычно проходят бесследно.

Л.С. Выготский выдвинул тезис об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка, что было подтверждено рядом более поздних исследований. И в норме, и при патологии психическое развитие имеет поступательный, поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием новых, более совершенных по сравнению с предыдущими качеств, что является основой для будущего скачка в развитии. Свойства психики формируются на основе чередования эволюции признаков с революционным, скачкообразным формированием новых качеств. Динамика развития нормального и аномального ребенка подчинена единым общим закономерностям, при этом каждый вид аномального развития характеризуется своими особенностями. Дети с отклонениями по всем параметрам отличаются от детей с нормальным развитием.

Каждый вид аномального развития характеризуется системным проявлением, в котором выделяются первичные и вторичные отклонения.

При разных видах отклонений в развитии доминирующим является нарушение речевого общения, когда у ребенка нарушена способность к приему и переработке информации. Это общая закономерность всех аномальных детей. При анализе конкретного вида нарушенного развития важно учитывать общие для всей группы проявления нарушений, а также индивидуальные характерологические особенности каждого ребенка. Одна категория аномальных проявлений отличается от другой по ряду диагностических и прогностических значимых показателей.

Важной закономерностью психического развития аномальных детей является трудность их социальной адаптации, затруднения во взаимоотношениях и взаимодействиях с социальной средой.

Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений. Особенности воспитания конкретного ребенка зависят от характера имеющегося у него дефекта, от степени выраженности нарушений отдельных психических процессов и функций, от возрастных и компенсаторных возможностей ребенка, от характера медико-педагогического воздействия, от условий жизни и воспитания ребенка и ряду других факторов. Одни дети нуждаются только в психолого-педагогическом воздействии, другим требуется и серьезная лечебно-оздоровительная помощь. Все это подчеркивает необходимость ранней диагностической и коррекционной работы, ибо ранее выявление нарушений – залог эффективности их преодоления.

Нарушения развития у детей многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Отклонения в развитии бывают разных форм и разной степени выраженности. Часто они становятся заметными, и если своевременно не приняты необходимые лечебно-оздоровительные и педагогические меры, могут возникнуть вторичные отклонения в структуре дефекта. Поэтому очень важно своевременно обнаружить отклонение в развитии и оказать ребенку необходимую помощь. Родители и воспитатели не всегда могут адекватно оценить состояние ребенка, обнаружить имеющиеся у него проблемы и отклонения в развитии, поэтому педагогам общеобразовательных учреждений необходимо иметь определенный запас сведений по специальной психологии и коррекционной педагогике и владеть навыками коррекционно-воспитательного воздействия.

Организм ребенка, его здоровье, личностные особенности рассматриваются современной наукой системно, целостно, многоаспектно.

Педагог должен иметь четкое представление о закономерностях формирования индивида, личности, при этом важно абстрагироваться от частностей и деталей. У педагога должно быть сформировано системное представление, системное мышление и в целом системная парадигма в изучении, обучении и воспитании ребенка, в том числе и ребенка с отклонениями в развитии.

Современный подход к коррекции и компенсации отклонений в развитии может быть охарактеризован как комплексный и личностно-ориентированный, т.е. при оценке состояния ребенка должны учитываться данные разных специалистов, характеризующие разные стороны психического и физического состояния ребенка, и оказываемая ребенку помощь должна быть многоплановой. При этом учитываются индивидуально-личностные особенности каждого ребенка, т.е. коррекционно-воспитательное воздействие не может и не должно быть стандартизированным.

Рекомендации к изучению темы

Этиология нарушения развития.

Виды нарушений, их классификация.

Самостоятельная работа студентов

Составление логико-смысловой модели: «Виды нарушений развития, их классификация».

Вопросы для самоконтроля

Дайте определение понятия «аномалия развития»

Раскройте наиболее популярные классификации отклонений в развитии, представленные в специальной литературе.

Какую классификацию могли бы предложить Вы?

Назовите причины возникновения отклонений в развитии?

Литература для самостоятельной работы

Бородулина,С.Ю. Коррекционная педагогика.[Текст]- Ростов н/Д., 2004.-C.27-34.

Гонеев,А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики.[Текст]- М., 1999.-C.123-128.

Зайцева, И.А. и др. Коррекционная педагогика.[Текст]- Ростов н/Д., 2002.-C.17-20.

Коррекционная педагогика [Текст]/Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1999.- C.13-18.

Виды нарушения психических функций

Человек обладает целым рядом уникальных функций: способностью мыслить, понимать и воспроизводить речь, запоминать информацию, воспринимать окружающую действительность и даже фантазировать. Подобные психические процессы в медицине принято называть высшими, а деятельность их обеспечивается развитой корой головного мозга.

Вследствие различных внешних и внутренних факторов могут возникать нарушения памяти, мышления и прочих психических функций человека. В основе развития разнообразных клинических синдромов лежит функциональное отличие полушарий головного мозга, при поражении которых как раз и возникают психические расстройства.Они могут быть как острыми, так и хроническими, временными и постоянными, но всегда требуют диагностики и лечения.

Расстройства памяти и внимания

Память – это важнейшая способность человеческого существа накапливать, удерживать и воспроизводить полученную информацию. Соответственно, функция данного процесса включает в себя несколько этапов: запоминание, сохранение и воспроизведение (узнавание). Нарушения памяти бывают очень многообразными. Незначительные расстройства могут возникнуть при обычном переутомлении, употребления алкоголя или определённых лекарственных препаратов, невротических реакциях и прочих состояниях. В подобных случаях нарушения памяти являются обратимыми. Как правило, они проходят при устранении провоцирующих факторов.

Более серьезные проблемы возникают при тяжелых патологиях центральной нервной системы, травмах и опухолях головного мозга. В таких ситуациях для полного или частичного восстановления памяти необходима экстренная медицинская помощь.

Возможные варианты патологии памяти

Нарушения памяти могут проявлять в виде дисмнезий и парамнезий (искажения воспоминаний). Дисмнезии, в свою очередь подразделяются на амнезии (отсутствие воспоминаний о событиях, произошедших в некий период времени), гипермнезии (усиление способности запоминать и воспроизводить большой объем информации на длительный период), гипомнезии (временное либо постоянно частичное снижение функции памяти).

В случае искажения воспоминаний, человек может замещать забытые фрагменты собственными фантазиями (конфабуляции) или фрагментами, относящимися к иному участку прошлого (псевдореминисценция). Также парамнезии включают в себя такие нарушения памяти, как криптомнезии, когда пациент предписывает себе воспоминания других лиц, эхомнезии – ощущения повторения событий, происходящих в прошлом или в сновидениях, палимпсесты – единовременное воспроизведение двух воспоминаний, полученных в один момент времени.

Читать еще:  Варикоз под коленом лечение

При различных психоэмоциональных нарушениях обычно страдает и концентрация внимания. У человека нарушается процесс обработки информации и способность к сосредоточению. Функциональные нарушения памяти и внимания часто возникают на фоне депрессивных состояний и повышенной тревожности.

Способность концентрировать внимание незаменима в процессе запоминания информации. Именно поэтому расстройства данной функции негативно влияют и на память человека. Патологии внимания могут проявляться в его неустойчивости (слабости), замедленности или рассеянности.

Существует мнение, что нарушения памяти и внимания – это необратимые процессы, возникающие вследствие возрастных изменений. В медицинских кругах подобная точка зрения считается ошибочной.

Расстройства мышления

Мышление также является одной из высших психических функций человека. По сути, данный процесс являет собой обобщенную форму восприятия и отражения различных объектов. Нарушения мышления могут развиться при разнообразных психических расстройствах, возникших вследствие определенных заболеваний (патологий сосудов головного мозга, болезни Альцгеймера, эпилепсии, черепно-мозговых травматических повреждениях и т.д.). Нарушения мышления включают в себя расстройства динамики мышления, нарушение его операционной стороны и нарушение мотивационного компонента.

Возможные варианты патологии мышления

Если у человека нарушена динамика мышления, для него характерны следующие формы клинических проявлений:

  • ускорение и бессвязность мышления, скачка идей, возникновение часто сменяющихся спонтанных ассоциаций, отсутствие целенаправленности мышления при сохранении способности к анализу собственных действий и признанию ошибок;
  • инертность мышления, при которой ассоциативный процесс становится замедленным, происходит задержка речевой реакции, возникают трудности с ответами на элементарные вопросы, наблюдаются явные нарушения логического мышления;
  • откликаемость – чрезмерная отзывчивость на любые внешние раздражители, которая часто сопровождается потерей ощущения места и времени, проявляются выраженные нарушения восприятия окружающей действительности;
  • непоследовательность суждений – неустойчивость суждений и ассоциаций при сохранении аналитической способности;
  • соскальзывание – внезапное отклонение от линии рассуждения в сторону случайных ассоциаций.

Если нарушена операционная сторона мышления, может возникнуть искажение процесса обобщения или его снижение (затруднение в обнаружении связи между различными предметами или полная неспособность осуществить данный процесс). Расстройства мотивационного компонента проявляются разноплановостью мышления (отсутствием целенаправленных действий), резонерством, некритичностью, бредовыми и навязчивыми состояниями.

Расстройства сознания

Нарушения сознания могут проявляться в его снижении, а также помрачении или изменении. Подобные состояния могут возникнуть вследствие многих неврологических и психических заболеваний, а также под влиянием внешних факторов (травмы, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами и т.д.). Такие нарушения сознания, как его снижение или выключение проявляются несколькими состояниями: обмороком (кратковременной потерей сознания), оглушением различной степени, сопором (патологическим сном) и комой (полное отсутствие сознания).

Острые нарушения сознания

При помрачении сознания у больного возникают такие синдромы, как делирий (острый психоз), аменция (синдром помрачения сознания, возникающий при истощении), онейроидное помрачение сознания, сопровождающееся галлюцинациями с одной стороны и фрагментарным восприятием окружающей действительности с другой.

Нарушения сознания, характеризующиеся его измененным состоянием, могут возникать даже у здоровых людей при переутомлении или повышенной концентрации на определенном предмете. Патологическими считаются следующие виды измененного сознания: большие и малые судорожные припадки, истерия, дисфория (приступы измененного настроения). Все эти формы нарушения сознания требуют тщательной диагностики у психолога и психиатра.

Расстройства личности

Нарушение личности или патологическое развитие личности – это стойкие расстройства различных областей психической деятельности человека. Эти расстройства проявляются дезадаптивным поведением, которое не связано с соматическими, психическими или неврологическими патологиями. Расстройства личности могут развиться еще в детском или подростковом возрасте вследствие недостаточного воспитания или наоборот слишком строгой дисциплины, антисоциального поведения родителей и т.д.

Нарушения личности принято классифицировать следующим образом:

  • Параноидальные. Чрезмерное недоверие к окружающим и подозрительность;
  • Шизоидное расстройство. Ограничение контактов с окружающими, отсутствие эмоциональных проявлений;
  • Диссоциальные. Игнорирование и нарушений общеустановленных норм и правил;
  • Пограничные. Нестабильность самооценки, социальных отношений, чрезмерная импульсивность;
  • Истерические. Стремление всегда быть в центре внимание, чрезмерная эмоциональность;
  • Нарциссические. Убежденность в собственном превосходстве;
  • Обсессивно-компульсивные. Стремление к совершенству, чрезмерная озабоченность порядком;
  • Зависимое расстройство личности. Паталогическая потребность в помощи и заботе окружающих;
  • Пассивно-агрессивные нарушения. Пассивное сопротивление или негативное отношение к адекватным требованиям и правилам;
  • Садистические. Стремление унижать других людей.

Стоит отметить, что большинство людей с нарушениями личности отказывают от медицинской помощи и всячески уклоняются от лечения.

Расстройства движений и действий

Нарушения движений и действий определяются как моторные расстройства, при которых человек не полностью контролируют движения своего тела (возникают нарушения координации движений), теряет способность к выполнению привычных бытовых действий и т.д. Нарушения движений и действий являются следствием расстройств исполнительных (эфферентных) и двигательных (афферентных) механизмов.

Нарушения координации движений и действий при эфферентных расстройствах вызываются парезами (ослабление движения мышц) или параличами. В основе афферентных нарушений обычно лежат более сложные процессы, такие как апраксия, кататоническая активность (бесконтрольные хаотичные движения), насильственные действия, при которых больные выполняют различные акты (плач, смех и т.д.) помимо своей воли.

Одним из примеров нарушений двигательной активности могут служить тики – непроизвольные, быстрые, повторяющиеся движения. Тики могут быть также вокальными, проявляющиеся в покашливании, шмыганье носом и т.д. Острые тики относятся к вариантам нормы, однако их хроническое течение считается патологическим, так как нарушает процесс нормального взаимодействия человека в социуме. Сочетание различных типов двигательных и вокальных тиков в медицине принято называть синдромом Туретта.

Расстройства восприятия и воображения

Восприятие и воображение – это часть познавательных процессов человека, возникающих вследствие отражения сигналов от коры головного мозга. Воображением называют особую форму человеческой психики, которая, по сути, занимает некое промежуточное положение между памятью, мышлением и восприятием. Нарушения восприятия могут быть вызваны патологиями ЦНС, психическими и нервными расстройствами, депрессиями, а также банальным переутомлением. Как правило, возникновение расстройств восприятия и воображения являются прямым следствием нарушения мышления.

Нарушения восприятия могут включать в себя иллюзии и галлюцинации (зрительные, слуховые и прочие), неузнавание окружающих людей и обстановки, деперсонализацию. Иногда у больных наблюдается искажение вкусовых чувств.

Что касается расстройства воображения, то оно может проявляться как в его дефиците, так и в патологической активности. Проявлением подобных нарушений может стать виртуализация сознания, мифомания, псевдология, диссоциация воображения и т.д.

Расстройства эмоциональной сферы

Психология рассматривает человеческие эмоции в качестве субъективных реакций на раздражители различного характера, которые могут проявляться в виде чувства наслаждения, тревоги, радости, страха и т.д. Все проявления жизнедеятельности человека сопровождаются эмоциями, которые являют собой механизм регуляции поведения и психической активности.

О нарушениях эмоциональной сферы говорят, когда на воздействие незначительных раздражителей у человека возникает чрезмерная, патологическая реакция. Как правило, провоцируют подобные расстройства органические поражения головного мозга, психопатии и прочие заболевания.

Классификация нарушений эмоциональной сферы включает в себя следующие виды расстройств:

ВидОпределение
ЭйфорияПатологическая радость
МорияНемотивированно хорошее настроение, сопровождающееся дурашливостью, пошлыми шутками и т.д.
ДисфорияНемотивированная злоба и тоска
ТревогаБеспокойство и тоска, проецируемые в будущее
ДистимияПодавленное настроение без видимых причин
Эмоциональная тупостьОдно из нарушений эмоциональной сферы, связанное с оскудением или исчезновением способности к сопереживанию, этических, моральных и эстетических чувств
Эмоциональная лабильностьНеустойчивость настроения
АпатияПолное безразличие к окружающему миру и себе
Неадекватность эмоцийНесоответствие эмоциональных проявлений вызвавшему их событию

К проявлениям нарушений эмоциональной сферы относятся также депрессии и маниакальные состояния.

Расстройства интеллекта

Интеллект – это система всех познавательных способностей человека, в частности, способность распознавать и решать проблемы, воспринимать абстрактные объекты и устанавливать между ними взаимосвязь. Данная функция является чрезвычайно сложной и включает в себя множество компонентов, таких как ум, память, понимание, внимание, ассоциативное и абстрактное мышление и т.д.

Психология выделяет расстройство интеллекта врожденное (умственная отсталость) и приобретенное (деменция). В первом случае подобное состояние может быть вызвано внутриутробными патологиями либо нарушениями развития детей раннего возраста. В этом случае оценка интеллекта человека оценивается в контексте его поведения в семье и обществе.

Деменция – это потеря приобретенных интеллектуальных навыков. Часто такие нарушения встречаются у людей в пожилом возрасте (старческое слабоумие), но могут диагностироваться и у молодых лиц. О приобретенном нарушении интеллекта речь будет идти только тогда, если больной не страдает расстройствами сознания или мышления. Причины возникновения подобных расстройств кроются в дегенеративных заболеваниях головного мозга, некоторых инфекционных и вирусных поражениях, онкологических заболеваниях и т.д.

Диагностика и лечение всех вышеперечисленных нарушений психических функций, будь то нарушения памяти, восприятия, эмоциональной сферы, нарушения сознания и т.д. у взрослых и детей, входит в компетенцию психологов, психиатров, а также специалистов смежных специальностей. Современная психиатрия располагает множеством методов, с помощью которых больным возможно вернуть траченные функции частично или полностью. Лечение всегда разрабатывается с учетом основных причин, вызвавших психические расстройства.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector